Примерное время чтения: 11 минут
243

Елена Яковлева: "Я живой человек и реагирую на все"

Если бы сегодня кто-нибудь решился замерить актерский рейтинг, наподобие президентского, то один из самых высоких наверняка оказался бы у Елены Яковлевой. Она просто обречена на популярность. Из-за той же "Каменской", регулярно транслируемой по ТВ. Или передачи о мечтах женщины, ведущей которой она является. Ну и, наконец, из-за двух суперуспешных премьер театра "Современник"- спектаклей "Бесы" (роль сестры капитана Лебядкина Марии) и "Гроза" (впервые в истории русского театра роль Кабанихи потрясающе играет молодая и очень красивая актриса).

РАЗГОВОР народной артистки России с корреспондентом "Суперзвезд" состоялся во время второго акта "Бесов". Блистательно отыграв свои сцены, актриса ждала выхода на поклоны, курила и довольно откровенно отвечала на наши вопросы.

"Об отдыхе остается только мечтать"

- ОДНА из ваших последних ролей в "Современнике"- спектакль "Бесы". Достоевский говорил, что это роман о худших чертах человека, от которых надо избавляться. Вы от чего избавились, играя этот спектакль?

- Пан Вайда, режиссер спектакля, сказал мне, что моя Мария Лебядкина - единственная, у кого нет ни одного беса. Так что я ни от каких плохих своих черт не избавилась.

- А вы как к себе относитесь - стремитесь меняться или живете по-американски и принимаете себя такой, какая вы есть?

- Любой человек меняется. Даже давая интервью, ты уже становишься другим. А насчет американцев... Я не знаю, как вы к ним относитесь. Но в жизни по их нормам - идиотскому стремлению к здоровому образу жизни, когда все резко начинают худеть или пить много воды, чтобы моча была прозрачной, - ничего хорошего нет. Массовый идиотизм отрицает индивидуальность. В Америке ведь и не мог возникнуть такой писатель, как Достоевский.

- Для вас стремление к здоровому образу жизни - это идиотизм?

- Мне кажется, каждый человек должен сам для себя решать, как жить, что есть и что пить. А вообще, когда неделю болеешь, уже ничего не хочется...

- По-моему, именно тогда как раз и понимаешь, что важнее здоровья нет ничего.

- Ну не знаю. Я вот неделю отболела, температура под 38, а у меня премьера за премьерой. Может, это какое-то испытание? Бесы выходят? Зато я поняла, что для меня сейчас самое главное - нормальный человеческий отдых.

- Когда он вам предстоит?

- По плану должен быть летом, после закрытия сезона в театре. Но у меня не получится - буду сниматься в кино. Так что об отдыхе остается только мечтать.

- А я думал, что вы, как любая состоявшаяся актриса, мечтаете только о новых интересных ролях.

- Вы считаете меня состоявшейся актрисой? Вот спасибо. Я-то до сих пор в этом не уверена. Меня ведь все время ругает критика. О работе в спектакле "Мурлин Мурло" писали так, что мне было стыдно подходить к доске с рецензиями. Про "Пигмалион" говорили, что мы, мол, так и знали, что она не сможет хорошо сыграть, повторяется, мол, и все такое. А уж как ругали за "Играем... Шиллера!", я и пересказывать не берусь. Все это не позволяет почувствовать себя состоявшейся актрисой. К тому же у меня до сих пор нет ни одной театральной премии.

- Но публика-то вас обожает. Больше же никто не кричит вам из зрительного зала "Убирайся со сцены!", как кричали ревнивые поклонницы ваших партнеров вначале?

- Такого больше не кричат. Но оценки зрителей по-прежнему порой то удивляют, а то и пугают. У меня уже целая коллекция "зрительских реакций". Помню, играли мы "Двое на качелях". Открывается занавес, я, вся такая счастливая, выхожу и вдруг замечаю женщину, которая прямиком направляется к сцене. Подходит, ставит к моим ногам кипу каких-то книг и грозно говорит: "Лена, зачем ты портишь такую замечательную роль? Лучше почитай". Хорошо, что мой партнер нашелся, взял эти книги, бросил их за кулисы и продолжил спектакль. Я и не помню, как доиграла его. В антракте решила посмотреть, что за книги мне рекомендовали прочесть. Оказалось, какую-то техническую литературу. А та женщина таким образом демонстрировала свою ревность к моему партнеру. Но бывают, конечно, и трогательные моменты. Так, в финале спектакля "Крутой маршрут" об ужасах сталинизма, когда мы на сцене стоим за решеткой, один из мужчин в зале заплакал: "Простите нас".

А еще один раз во время того же "Крутого маршрута", когда мы, по замыслу Галины Борисовны Волчек, поставившей этот замечательный спектакль, стояли на сцене с алюминиевыми мисками и делали вид, что едим из них, громко ударяя о дно алюминиевыми же ложками, кто-то из зрителей подошел к сцене и попросил: "Дайте поесть". Я снова была в шоке, но одна из артисток взяла его под руку и увела... Вообще на эту тему можно много рассказывать.

Дочь такая

- Вы часто задаетесь вопросом, как бы сложилась ваша жизнь, если бы вы вернулись в Харьков из Москвы, не поступив в театральный?

- Иногда думаю об этом. У меня была бы, наверное, банальная женская судьба - вышла бы замуж, родила бы детишек.

- Родители ваши по-прежнему на Украине живут?

- Да. У меня отец военный. Еще во времена Советского Союза его пригласили в Харьковское военное училище преподавать тактику. Для нас, проживших много лет в Сибири, Харьков тогда показался раем - тепло, люди радушные. Так мама с папой там и остались. Сейчас им, конечно, тяжело. Пенсия маленькая, возраст.

- А чего в Москву не перебираются?

- Квартира, дача - жалко оставлять. Да и не одни они - у меня брат там. Вообще в том возрасте, в котором находятся мои родители, не так просто менять жизнь. Вот у Валеры (муж актрисы Валерий Шальных, актер "Современника".- Прим. авт.) мама, поскольку была одна, легко переехала из Свердловска в Москву.

- Вы как-то сказали, что на нашем телевидении много грязи, крови, глупости. Вы себя не чувствуете ответственной за это?

- Вы говорите о ток-шоу, которое я веду?

- Да. Оно же не добавляет интеллектуальности нашему ТВ. Такая вечная жвачка - он изменил ей, она изменила ему.

- Вот если бы вы были фанатом нашей программы...

- Увы, как-то не сложилось.

- А зря. Вы бы тогда увидели, что и там бывают умные люди. Вот вы говорите "жвачка", а ведь у нас звучат интересные мысли. Наша программа заменяет посещение психоаналитика. Я вот никому не могу открыться. Только себе и подружке. А это накапливается в человеке. Вы представьте себе женщину, которую бьет муж.

- Но это же смешно, что она станет рассказывать об этом в программе. Вы - подружке, а она - стране.

- Нет , вот вы представьте себе - ее бьет муж. Вы даже представить себе не можете, скольких женщин бьют мужья! Но они молчат. А тут приходит женщина и рассказывает. И зрители хоть какой-то выход, может, найдут. Понимаете?

- Понимаю, но не верю.

- Но хочется же верить.

- А еще вы говорите, что вас раздражает криминал на экране - стрельба, убийства. А в "Каменской" этого добра тоже навалом.

- Зато в нашем сериале все преступления раскрываются. Столько уж сказано о милиции, что они и оборотни, и все такое... Но стоит случиться какой-нибудь беде, как человек набирает... Какой там у милиции телефон? 01?

- Вы счастливый человек, Лена, раз не знаете. Телефон милиции - 02.

- Ну да. И ему помогают. Хочется же верить, что есть такая Настя Каменская, ее коллеги.

- А вы верите?

- У нас два раза машину угоняли, и два раза находили, так что верю. Хотя меня как-то остановил милиционер и долго пытался выяснить мою личность - у меня не было с собой документов. После этого я перестала верить.

"Выбираю лучшее из худшего"

- ЛЕНА, вы сегодня о каких несыгранных ролях жалеете?

- Трудно сказать... Пожалуй, только о том, что Никита Сергеевич Михалков утвердил не меня, а Ингу Дапкунайте на роль своей жены в "Утомленных солнцем".

- Жизнь бы тогда по-другому сложилась?

- Ну конечно. А еще очень жалею, что не буду играть в спектакле "Чайка", который сейчас ставит Кончаловский. Он предлагал мне роль Аркадиной. Но из-за двух премьер в родном театре мне пришлось отказаться.

- Насколько вы свободный человек?

- Что касается театра, то здесь я человек несвободный. У меня ни разу не было мысли отказаться от того, что дают. Хотя в принципе я, конечно, могла это сделать. А в кино... Стараюсь выбирать лучшее из худшего.

- Я почему спросил вас о свободе? Представил себе ваш день: утром - репетиция, вечером - спектакль, а потом еще и интервью.

- Да, а в перерывах я успеваю еще записать свои телевизионные передачи.

- Тем более. Получается, себе вы не принадлежите?

-Почему? Я все стараюсь делать так, как мне удобно. Вот с вами, например, встречаюсь во время второго акта, когда моя героиня больше на сцене не появляется.

- Вы довольно востребованная актриса - театр, кино, телевидение. И наряду с поклонниками наверняка растет и армия завистников. Вы как-то сказали, что скоро броня от завистников у вас станет крепче, чем у папиного танка. И как броня, покрепчала?

- Думаю, что да. Я человек живой и реагирую на все. Но если раньше мне становилось больно от каких-то обидных слов и я долго переживала, то теперь ко всему отношусь спокойнее. Перестала наконец съедать себя.

- У нас и в театре, и в кино очень много Яковлевых. У вас никогда не было мысли поменять фамилию?

- Когда я снималась в картине "Плюмбум, или Опасная игра", режиссер Вадим Абдрашитов предлагал мне это сделать. Но я перевела все в шутку. А недавно узнала, что фамилия и имя человека влияют на его судьбу. Так меня, наверное, какие-то высшие силы уберегли от ошибки. Я и замуж когда выходила, даже в мыслях не держала изменить фамилию.

- У вас с Интернетом какие отношения?

- Да никаких.

- А я в Интернете наткнулся на сайт "фото голой Яковлевой".

- Как это?

- Просто три слова - "фото голой Яковлевой". Я кликнул.

- Ну-ну, и что там?

- Не открылся.

- Может, давнее что-то. Я по молодости шалила... А теперь, Игорь, извините. Мне пора.

- Я, кстати, не задал вам ни одного вопроса про "Интердевочку". А вы, помнится, обещали приз журналисту, который не спросит об этом фильме.

- Но слово-то "интердевочка" прозвучало.

- Что ж, значит, приз переходит следующему интервьюеру.

Досье "Суперзвезд"

ЯКОВЛЕВА Елена Алексеевна.

Родилась 5 марта в г. Новограде-Волынском Житомирской области Украинской ССР.

Отец, Алексей Николаевич, - военный. Мать, Валерия Павловна, - служащая НИИ.

В 1978-м окончила школу в г. Харькове.

В 1980-м поступила в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) им. А. В. Луначарского. Училась на курсе В. Андреева.

В 1983-м, еще будучи студенткой, дебютировала в фильме Г. Э. Юнгвальд-Хилькевича "Двое под одним зонтом".

С 1984-го играла в театре "Современник".

В 1985-м перешла в Театр им. Ермоловой, откуда через три года вернулась в "Современник", где играет и до сих пор.

Наиболее известные спектакли с ее участием - "Мурлин Мурло", "Мы едем, едем, едем...", "Пигмалион" и др.

В кино Яковлева знакома зрителям по фильмам "Интердевочка" (приз "Ника" за лучшую женскую роль, 1989, приз Токийского кинофестиваля, 1989), "Лестница" (приз Римского кинофестиваля, 1990), "Анкор, еще анкор!" (приз "Ника" за лучшую женскую роль, 1992), "Какая чудная игра" (1995), телесериалам "Петербургские тайны" (1994 - 1995), "Каменская" (2000).

Народная артистка России.

Муж, Валерий Шальных, - актер театра "Современник". Сын Денис (1992). Живет в Москве.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно