Примерное время чтения: 4 минуты
2462

Будь как я...

В ДЕТСТВЕ я ненавидел соседского мальчика Сашу, хотя ничего плохого за все время, что я его помню, он мне не сделал. Не любил я его за то, что всем своим существованием он ежедневно отравлял мне жизнь, даже не подозревая об этом. Начиналось все с самого утра. "Вот ты не ешь кашу, а Саша ее обожает, поэтому он сильнее и умнее тебя". "Саша уже сбегал и в булочную, и за молоком, а тебя вечно не допросишься". "Саша всегда здоровается со всеми взрослыми в подъезде, а ты вечно буркнешь что-то под нос или вообще пролетаешь мимо!"

Любой из нас может вспомнить из своего детства личность, которую родители ставили в пример. И это почему-то чрезвычайно злило, раздражало и не имело никаких педагогических последствий, ради которых родители и приводили нам в пример Сашу, Олю или Петю. Почему?

Потому что метод сравнения абсолютно антипедагогичен. Сравнивая своего ребенка с кем-то ради того, чтобы показать ему чье-то превосходство, взрослые, не осознавая сами, унижают достоинство ребенка. А дети очень уязвимы, болезненно уязвимы.

Подумаешь, обидели его, сделав замечание, сравнив с кем-то... А вот и "не подумаешь". В этот момент вы клеите своему ребенку ярлык неполноценности. И чем больше таких ярлыков вы навешаете, тем быстрее и надежнее может сформироваться комплекс неполноценности.

Представьте, что и вас постоянно сравнивали бы с кем-то. И это сравнение было явно не в вашу пользу. Среди ваших знакомых наверняка можно найти и более энергичных, и более удачливых в карьере или бизнесе, более модно одевающихся. Хотелось бы вам, чтоб этих персонажей ставили в пример? То-то и оно, что нет.

Есть еще одна распространенная педагогическая ошибка: вы, может быть, и не сравниваете своего ребенка ни с кем, но для усиления эмоций любите обобщать, сопровождая нравоучения словом "вечно". "Вечно ты опаздываешь", "Вечно ты неаккуратный". Не употребляйте это слово в таком контексте. Найдите другую форму выражения своей мысли. Например: "Ты очень огорчишь меня, если сегодня опоздаешь, ведь учитель тебе уже сделал замечание в прошлый раз...", "Я так старалась, чтоб на празднике ты выглядел нарядным, а ты за 5 минут испачкался". Почувствовав, что огорчает вас, ребенок задумается над своим поведением больше, нежели над "вечными" замечаниями, которые влетают в одно ухо и вылетают в другое.

И последнее. Самый банальный, быть может, на ваш взгляд, совет: воспитывайте собственным примером. Хотите от ребенка аккуратности, приучайте его к этому на собственном примере. "Давай вместе уберем игрушки и ты увидишь, как станет в комнате красиво". "Давай, ты свои ботинки почистишь, а я свои, и утром мы выйдем в чистой обуви". "Посмотри, как красиво сидит отглаженный костюм на мне, постарайся и ты свой не помять". А уж о том, что и вам следует быть со всеми вежливыми и чаще говорить "спасибо", "пожалуйста", "доброе утро", стоит ли говорить? Дети очень наблюдательны. Если вежливы, улыбчивы, доброжелательны вы, то и ваше чадо вырастет таким же.


Интересно

Приучаем малыша к чтению

НЕ КАЖДЫЙ ребенок получает удовольствие от самостоятельного чтения. Чтобы научить малыша читать и привить ему любовь к книгам, необходимо ежедневно читать ему вслух. Приключения Красной Шапочки и Карлсона учат ребенка связывать слова с возникающими в его сознании образами, он учится представлять себе то, что читает взрослый, развивает фантазию. Психологами установлено, что ребенок, которому ежедневно читают вслух, задает по книгам 10-15 тысяч вопросов в год и, соответственно, получает столько же ответов. А значит, чем больше вы читаете ребенку вслух, тем лучше он развивается и тем богаче запас его представлений об окружающем мире. Другой вариант, если у вас не так много времени, - аудиокниги (они часто продаются в комплекте с обычными книгами). Научите ребенка включать магнитофон, и тогда он сможет самостоятельно слушать текст и разглядывать картинки.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно