Примерное время чтения: 7 минут
270

Сорок сороков

Россия - светское государство, но, в соответствии с гарантируемым Конституцией принципом свободы совести, каждый волен исповедовать ту религию, которую он считает для себя правильной. В столице работает около тысячи религиозных организаций и объединений, представляющих более 50 конфессий и направлений религиозной мысли. Основную часть верующих людей в Москве, как и во все исторические времена, составляют православные, принадлежащие к Русской православной церкви.

Самый старый храм

Когда-то говорили, что храмов в Москве - сорок сороков. Это, конечно, преувеличение, но церквей в столице и впрямь было много. Первые каменные церкви появились в московском Кремле в конце XIII века, но до наших времен они не дошли. Самый старый храм, которым мы можем полюбоваться, это Успенский собор, построенный в Кремле итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти в 1475-1479 годах. Этот собор стал местом погребения русских митрополитов и патриархов, здесь же проходили коронации всех российских царей и императоров. В 1488 году было закончено строительство церкви Ризоположения, а годом позже - Благовещенского собора Кремля. Самым старым собором Москвы, находящимся вне кремлевских стен, можно считать церковь мученика Трифона в Напрудном: предполагается, что год его рождения - 1492 год.

Самый знаменитый храм

Самый знаменитый, а точнее - самый известный храм Москвы, это, несомненно, Покровский собор. Он был построен в честь взятия Казани войсками Ивана Грозного. Его строителями считают мастеров Барму и Постника. Впрочем, по мнению некоторых исследователей, это одно и то же лицо: Барма по прозвищу Постник. Строился собор 6 лет и был закончен в 1561 году. На протяжении столетий собор достраивали, "улучшали". А когда в 1588 году к храму был пристроен придел над могилой московского юродивого Василия, то собор получил второе, популярное в народе, имя - собор Василия Блаженного. С этим собором связаны две легенды. Одна относится к середине XVI века: Иван Грозный, увидев, какое чудо сотворили его мастера, повелел ослепить их, чтобы не могли они построить где-то храм еще краше. Современные ученые считают эту историю вымыслом. А вторая легенда относится не к тому времени, когда храм строили, а к тому, когда в 1930-х годах его хотели ... снести! Говорят, что, показывая Сталину макет будущей Красной площади, один из его приспешников, Л. Каганович, убрал модель Покровского собора: вот, дескать, как просторно будет на площади парадам и демонстрациям трудящихся! Но вождь якобы заметил ему: "Поставь на место. Не ты ставил, не тебе снимать..." Было такое или не было - кто знает? Во всяком случае, при сносе сотен других памятников истории вождь такого великодушия не проявлял.

Самый главный храм

Среди московских храмов есть один, о котором каждый из нас, даже не очень сведущий в религиозных вопросах, сразу скажет: "Он самый главный!" Это храм Христа Спасителя на улице Волхонке. Построить его задумали в декабре 1812 года, сразу после ухода из города последнего французского солдата. Был объявлен международный конкурс, в котором победил проект художника А. Витберга. Храм начали строить в 1817 году на Воробьевых горах. Но проект оказался дорогим, и Николай I решил от него отказаться, выбрав место для храма у Пречистенских ворот Белого города, на месте Алексеевского монастыря. Храм строили больше 43 лет: с 10 сентября 1839 года до 26 мая 1883 года, когда он был освящен. Проектировал храм архитектор К. Тон. В украшении храма принимали участие лучшие художники и скульпторы России. А 5 декабря 1931 года храм взорвали, и на его месте началось строительство нелепого здания Дворца Советов, которое, к счастью для Москвы, так и не было построено. В 1950-х фундамент несостоявшегося "дворца" использовали для сооружения плавательного бассейна "Москва".

В 1994 году по инициативе мэра Москвы Ю.М. Лужкова решили воссоздать храм Христа Спасителя, и он был построен! Новый храм - копия взорванного, но в конструкции его стилобата (цокольная часть) сооружен зал церковных собраний. Колокола для храма отливали на московском заводе ЗИЛ, а украшением и росписью занимались современные художники. Сегодня этот храм-памятник, посвященный Победе в Отечественной войне 1812-1814 годов, считается главным в России - патриаршим кафедральным собором Русской Православной церкви.

Сторожа Москвы

Почему монастыри, существовавшие в окрестностях древней столицы с начала XIII века, называют "сторожами Москвы"? В те времена к городу часто подступали враги - татарская конница, а позднее, в XVI и начале XVII века, - литовские и польские отряды. Каждый монастырь представлял собой крепость - высокие стены с башнями, запас пушек и ружей на случай осады... Да и построены монастыри были на дорогах к столице, откуда чаще всего можно было ожидать нападения неприятеля. Поэтому врагам, чтобы пройти к Москве, нужно было сначала взять штурмом стоящий на пути монастырь. Таковы Андронников, Новодевичий, Донской, Данилов, Симонов монастыри, построенные в тогдашних окрестностях Москвы, и более удаленные от столицы, например Троице-Сергиев, Саввинский. Они не раз оказывались в осаде и - не сдались. Монастыри служили не только защитой от неприятеля: одни были тюрьмой для важных государевых преступников (в Новодевичьем монастыре была заточена сестра Петра I царевна Софья), другие - убежищем для царей в годы смуты (во время стрелецкого бунта молодой Петр I бежал из Москвы в Троице-Сергиев монастырь). Сейчас многие их этих "сторожей" находятся в пределах городской черты (Никитский, Симонов и некоторые другие уничтожены в советские годы). Но сохранившиеся стены могут немало рассказать умеющему понимать их язык человеку.

Кто такие старообрядцы?

Когда в середине XVII века московский патриарх Никон задумал провести церковную реформу, с ним, несмотря на поддержку царя Алексея Михайловича, согласились не все, и от церкви откололись сотни тысяч человек, стоявших "за старую веру". Их стали называть "старообрядцами" или "раскольниками". Были такие и в Москве. Помните знаменитую картину художника Василия Сурикова "Боярыня Морозова"? Эта боярыня, владелица села Зюзина, горой стояла против Никона. За это ее сослали в дальний монастырь, а там убили. Время шло, старообрядцев то преследовали, то давали им жить, как хотят: у них были свои церкви, монастыри, кладбища... Многие старообрядцы стали предпринимателями. Среди них знаменитые купеческие фамилии: Морозовы, Алексеевы, Гучковы, Рябушинские... Но полностью уравнял старообрядцев перед законом только Манифест от 17 октября 1905 года, провозгласивший в России свободу совести. У старообрядцев в сегодняшней Москве - свои храмы: и древние, и построенные в начале ХХ века.

Храмы других конфессий

В столице, как вы знаете, живут не только православные, но и люди, исповедующие ислам, иудаизм, буддизм, католицизм, лютеранство, буддизм и т.д. А потому стоят в Москве и мечети (их 6), и синагоги (5), и католические соборы (2), и лютеранские кирхи (3), и храмы других конфессий.

Ислам - вторая по числу верующих община Москвы. Самая старая в столице мечеть построена в 1816 году на Большой Татарской улице. Земля под строительство была подарена верующим в благодарность за подвиги татарского полка в Отечественную войну 1812 года. Самая старая в Москве синагога (в 2006 году она отмечает свое 100-летие, а здание для нее построено еще в 1891 году) находится в Большом Спасоглинищевском переулке. А самым, пожалуй, красивым католическим собором в столице является костел на Малой Грузинской улице, освященный в 1911 году. Есть в столице одно примечательное место (на улице Хачатуряна), где рядом, "плечом к плечу", стоят сооруженные несколько лет назад храмы трех конфессий: православная церковь, мечеть и синагога. Верующие утверждают, что конфликтов за эти годы между людьми разной веры здесь не было. И это замечательно! Все москвичи, вне зависимости от религиозной принадлежности и национальности, - жители одного города; они обладают равными правами и возможностями. Главное - жить, уважая друг друга.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно