aif.ru counter
4479

"Большая перемена" 35 лет спустя

Статья из газеты: АиФ Суперзвёзды № 16 22/08/2006

35 лет назад началась работа над съёмками телефильма "Большая перемена". Правда, картина сначала называлась иначе... Играть должны были другие актёры... И финал был совсем не таким...

35 ЛЕТ назад началась работа над съёмками телефильма "Большая перемена". Правда, картина сначала называлась иначе... Играть должны были другие актёры... И финал был совсем не таким...

Урок первый

НА САМОМ деле истории про школьного учителя Нестора Петровича не 35 лет, а почти полвека. Её придумал писатель Георгий Садовников и изложил в 50-х годах прошлого столетия в своей повести "Иду к людям".

"Я год работал учителем истории в школе рабочей молодёжи в Краснодаре. Это произвело на меня столь сильное впечатление, что не написать об этом я просто не мог, - рассказывает Георгий Михайлович. - Режиссёр фильма Алексей Коренев решил, что повесть автобиографична, и на роль Нестора Петровича пробовал актёров, внешне похожих на меня, - Андрея Мягкова и Михаила Кононова (последнего и утвердили). Но книга не про меня! Я не поступал в аспирантуру и не сох по некой Полине. А взял лишь некоторые сюжеты из жизни. У меня в классе был ученик, смахивающий на Ганжу. Был прототип Нелли Леднёвой, которую сыграла Светлана Крючкова. Крупная девушка, работавшая на стройке бетонщицей, влюбилась в меня и всё время норовила проводить вечером до дома: "Вам одному будет страшно".

Фамилии героев родились сами собой. Любителя танцев Ляпишева (Виктор Проскурин) я наградил фамилией секретаря райкома комсомола в Краснодаре. Директор краевого драмтеатра "подарил" свою фамилию Петрыкину (Ролан Быков). У меня был короткий роман с девушкой, которая потом собралась выйти замуж за парня по фамилии Коровянский и спросила у меня: "А что, если я стану Коровянской?" Фамилия показалась мне смешной, и я дал её подруге героя Савелия Крамарова".

Георгий Садовников и режиссёр Алексей Коренев вместе написали сценарий фильма и назвали его "Приключения школьного учителя".

"Что тут началось! - вспоминает Садовников. - В "Вечёрке" в рубрике "Хроника "Мосфильма" появилось малюсенькое сообщение о начале съёмок картины. И уже на следующий день в Министерство образования пришло 400 писем от возмущённых учителей. "Не надо издеваться над учительством! Педагогика и приключения - вещи не совместные!" Мы даже перепугались, когда министерство потребовало сценарий: а вдруг запретят? Но там оказались люди с чувством юмора. И заставили нас лишь поменять название, чтобы не обижать учителей.

Я, режиссёр, оператор Анатолий Мукасей и ещё пара человек из съёмочной группы поехали отметить радостное событие в ресторан Дома литераторов. "За лучшее название ставлю бутылку коньяка!" - предложил я. Толя Мукасей тут же сказал: "Большая перемена". И честно заработал свой коньяк".

Перемена

ПОМИМО "Большой перемены" режиссёр Алексей Коренев снял такие замечательные фильмы, как "Вас вызывает Таймыр", "Ловушка для одинокого мужчины" и "По семейным обстоятельствам", где Ролан Быков сыграл врача-логопеда с улицы "Ойкого".

"Но в начале карьеры у Алексея были большие идеологические неприятности, - рассказывает Садовников. - В 1957 году он снял фильм "Черноморочка", который обругали даже в "Правде". Ему потом долго не давали снимать самостоятельно, и он работал вторым режиссёром у Эльдара Рязанова. Поэтому в "Большой перемене" Алексей решил подстраховаться. И вписал в фильм абсолютно инородный эпизод: Нестор Петрович говорит подопечным о необходимости рабочему человеку учиться. А текст монолога содрал из... доклада Брежнева. Я потом любил подшутить: "Лёш, а ты не боишься, что Брежнев подаст на тебя в суд за плагиат?"

Урок второй

КОГДА начинаешь копаться в истории создания фильма, понимаешь: а ведь он мог быть совсем другим! "Большая перемена" не исключение. Если бы не ряд обстоятельств и его величество случай, картина могла иметь не только другое название, но и других героев.

Нестором Петровичем мог стать Андрей Мягков. Но, говорят, актёр поставил условие, что в фильме будет сниматься только вместе с супругой. Выбрали Михаила Кононова.

Роль Ганжи "примеривали" на себя Станислав Садальский, Александр Филиппенко и Юрий Векслер. Последний отказался сниматься и попросил свою супругу отвезти сценарий на киностудию. В дверях она столкнулась с режиссёром Алексеем Кореневым, который тут же обратил внимание на девушку. "А что вы делаете сегодня вечером?" - спросил он. "А в чём дело?" - "Приходите на репетицию". Это была студентка Школы-студии МХАТ Светлана Крючкова.

Вечером на репетиции она пробовалась на роль жены Ганжи - учительницы литературы Светланы Афанасьевны. "Ганжа тащит вас в комнату, а вы сопротивляетесь", - поставил задачу режиссёр. Крючкова сопротивлялась, сопротивлялась и... укусила Ганжу - Збруева за палец. Придя домой, Светлана расстроилась: "Не возьмут". Но на следующий день ей позвонили и сказали: "Вас утвердили - только на роль Нелли Леднёвой".

Телефильм показывали как раз в то время, когда Крючкова заканчивала Школу-студию МХАТ. На выпускном Олег Павлович Табаков при всех произнёс: "Мы вас вчера по телевизору видели, вы нам очень понравились". И выпускницу пригласили сразу во все московские театры благодаря "Большой перемене".

А женой Ганжи (кстати, в повести Садовникова учительница и ученик не были женаты) стала молодая актриса Театра им. Моссовета Наталья Богунова.

Поскольку Светлана Крючкова, Наталья Богунова и Наталья Гвоздикова, выбранная режиссёром на роль Полины, были блондинками, последней предложили надеть чёрный парик. "Это был роскошный японский парик, который где-то раздобыл наш костюмер, - вспоминает Наталья Гвоздикова. - Но надевали его в самый последний момент перед съёмкой. Постоянно ходить в парике, под которым прятали мои длиннющие волосы, было невыносимо. Снимали в очень жарких павильонах или на пляже, где Полина катается на водных лыжах (кстати, актриса сама гоняла на лыжах, не пользуясь услугами дублёра. - Авт.)".

Из-за чёрного парика поклонники не сразу определили в Полине Наталью Гвоздикову. После выхода на экран "Большой перемены" один мужчина аж из Сибири приехал свататься к Полине. И был немало удивлён, что его "любимая" на самом деле светленькая.

"С Юрой Кузьменковым (он играл влюблённого в Полину Федоскина) мы работали вместе ещё в двух картинах, - рассказывает актриса. - И в них мои героини тоже предпочитают ему других кавалеров. Юра потом шутил: "Ну смотри, Наталья! Если мы с тобой ещё раз встретимся на экране и ты опять мне откажешь, я за себя не ручаюсь..."

Перемена

ЭЛЬДАР Рязанов всегда появляется в маленьких эпизодах своих картин. Алексей Коренев себя не снимал, зато просил поучаствовать в массовках знакомых. Поэтому 9 "А" класс в "Большой перемене" (за исключением главных героев) - это близкие друзья режиссёра.

Девушку с ребёнком сыграла старшая дочь Коренева Маша, которая в то время уже закончила Полиграфический институт и работала художником-графиком (сейчас она живёт в Америке).

У Маши в фильме есть эпизод, в котором она отвечает урок по истории. Чтобы достичь естественности, отец-режиссёр не предупредил дочь о том, какой вопрос ей задаст Нестор Петрович. И Маше пришлось говорить то, что знала...

Урок третий

КОНЕЧНО, Коренев хотел снимать и свою младшую дочь Лену, которая собиралась стать актрисой (она играла в его предыдущей картине, а спустя 10 лет прославилась как Людочка из "Покровских ворот"). "Папа пробовал меня на роль Люськи - ветреной подружки танцора Генки Ляпишева, - говорит Елена Коренева. - Но я решила, что не должна сниматься. Во-первых, думала, что не комедийная актриса. Во-вторых, объект моей любви ревновал к съёмкам и некоторым партнёрам. Папе я не говорила об этом. Рассказала о причинах отказа маме, и она меня поддержала. Сейчас я понимаю, какой это был идиотизм с моей стороны. Надо было пойти навстречу папе и не обижать его".

На роль Люськи пробовалась и актриса Нина Маслова. "Я репетировала с Валерой Носиком, который сначала собирался играть Ляпишева, а потом стал Фукиным, - рассказывает актриса. - Но, посмотрев кинопробы, Коренев сказал: "Я хочу предложить тебе сыграть Коровянскую. Обещаю - вашу пару с Крамаровым не забудут". Кстати, могу похвастаться. Это я на съёмках придумала наш диалог с Савелием: "Что ты мне глазки строишь?" - "А что, я тебе кооператив должен строить?"

Красавицу блондинку Люську, в конце концов, сыграла Ирина Азер. Актриса рассказывает: "Помните сцену, когда Люська ждёт Ляпишева на танцах, а его увёл на лекцию Петрыкин - Быков? Появился кавалер поздно вечером и весь мокрый, потому что бежал по пояс в воде. Витя Проскурин страшно замёрз на съёмке, и, чтобы согрелся, ему налили водки. По-моему, он первый раз в жизни её тогда попробовал. Захмелел и пошёл искупнуться... Все его ищут, а Вити нет... Возвращается раненый. Оказывается, напоролся в пруду на стекло и порезал ногу.

Ногу забинтовали и опять начали снимать. "Витя, я тебя прошу, не надо меня целовать. Камеры стоят так, что ничего не видно. Просто обнимемся, - говорю я хмельному Проскурину. - А он возьми да и поцелуй меня с пьяных глаз по-настоящему. Еле отцепилась. Кажется, именно этот дубль и вошёл в картину. А другая сцена вообще получилась у меня случайно. Иду я обиженная от Ляпишева в своих белых туфельках, камера работает, и вдруг отваливается каблук. Хорошо, не растерялась. Сняла вторую туфлю, выбросила её и пошла босиком в гордом одиночестве. Не знаю, почему каблук отвалился, туфли были новые".

Модно одетые героини "Большой перемены" стали примером для советских дам. Зрительницы потом приходили в ателье и просили сшить такой же костюмчик, как у Нелли Леднёвой, или такое же платье, как у жены Ганжи.

Наряды эти придумала известный на "Мосфильме" художник по костюмам Шели Быховская. А вот мужчин по сценарию ей пришлось одеть в робу. Все актёры спокойно щеголяли по заводу в рабочей одежде, и только Александр Збруев категорически отказался надевать робу. "Не буду!" - и всё тут. Режиссёр сначала негодовал: "Человек не может работать на заводе в замшевой куртке!" - а потом согласился: стильная курточка придала образу хулигана Ганжи особый шик.

Кстати, внимательный зритель не мог не заметить киноляп, связанный с Ганжой. Помните, он ошпарил на заводе руку? На экране повреждена правая рука. Приходит в медчасть - забинтовывают левую. Сидит Ганжа на лавочке в ожидании жены: в бинте опять правая рука. Заходят домой - левая...

"Что за путаница?" - спрашиваю у сценариста. "Ох, - вздохнул Георгий Садовников, - мы заметили этот прокол на монтаже, но было уже слишком поздно. Чтобы переснять этот эпизод, пришлось бы снова ехать на шинный завод в Ярославль, где снимали ожог Ганжи. Декорации медсанчасти и квартиры были разобраны... Оставили так, как есть. Я потом заметил ещё несколько ляпов. К Нестору Петровичу подходит учительница физкультуры. Но в вечерних школах не было физкультуры! И учительскую почему-то назвали "учебной частью". А мой друг обратил внимание, что вместо пива Леонов и Збруев пьют квас. Ну не было в тот момент в Ярославле пива! К счастью, все эти киноляпы не повлияли на отношение зрителей к картине".

Перемена

АКТЁРЫ в один голос говорят о том, что "Большая перемена" получилась светлой и доброй, потому что на площадке царила дружеская обстановка. Евгений Леонов хлопал по попе (согласно сценарию!) Светлану Крючкову, она в ответ весело колошматила "отца". Заслуженный Евгений Павлович так развеселился, что сам предложил, чтобы его герой забрался в школу через окно - "молодость вспомнил".

Прямо на съёмках в Ярославле придумали эпизод спасения Петрыкиным Нестора Петровича. А Михаил Кононов на самом деле не умел плавать. Но всё же прыгнул в Волгу и... начал тонуть. Так что Ролану Быкову по-настоящему пришлось спасать своего коллегу.

Урок четвертый

"КОМПАНИЯ у нас собралась потрясающая, - вспоминает Нина Маслова. - Все молодые, весёлые. Хоть и жили в жуткой гостинице в Ярославле с колоссальным количеством тараканов, всё равно было хорошо. Помню, отмечали 9 Мая. А зарплату нам почему-то не успели заплатить. Походили по комнатам, пособирали с каждого буквально по копейке, но стол накрыли".

"Поскольку группа собралась молодёжная, случались и влюблённости, - рассказывает Наталья Гвоздикова. - Помню, в какой-то газете потом написали: "Евгений Жариков отбил Гвоздикову у Савелия Крамарова". Но, во-первых, я тогда ещё не была знакома с Жариковым. А Савелий... Не буду отрицать: он несколько раз подвозил меня домой и спрашивал: "Как вы считаете, такая девушка, как вы, может выйти за меня замуж?" Но Крамаров в принципе очень любил женщин. Думаю, помимо меня параллельно у него были и другие симпатии..."

У режиссёра и съёмочной группы не сложились отношения только с исполнителем главной роли Михаилом Кононовым. "Моя сестра рассказывала, что Миша вёл себя на площадке, как актёр, который категорически не доверяет режиссёру, - говорит Елена Коренева. - Сидел в сторонке, демонстративно читал журнал и всем своим видом подчёркивал, что он случайно попал в фильм".

"У Кононова был такой актёрский приём. Чтобы "разогреть" себя, ему надо было с кем-то поругаться, - вспоминает Георгий Садовников. - Помню, однажды он сильно обидел жену Ганжи - Наташу Богунову. Пришлось потом её долго успокаивать и утирать слёзы. Но в целом нервных моментов было немного. Съёмки проходили весело".

Перемена

К СОЖАЛЕНИЮ, до 35-летия фильма не дожили многие участники "Большой перемены". Нет Петрыкина - Ролана Быкова, его жены Вали - Люси Овчинниковой, уборщицы тёти Глаши - Валентины Сперантовой, Фукина - Валерия Носика, Тимохина - Савелия Крамарова, Леднёва - Евгения Леонова, профессора Волосюка - Михаила Яншина, милиционера - Ивана Рыжова и фотографа - Владимира Басова.

Не стало режиссёра Алексея Коренева и композитора Эдуарда Колмановского, написавшего такую трогательную музыку на слова Михаила Танича: "Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает..."

Урок пятый

ТЕЛЕФИЛЬМ был снят по сегодняшним меркам за смешные деньги - 400 тысяч рублей. Школы рабочей молодёжи остались в далёком советском прошлом. А "Большую перемену" по-прежнему смотрят.

Кстати, сначала планировалось, что это будет 2-серийная картина. Потом работа закипела, руководству студии "Телефильм" материал понравился, и было решено сделать 4 серии. Только сегодня, впервые за 35 лет (!), сценарист признался "Суперзвёздам", что в фильме могло быть пять серий.

"Время и деньги, выделенные на съёмки, закончились, поэтому мы не стали затевать 5-ю серию. Сейчас жаль, - говорит Георгий Садовников. - Потому что в фильм не вошёл один очень смешной эпизод. Картина заканчивается балом. Но он возник как-то искусственно. По сценарию танцы должны были следовать после спектакля, который решила поставить жена Ганжи. И привлекла к репетициям Нестора Петровича. Играли "Евгения Онегина", а главную роль взял на себя Тимохин - Крамаров. Оказалось, что в местном драмтеатре у него работает тётка, которая может помочь с костюмами, но при условии: Татьяну должна играть его возлюбленная Коровянская.

У Коровянской, конечно же, ничего не получалось, и за 15 минут до начала представления она сбежала. Жена Ганжи заменить не смогла - она сорвала голос на репетициях. И последней надеждой оказался Нестор Петрович, который единственный знал текст наизусть. Нестора загримировали... Он стал похож на старую графиню из "Пиковой дамы" и в таком виде появился перед Крамаровым. А тот ничего не подозревал... В общем, должно было быть смешно..."


КРЫЛАТЫЕ СЛОВА ИЗ ФИЛЬМА:

- Что же такое получается! Ходишь-ходишь в школу, а потом - бац! - вторая смена. (Ляпишев)

- Публично чулки не поправлять, юбки не задирать, новыми комбинациями не хвастаться. Всё должно быть шарман, чёрт подери! (В учительской)

- У всех отцы как отцы, а ты, как мальчик, всё в школу бегаешь. (Нелли Леднёва)

- Я наблюдал за вами 7 дней и пришёл к выводу, что вы меня достойны. (Нестор Петрович)

- Я тоже человек! Я целоваться хочу! (Ляпишев)

- Ходють тут всякие, ходють... (Тётя Глаша)

- Внимание! Аттракцион невиданной жадности! (Ганжа)

- Внимание! Аттракцион невиданной щедрости! (Тимохин)

Смотрите также:

Актуальные вопросы

  1. Нужно ли при ДТП убирать машины с дороги или можно «собирать пробку»?
  2. Что будет, если на Земле растает весь лёд?
  3. Что за объединительный собор проходит в Киеве?