Примерное время чтения: 3 минуты
425

Флот

Подводные лодки

В предвоенные годы наша промышленность передала Военно-морскому флоту четыре крейсера, 35 эсминцев, 22 сторожевых корабля и более 200 подводных лодок.

Подводные лодки стали основной ударной силой ВМФ во время Великой Отечественной войны. Они уничтожили 87 боевых кораблей и 322 транспорта противника.

Самый знаменитый советский подводник - капитан третьего ранга Александр Маринеско. Он командовал подводной лодкой С-13 на Балтийском флоте. 30 января 1945 года С-13 атаковала "неуязвимый" фашистский лайнер "Вильгельм Густлов". Три торпеды попали точно в цель, отправив на дно несколько тысяч вражеских солдат и офицеров. Потопление "Густлова" военные историки называют "атакой века".

Через десять дней Маринеско выследил в море крейсер, охраняемый шестью эсминцами. И опять успех! Пробитый советскими торпедами, крейсер ушел на дно, унеся с собой 3600 гитлеровцев.

У подводных лодок серии "С" ("Сталинец") было шесть торпедных аппаратов и две пушки. В надводном положении они могли идти со скоростью 19 узлов, под водой - 9 узлов. Максимальная глубина погружения - 100 м.

В боевом строю были также лодки других типов. "Малютки" опускались на глубину 60 м, их скорость была 13,2 узла в надводном положении, 7 узлов под водой. На них стояли два торпедных аппарата и одна пушка. "Щука" развивала скорость до 12 узлов (под водой - 8,5), погружалась на 90 м, имела шесть торпедных аппаратов (четыре носовых и два кормовых) и одну пушку.

Лучшей считалась подводная лодка серии "К". Ее, как и реактивные минометы, называли "катюшей". Автор этого проекта - конструктор М.А.Рудницкий. Два двигателя по 4200 лошадиных сил каждый позволяли "катюше" двигаться со скоростью 22,5 узла в надводном положении и 10,3 узла под водой. Субмарина была вооружена 10 торпедными аппаратами (24 торпеды), 2 пушками (100-мм и 45-мм) и 20 минами заграждения.

Наши подводные лодки и торпедные катера были оснащены торпедами типа 53-38. Их скорость - 44,5 узла, дальность хода - 4000 м.

Моряки измеряют скорость корабля в узлах, а пройденное расстояние в милях. Морская миля - 1852 м, а узел - это одна миля в час. У крейсера времен Великой Отечественной войны скорость была до 33 узлов. Торпедные катера развивали скорость до 52 узлов. Лучшие подводные лодки в надводном положении шли со скоростью 22,5 узла, а в подводном - 10,3.

Торпедный катер Г-5

"Русские москиты в море! Спасайся, кто может!" Такую команду передавали немцы, когда замечали наши торпедные катера.

...В Баренцевом море шел караван фашистских судов. Тяжелыми утюгами ползли танкеры с топливом, большие транспорты были набиты солдатами и боевой техникой. Вдруг на горизонте появились белые буруны. Это мчались наши торпедные катера. Один из них выпустил дымовую завесу. Густая стена дыма прикрыла остальные катера от вражеских прицелов. Прозвучала команда: "Аппараты, пли!" - и к неприятельским бортам устремились торпеды. Один за другим прогремели громовые раскаты. Девять немецких судов отправили в этом бою на дно советские моряки-североморцы.

В годы войны в наших Военно-морских силах больше всего было торпедных катеров марки Г-5. Они могли мчаться со скоростью 52 узла (почти 95 км в час). У лучшего немецкого торпедного катера S100 скоростные данные были намного ниже - 41 узел. На Г-5 стояли два торпедных аппарата и два пулемета. В экипаже было шесть человек. Наши заводы выпустили 330 таких катеров.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно