Примерное время чтения: 16 минут
3956

Будо - искусство самураев

Продвигаться в боевых искусствах -
развивать общую культуру

Вернемся теперь снова в Японию и расскажем о комплексе воинских умений, объединенных общим названием будо, или воинский путь. Одним из основных таких умений является искусство рукопашного боя - дзюдзюцу, которое мы уже подробно рассматривали. В комплекс умений будо входят также фехтование на мечах и копьях, искусство стрельбы из лука, верховая езда, специальное самурайское плавание и некоторые другие умения. В России и во всем мире сейчас появились клубы, где будо изучается в полном комплексе - примерно в том виде, в каком это было принято в традиционных самурайских школах. Устраиваются показательные выступления, проводятся соревнования и так далее. Мы начнем с главнейшего из самурайских искусств - с искусства владения мечом - кэндо.

Кэндо и иайдо,
или Искусство владения мечом

Искусство владения мечом возникло не позднее VIII века (оно имело значение "скрестить мечи"), а первые развитые школы появились в XV веке. Каждая из них отличалась своими приемами фехтования, методикой преподавания, а также отчасти философией боя и приемами медитации. Сегодня наиболее известной школой считают школу Синто-рю. В разных школах можно насчитать несколько сот приемов, но главных - всего пятнадцать-двадцать. Техника фехтования, как и форма меча и доспехов, дошла до нашего времени почти в неизмененном виде. Это - основное отличие кэндо от европейского фехтования, где и форма оружия и, следовательно, техника фехтования постоянно изменялись. Сейчас в Европе спортивные фехтовальные снаряды уже мало чем напоминают оружие.

Самурайский меч

У меча в японском языке несколько названий. Самое распространенное - катана. Форма самурайского меча сложилась в VII веке. Он имеет заточку с одной стороны и изгиб. Меч выковывается часто по индивидуальному заказу. Его примерная длинна около двух сяку (японская мера длины) - то есть чуть больше 60 см. Ручка такого меча приспособлена для фехтования двумя руками. Существенную деталь меча составляет небольшая гарда (металлический щиток/дужка на рукоятке, защищающие руку) - цуба. Цуба и некоторые другие детали меча со временем стали украшаться и превратились в настоящие произведения оружейного ювелирного искусства. Технология изготовления меча была очень сложной. Клинки самурайских мечей по качеству сопоставимы с дамасскими и другими самыми высокими образцами оружейного кузнечного искусства. И в наши дни существуют мастера, которые изготавливают мечи по древним технологиям. Сегодня многие из тех, кто всерьез занимается кэндо, стараются приобрести себе настоящий самурайский меч.

Меч рассматривался как душа самурая. Возник целый культ меча со своей этикой и правилами поведения. Даже изготовление меча превратилось в религиозный ритуал. Подобное отношение к мечу отчасти дошло до наших дней. Автору этих строк довелось беседовать с мастером кэндо и иайдо перед частным уроком, который тот собирался дать одному высокопоставленному иностранному дипломату в Токио. Мастер начал беседу, сказав, что меч - это орудие мира. Развить этот тезис мастер не успел, и все же характерно, что главным он считал именно это определение!

Справедливости ради нужно сказать следующее. Несмотря на то, что меч самурая рассматривался в средневековой Японии как символ и инструмент мира, добра и справедливости, с ним связаны обычаи и обряды, которые плохо соответствуют этим понятиям. Например, существовал обряд пробы только что изготовленного меча цудзигири. Его суть состояла в том, что меч считался готовым к использованию, если им был кто-то зарублен. Жертвой этого обряда нередко становились представители низших сословий: случайные прохожие из крестьян, нищие и другие несчастные.

Главное о технике фехтования и методике обучения

Основными приемами фехтования в кэндо являются колющий и рубящий удар, а также различные блоки и уходы. Все эти приемы выполняются из определенных стоек, которым придается большое значение в обучении и тренировках. Не меньшее значение в тренировочном процессе имеют формальные упражнения - ката.

Долгое время обучение технике фехтования и тренировки осуществлялись реальным стальным оружием. Доспехи в этом случае не использовались, потому что удары наносились "не до конца" - с остановкой в последний момент. Всякий, кто держал в руках оружие, подобное мечу, знает, что во время фехтования остановить удар в нужный момент довольно сложно. Совершить рубящий "удар на пронос", конечно, куда проще. Получалось, что нужно было учиться не только реальному - боевому, но и учебному фехтованию. И все равно избежать травм, часто очень серьезных, было невозможно. Обратим внимание, что подобная проблема существовала в дзюдзюцу - и она была по-разному решена в айкидо и в дзюдо.

Для того чтобы решить эту проблему в кэндо, в практику обучения был введен фехтовальный снаряд под названием боккен. По всем габаритам, включая вес, он представлял из себя точную деревянную копию катаны. Впоследствии боккен приобрел большое распространение. Его даже использовали как реальное оружие. Известны искусные мастера фехтования, которые выигрывали дуэли, фехтуя боккеном против стального меча.

Другим учебным снарядом в кэндо стал синай - учебный меч из скрепленных особым образом полос бамбука. Он несколько длиннее и легче, чем боккен или катана. По его длине натянута струна, обозначающая "обушок" - тупую сторону катаны. При помощи синая стало возможным наносить удары в тренировочном бою в полную силу. Поэтому вместе с ним в практику тренировок был введены рукавицы, шлем и нагрудный панцирь, повторяющие форму реальных традиционных самурайских доспехов. Несмотря на это, удары синаем бывают довольно ощутимы.

В завершение надо добавить, что существуют приемы фехтования, когда меч удерживается одной рукой, а так же техника фехтования двумя мечами.

Кэндо как спорт

Именно с синаем фехтуют, проводя спортивные соревнования. Бои проходят на татами площадью около 10 кв. м. Схватка длится пять минут, но прекращается, если один из противников первым набрал два очка из трех возможных. Чтобы получить очко необходимо поразить противника в одну из обусловленных точек. Однако точного попадания недостаточно. Учитывается направление атаки и траектория движения не просто меча-синая, а именно режущей его стороны; положение атакующего противника; готовность продолжить атаку (дзаншин); сила удара и так далее. Все эти условия направлены на то, чтобы тренировочный или соревновательный бой с синаем не утратил боевого содержания, чтобы бой с условным оружием не увел бы от боевой реальности - положение, возникшее в европейском спортивном фехтовании. От судьи требуется большой опыт и знания - ведь надо, учитывая все эти условия, правильно оценить атакующие или оборонительные действия противников. Несмотря на то, что соревновательные бои проходят в спортивных доспехах, есть точки, запрещенные для атаки.

В Японии можно найти массу клубов, где изучают кэндо, и соревнования проводятся на самых различных уровнях: клубные, префектурные, всеяпонские. В последнее время в России (и в Европе) кэндо стало очень популярным. Созданы городские, региональные и национальные федерации. Они организовывают соревнования, семинары, приглашают мастеров из Японии.

Иайдо

Иайдо - это искусство поражения противника путем мгновенного (опережающего) выхватывания меча из сидячего и любого другого неудобного положения.

Как правило, в боевой практике самурая нет необходимости в мгновенном выхватывании меча. Самурай, участвуя в битвах, вступает в бой с обнаженным оружием. В многочисленных дуэлях оба противника также обнажали мечи заранее. И все же иногда возникала необходимость обнажить меч мгновенно. Например, в периоды дворцовых переворотов и заговоров, между самураями, может быть, даже одной дружины или одного клана, возникала вражда. Не предупредив о своих намерениях (как бы из-за угла), напасть на противника самураю не позволяла честь. Победить более искусного фехтовальщика, дав знать ему о своих намерениях, можно было путем опережающего молниеносного действия. Именно такая задача породила возникновение иайдо.

Для этого одной физической и технической подготовки было недостаточно. Опережение в атаке достигалось путем развития энергии ки, а так же за счет тренировки в медитации. То, на что направлена медитация, выражено в самом названии этого искусства. Первый элемент названия - и - это иероглиф, обозначающий такие понятия, как присутствие или существование, второй - ай, как и в названии айкидо, обозначает соответствовать, соединяться, гармонировать. Поэтому название это можно перевести как путь (к победе) с помощью совместного гармоничного существования. Целью медитации было как раз научиться ощущать единство со своим противником и со всей Вселенной, ощущать гармонию мира.

Родившись как раздел кэндо, иайдо со временем превратилось в самостоятельный вид боевого искусства. Постепенно оно очень распространилось, возникло несколько сот школ по всей Японии. Сегодня в России, в Европе и в Америке есть множество клубов, в которых наряду с кэндо изучается и искусство выхватывания меча - иайдо.

Кюдо, или Искусство стрельбы из лука

Наряду с мечом, ведущим оружием в арсенале самурая были лук и стрелы. Как и меч, лук считался священным оружием и служил символом воинского сословия. Выражение юмия-но мичи (дорога лука и стрелы) означало то же самое, что и бусидо - путь самурая. С развитием огнестрельного оружия искусство стрельбы из лука не исчезло, а продолжало жить. Происходило это, вероятно, потому, что стрельба из лука была в Японии не просто одной из составляющих военного искусства, а элементом буддийской и синтоистской культуры. Практикой стрельбы из лука занимались не только самураи, но и буддистские (и синтоистские) монахи, причем именно с целью развития навыков медитации и усвоения некоторых жизненных установок.

Прицеливаясь и совершая выстрел, стрелок концентрируется на мысли о том, что он лишь посредник, лишь исполнитель замысла. Он не должен думать о цели, и даже о самом желании поразить цель. Все как бы происходит помимо его воли. Стрелок самоустраняется в момент прицеливания. В разных школах стрельбы из лука могли быть свои особенные формулы для медитации, но их цель и суть примерно одна. Считается, что именно эти и другие подобного рода упражнения позволяют наиболее точно поразить цель. С другой стороны, точность попадания является критерием успешности в упражнениях на медитацию, умении слиться с окружающей природой.

Очень ярко описал этот процесс писатель и журналист Борис Агапов, посетивший Японию сразу после войны в 1945/46 году, задолго до того как боевые искусства распространились в России. Писатель рассказывает, как буддийский монах, с которым его познакомили, делает своеобразную утреннюю зарядку на медитацию со стрельбой из лука. Этот монах встает ранним утром, выходит в парк с луком. При этом он подчеркивает, что берет с собой только одну стрелу, чтобы исключить соблазн исправить ошибку. Все свое умение, всю способность сконцентрироваться он должен вложить только в один выстрел. С помощью такой зарядки этот монах получает соответствующий настрой на весь день.

Снаряжение

Лук, которым пользуются сегодня сторонники кюдо (в отличие от спортивного европейского лука), сохранил форму и размеры с древнейших времен. Отметим, что стрела в японском луке накладывается не в его центре, а несколько ниже. В комплект снаряжения лучника входит специальный нарукавник (предохраняет руку от удара тетивы) колчан и стрелы. Стрелы делают из бамбука или ивы, а наконечники - из стали, рога, бамбука, кости. Могут быть и мягкие наконечники - в зависимости от того, какая выбрана мишень и в чем состоят цели стрельбы.

Как правило, и на тренировках, и для соревнований стрелок одевается в традиционные японские одежды.

Главное о соревнованиях и технике стрельбы

Соревнования проводятся по ритуалу, сохранившемуся со времен Средневековья. Неискушенному зрителю бывает трудно отличить, какие элементы соревнования составляют ритуал, а какие являются техническими приемами стрельбы. Среди технических составляющих стрельбы важно отметить способность к сосредоточению, умение переходить от абсолютной расслабленности к напряжению, принципы дыхания, определенные стойки и позиции и т.д. Характерным в технике стрельбы из японского лука считается способ натягивания тетивы. Стрелок поднимает над головой лук с наложенной на него стрелой и, опуская руки, натягивает тетиву. Интересно, что подобное движение можно встретить среди формальных упражнений в других видах боевых искусств.

Традиционной является стрельба из положения "стоя", "с колена", а также стрельба во время верховой езды.

Содзюцу, или Техника владения копьем

Среди самурайских умений обязательным являлось фехтование на копьях и алебардах. Существовали копья колющего типа (яри) и алебарды с различными типами заточки: с обеих сторон или саблеобразные (нагината). И сегодня в клубах, где изучается будо, содзюцу является непременной дисциплиной.

Интересно отметить, что содзюцу - это искусство, которое традиционно практиковали не только мужчины, но и женщины - жены самураев. Выдавая дочь замуж, самурай вручал ей, в качестве приданного, кинжал и алебарду. В наши дни в Японии существуют клубы, где женщины изучают фехтование на нагинатах. Нам не известно о существовании таких специализированных клубов в Европе и в России.

Другие самурайские умения

Непременными дисциплинами в обучении самурая были также: верховая езда (бадзюцу); стрельба из лука со скачущей лошади по мишени и по бегущей собаке (стрелой с мягким наконечником); специальный самурайский способ плавания (суйэй), а также искусство владения некоторыми вспомогательными, но обязательными для самурая видами оружия. Техника исполнения и методики изучения всех этих дисциплин, как и в случае дзюдзюцу и кэндо, отличались друг от друга в разных клановых школах.

Например, плавать в разных школах могли и в вертикальном, и в горизонтальном положении или в положении на боку. Были школы плавания, в которых учили стрелять "на ходу" из лука; были школы, где учили плавать с большими сигнальными флагами; школы, где много времени уделялось прыжкам с большой высоты в воду на небольшую глубину и т.д.

Вспомогательным оружием, в зависимости от школы, могли стать посох, шест, весло, некоторые сельскохозяйственные орудия.

В России и в Европе не существует клубов или обществ, где изучались бы все эти дисциплины, хотя время от времени устраиваются ознакомительные и тренировочные семинары в рамках клубов дзюдзюцу, кэндо и др. Все же без упоминания о них перечень самурайских умений был бы не полным.

Ниндзюцу

Этим словом обозначают особое воинское искусство, возникшее в средневековой Японии и связанное с диверсионной и разведывательной деятельностью. Первый слог-иероглиф этого слова - нин может быть переведен как подкрадываться или красться и входит в состав таких понятий и выражений как тайно проникать, инкогнито и т.п. Обычно термин ниндзюцу переводится как искусство быть невидимым. Есть и другие термины, обозначающие этот вид боевого искусства.

В настоящее время в Европе и в России открываются клубы и школы, где изучается ниндзюцу. Однако к таким клубам нужно относиться с очень большой осторожностью. И вот почему. В технический арсенал ниндзюцу входят не только все самурайские умения, часть из которых мы уже описали, но и длинный перечень "дополнительных" знаний, умений и навыков. Сюда входили элементы скалолазания и приемы лазания по деревьям. Ниндзя осваивал технику прыжков с большой высоты, в частности, с учетом рельефа местности; прыжков в длину - для преодоления рва или западни; прыжков в высоту (с места или с разбега) - для преодоления различных препятствий или даже нападающих противников. Изучались даже специальные приемы бега и ходьбы: крадущийся шаг, прыжковый шаг и т.д. Ниндзя знал секреты использования растений в лечебных целях и в качестве ядов; особо пахучих и нейтрализующих запахи и т.д. Ниндзя настолько владел собой, что мог притвориться мертвым, причем так искусно, что ему удавалось на поле схватки избежать плена или, имитируя самоубийство, вырваться из рук врагов, если он все же был схвачен. Особым образом ниндзя развивал остроту зрения, память, другие психологические способности. Наконец, ниндзя мог владеть техникой гипноза.

Кроме "физических" и "психологических" боевых навыков и умений, каждый ниндзя в целях маскировки должен был уметь перевоплощаться в "мирного" человека: актера, продавца целебных трав, монаха, купца, и т.д.

Овладеть всеми перечисленными (и многими другими) умениями, можно только начав обучение буквально с рождения. Искусство ниндзя передавалось из поколения в поколение. Существовало несколько кланов, практиковавших ниндзюцу. Почти все они были компактно сосредоточены на сравнительно небольшой территории, в основном, лесистых и горных районов Ига и Кога.

В начале XXI века, по некоторым данным, во всем мире живут не более полутора десятков человек, которые, начав с детства, в полной мере изучили ниндзюцу. Естественно, что это уже очень немолодые люди. Но и сегодня можно найти немало учителей, утверждающих, что они готовы обучить этому искусству.


Это интересно

В кэндо по сей день принято делать проверку или демонстрацию эффективности рубящего удара мечом - тамесигери. Во время такой демонстрации мастер кэндо разрубает толстый пучок мягкой соломы или водорослей, или молодое деревце. Мастера высокого класса способны совершить несколько рассечений на разных уровнях до того, как сноп соломы или ствол деревца разваливаются на несколько частей. Некоторые из них выполняют это упражнение с завязанными глазами. Среди упражнений по тамесигери есть также рассечение летящих насекомых, волоса или пушинки на лету.


В Японии уже долгие годы мирно уживаются друг с другом самые разные религии. Но основными являются синтоизм и буддизм. Синтоизм - это древнейшая японская религия. Ее название происходит от слова "синто" - "путь богов". Согласно этому учению, все в мире одушевлено: и гроза, и лотос, и клен, и вулкан... В результате специалисты насчитали около 8 млн божеств (ками). Верховным божеством считается Аматэрасу Омиками (Великая священная богиня, сияющая на небе), от которой, согласно мифологии синто, ведет свое происхождение императорская фамилия.

Буддизм в Японии стал распространяться в VI веке. Учение Будды здесь появилось вместе с китайскими и корейскими переселенцами. Вскоре буддийские источники стали для японцев первыми учебниками иероглифической письменности, книгами, приобщившими их к древнейшим цивилизациям Востока.

Наряду с синтоизмом и буддизмом в Японии можно найти элементы других религий - конфуцианства, тантризма и даже христианства.


Один из последних знаменитых ниндзя, яркая личность, писатель, ученый, музыкант, мастер икебаны Фудзита Сейко дружил с основателем школы карате Сито-рю Мабуни Кенва. Они очень ценили друг друга, вместе занимались популяризацией боевых искусств, вместе писали книги и даже имели общих учеников. Учитель Мабуни направил, например, к Фудзита Сейко Ивата Мандзо, одного из своих самых лучших и преданных учеников, ставшего впоследствии знаменитым. Через некоторое время Ивата вернулся к своему Учителю, обогащенный опытом занятий у мастера Фудзита. Все это показывает широту взглядов и души настоящих мастеров боевых искусств.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно