2724

Тамара Гвердцители: "Муж поставил меня на ноги"

Статья из газеты: АиФ Суперзвёзды № 18 15/09/2003

Тамара Гвердцители привыкла проводить жизнь в разъездах - частые гастроли, работа по контракту в Париже и Нью-Йорке, путешествия для души. Но два года назад певица решила наконец покончить с "кочевым образом жизни" и переехала в просторную четырехкомнатную квартиру элитного дома в центре Москвы.

ТАМАРА Гвердцители привыкла проводить жизнь в разъездах - частые гастроли, работа по контракту в Париже и Нью-Йорке, путешествия для души. Но два года назад певица решила наконец покончить с "кочевым образом жизни" и переехала в просторную четырехкомнатную квартиру элитного дома в центре Москвы.

- Вы не поверите, мы теперь соседи с Борей Моисеевым! - встретила нас Тамара в роскошной гостиной. - Эта квартира - моя мечта! Я не стала гнаться за веяниями современной моды и обставлять ее стеклянными столами и убогими лампами. Мне с детства нравились дорогая классическая мебель, кожаные диваны, картины грузинских мастеров на стенах, рояль в углу. В прошлом году друзья подарили мне на день рождения белый рояль, а старый, черный, я отдала музыкальной школе.

Голубое платье

ТАМАРА Гвердцители родилась в Тбилиси в семье кибернетика и учительницы русского языка и литературы. В доме постоянно звучала музыка - бабушка была пианисткой, а мама любила петь. Неудивительно, что в возрасте 5 лет Тамрико (так звали певицу в детстве) впервые взяла в руки микрофон, а уже спустя год поняла, что музыка - ее судьба.

- На самом деле я запела еще раньше - в 11 месяцев, - вспоминает Тамара. - Все смеялись: "Вот, мол, певица!" В Грузии все поют, но у меня был особенный, серебряный с металлом голосок. Говорят, друзья родителей - музыканты - очень серьезно вслушивались. А в три года я уже сама подбирала мелодии. Мое первое выступление в качестве солистки хора (мы исполняли "Песню велосипедистов") состоялось в англоязычном детском саду. Это был очень известный в Тбилиси частный детсад с группами по 10 человек. У меня до сих пор дома хранится голубое капроновое платье с кружавчиками, сшитое мне мамой специально для этого выступления. Потом были съемки детской телевизионной программы, для которой специально отбирали выдающихся детей по всем грузинским детсадам. Мне было тогда 3 года, моему брату - 2, и мы пели дуэтом. На втором куплете он вдруг остановился и начал жалобно на меня смотреть... С тех пор он не поет. Живет в Тбилиси вместе с женой и двумя детьми, работает программистом. Недавно организовал свою компьютерную школу и сейчас преподает в ней.

- А когда вы открыли в себе талант композитора?

- В 12 лет я написала свою первую очень трагичную песню, где были такие слова: "Ты была как ласточка, порхающая по лугам, а в сердце таила вчерашний день, потому что сегодня ты не с нами". Она посвящалась однокласснице, с которой я сидела за одной партой. Девочка повесилась в 11 лет из-за развода родителей. Помню, мы всегда стояли рядом в хоре, ее голос был тоньше, и она говорила, что, когда слышит мой, глубокий, будто начинает расти. Она выгодно отличалась ото всех девочек в классе необычным, рыжим, цветом волос и опережала свой возраст во всем: читала какие-то странные книги, увлекалась культурой Востока. Но никто и подумать не мог, что она способна покончить с собой!

- После школы вы сразу решили стать эстрадной певицей?

- Нет, я хотела поступать в театральный институт. Но родители отсоветовали - боялись, что я сорву еще неокрепший голос. К тому же все пророчили мне будущее пианистки. Когда ты уже в первом классе даешь фортепианные концерты перед всей школой со сменой костюмов после каждого выхода, о другом уже и не мечтаешь! Но настоящая известность пришла ко мне в 9 лет. Я попала в созданный при тбилисском Дворце пионеров первый в стране вокально-инструментальный ансамбль "Мзиури", что в переводе с грузинского означает "Солнечный". Помню, мы ставили спектакль "Буратино", и все 20 девочек хотели быть Мальвинами, а я захотела стать Пьеро. Когда мне принесли колпак и балахон, а гример нарисовал страдающие брови, я совсем с ума сошла - такого грима не было ни у кого! Это был ключ к моему будущему, ведь я по жизни человек печальный. Я так несчастно изображала Пьеро, что дети в зале рыдали! Потом был снят документальный фильм об ансамбле (кадры из него можно было видеть на моем концерте в ГЦКЗ "Россия"), и мы объездили с этим спектаклем весь Советский Союз. С тех пор любой выход на сцену был для меня очень серьезным событием, и я твердо решила стать эстрадной певицей. Но все же закончила консерваторию по классу фортепиано и параллельно - по классу композиции. До сих пор задаю себе вопрос: почему я не осталась в классической музыке? Наверное, это судьба. Сейчас я пою на грузинском, русском, украинском, иврите, французском, английском, итальянском и испанском. Из этих восьми языков шесть я понимаю, на четырех - свободно разговариваю. Когда-то пела на немецком, но он в моей душе не задержался.

- В семье вы тоже говорите на всех этих языках?

- С детства я говорила на грузинском, русском и немецком, хотя в доме звучал и идиш (мой дедушка - из Одессы). Застольные песни у нас тоже были перемешаны - и греческие, и армянские, и еврейские, и грузинские, не говоря уже о кухне - на столе всегда были и маца, и сациви, хотя больше всего я люблю овощи, фрукты, салаты.

Лучший друг женщины

- В ВАШЕМ репертуаре есть грузинская песня "Молитва", при этом вы выходите на сцену без креста. Вы верующий человек?

- Да, разумеется, я верю в Бога и была крещена еще в детстве, в советское время. В Грузии с этим было не так строго, как в России, но сначала родители все равно не говорили мне, что я крещена. Я серьезно отношусь к вере и никогда не надену крест на сцену, где любая деталь - это часть костюма.

- А что вы делаете со своими старыми костюмами - дарите, выбрасываете, продаете с аукциона?

- Участвовать в аукционе мне никто не предлагал, а выбрасывать или дарить наряды, с которыми у меня связаны воспоминания о концертах в разные периоды жизни, я не привыкла. Как можно передать свою энергетику кому-то другому? Поэтому все свои концертные платья (их сейчас около 15) я храню дома. Для меня все они вечны, "дышат" и "живут" той же жизнью, что и их хозяйка. Особенно я люблю два из них - самое счастливое красное и черное, в котором я пела в дуэте с Леграном на величайших сценах мира.

А вот с концертной обувью два года назад у меня произошла забавная история. Во время выступления в ГЦКЗ "Россия" я подвернула ногу при выходе на сцену, сломала каблук и с размаху распласталась во весь рост. Зал замер... А я встала, отряхнулась и, несмотря на адскую боль в ноге, продолжила концерт как ни в чем не бывало! А вечером злость на туфли все же взяла верх - я схватила ножницы и раскромсала ремешки и подошву вдоль и поперек, чтобы не обидно было их выбрасывать. После того как я избавилась таким образом от любимой пары обуви, у меня появилась примета - если вещь ассоциируется у меня с падением, как в прямом, так и в переносном смысле, я больше к ней не прикоснусь.

- В какие еще сценические приметы вы верите?

- Перед выходом на сцену я всегда читаю молитву и вспоминаю своеобразное напутствие на удачу - дорогие моему сердцу слова на грузинском языке, которым обучили меня родители еще в детстве. На сцену я выхожу только с левой стороны и всегда вожу с собой на гастроли несколько талисманов и амулетов, подаренных мне родственниками и друзьями, - чем добрее и ближе тебе человек, тем талисман сильнее. Самый любимый из них - безымянная кукла, подаренная мне родителями в канун моего первого выступления с ансамблем "Мзиури". А еще я никогда не купаюсь в море или в бассейне в день концерта - мне всегда не хватает трех часов, чтобы привести себя потом в порядок!

- Как вам удается поддерживать себя в форме - тренажеры, диеты?

- Тренажеры и диеты - не мой жанр. Разумеется, я делаю небольшую зарядку - упражнения по системе йоги для новичков. Пользуюсь только французской косметикой. Но главное - это сон, лучший друг женской красоты.

- А где и как вы предпочитаете отдыхать?

- Отдых... (Смеется.) Почти незнакомое слово, связанное с мечтой! Оно образовано от "дыхания", поэтому отдых для меня - это прежде всего слияние с природой. По возможности люблю выезжать за город вместе с мужем на дачу к друзьям или бродить по лесу. Но у нас есть любимые места и в черте города. Например, Чистые пруды.

- Где вы познакомились со своим супругом?

- У себя дома. Я была его пациенткой. Как-то из Иркутска я поехала на гастроли в Израиль и вместе со всеми после тяжелого перелета решила поплавать в бассейне... Перемена климата сильно подействовала на мое здоровье. Мне стало плохо прямо на концерте. Когда я увидела Сергея, первой мыслью было: "Уж он-то поставит меня на ноги!" Тогда я могла думать только о своем выздоровлении, а когда ты болен, врач для тебя - самый дорогой человек. Так было и в нашем случае. Спустя какое-то время Сергей сделал мне предложение. Мужчины так прекрасны в этот момент! И слова они подбирают столь точно и изысканно, что раздумывать, как правило, не приходится...

С моим сыном от первого брака Сандро Сергей сразу нашел общий язык. Сын зовет его по имени. Помню, когда он был маленьким, мы обсуждали тему "Откуда берутся дети?". Я объяснила, что детей покупают за очень большие деньги и, чтобы он появился на свет, нам помогли родственники. А купить ему брата или сестру мы пока не в состоянии. Он задумался, а потом сказал: "Ты за меня переплатила, наверное, четыре или пять миллиардов - у меня же хороший голос и слух".

- Вы бы хотели, чтобы сын пошел по вашим стопам?

- У Сандро неплохой голос, но он стесняется петь. Думаю, он станет режиссером. Сейчас он в 11-м классе, а это время полной неопределенности.

100 гвоздик для богини

- ВАМ часто предлагают сняться в кино, в рекламных роликах?

- В ДЕТСТВЕ я часто приходила на кинопробы на Одесскую киностудию и в "Грузия-фильм", но так ни разу нигде и не снялась: 300 детей на одну роль - слишком большая конкуренция. А сейчас никто не может создать толковый сценарий для меня с нормальной музыкой и сюжетом. Недавно мне предложили сделать театральный проект о звездах шоу-бизнеса, где я должна была сыграть одну из звезд - саму себя. Сценарий мне не показали, сказали лишь, что у меня будут достойные партнеры. Последним, видимо, сказали то же самое, и дело приостановилось. А в рекламе я снялась единственный раз - в 1997 году и потом все, кому не лень, бичевали меня из чувства зависти. Газеты писали, что я продалась, потому что мне заплатили гонорар, на который я год могла содержать музыкантов в Москве. Но я действительно пробовала мыть голову этим шампунем перед съемками, и мне он понравился! К тому же англичане предложили мне участие в съемках настолько элегантно, что я просто не смогла отказаться! Сейчас на съемки в рекламе я бы уже не согласилась.

- Вам часто завидуют?

- Все мои враги, скорее, невидимые, я бы даже сказала - виртуальные. По крайней мере, костюмы никто ножницами не режет. А когда мне было 10 лет, в моих туфлях частенько появлялась зубная паста. Сейчас конкуренция приобрела совсем другие формы.

- Вы долгое время работали по контракту во Франции. Идея эмигрировать не возникала?

- Эта идея возникает рано или поздно у всех музыкантов. Многие уезжали, пробовали себя на чужбине и возвращались. И я считаю это в любом случае позитивным опытом. А в Париж меня пригласили французские телевизионщики после одного из концертов. В 1988 году, несмотря на перестройку, выехать работать за рубеж было очень сложно. Переговоры велись долго. Я начала работать по контракту с компанией, которая создавала музыку для документальных фильмов. А позже я четыре года гастролировала по Америке. Были концерты с Леграном, выступления в "Карнеги-холл".

- Говорят, вам приходилось выступать под пулями в огневых точках...

- И не один раз. Правда, не совсем под пулями, но в военное время. Недавно после концерта ко мне подошла женщина, которая напомнила мне интересную историю. В 1983 году она была на моем концерте в Кабуле. Афганцы начали бомбежку, и в зале неожиданно погас свет. Было очень страшно, но я не растерялась и продолжала петь. Тут кто-то из мужчин поднял вверх горящую зажигалку, а вслед за ним в разных местах взметнулись тысячи огней. Весь зал озарился светом. Люди слушали меня, забывая ужасы войны и стараясь не реагировать на эхо взрывов.

- А какие у вас взаимоотношения с поклонниками?

- Однажды я познакомилась в поезде с парнем, который влюбился в меня с первого взгляда и в тот же день прислал в мое купе проводницу с огромным букетом цветов и запиской с признаниями в любви и предложением встретиться в вагоне-ресторане. Со мной был мой коллектив - сплошь красавцы-мужчины, которые изъявили желание встретиться с поклонником вместо меня. Я согласилась. К счастью, все решилось мирным путем - мужчины всю ночь говорили о жизни и хором пели грузинские песни. На следующий день парень пришел ко мне в купе сам, подарил 100 красных гвоздик (это мой любимый цветок) и сказал: "Вы - богиня! А боги не верят объяснениям в любви, им нужно поклоняться!" Я запомнила эту фразу на всю жизнь.

А 20 лет назад я выступала в Испании. Ко мне подошел настоящий испанский мачо, пламенно обнял, признался в любви и подарил мне в знак признательности веер. С тех пор, возвращаясь с гастролей из разных стран мира, я обязательно привожу домой веера. Сейчас в моей коллекции их около 40. А еще у меня есть коллекция кукол, собранная со всей Европы.

- В какой стране вы чувствуете себя наиболее органично, не считая Грузии?

- Я вам не скажу про всю Россию, но в Москве мне очень хорошо... С этим городом у меня связано очень много положительных эмоций. Впервые я приехала в Москву еще в детстве, с мамой, потом - с ансамблем, с собственными концертами и надеюсь остаться здесь навсегда.

Актуальные вопросы

  1. Когда водитель должен переключать дальний свет на ближний?
  2. Можно ли перевозить ребенка на переднем сиденье автомобиля?
  3. Кому может грозить уголовная ответственность за ввоз «санкционки»?


Какая система оценок в школе самая правильная?

Новое на AIF.ru