991

Курс молодого бойца по выживанию в новом коллективе

Статья из газеты: TEEN's № 3 11/03/2003

Люди устраиваются на работу разными способами, самостоятельно или с помощью других, более способных людей. Но после того как заветная должность получена, каждый новичок остается один на один с проблемой: "Как доказать, что работодатель не ошибся в выборе?" Между тем существуют универсальные правила, которые помогут вам быстро и безболезненно адаптироваться на новой работе. Мы расскажем вам о некоторых из них. В качестве опытного наставника, который поможет новичку освоить премудрости завоевания незнакомого плацдарма, выступит президент Ассоциации консультантов по подбору персонала, автор книги "5 шагов к достойной работе" - Валерий Михайлович Поляков.

Люди устраиваются на работу разными способами, самостоятельно или с помощью других, более способных людей. Но после того как заветная должность получена, каждый новичок остается один на один с проблемой: "Как доказать, что работодатель не ошибся в выборе?" Между тем существуют универсальные правила, которые помогут вам быстро и безболезненно адаптироваться на новой работе. Мы расскажем вам о некоторых из них. В качестве опытного наставника, который поможет новичку освоить премудрости завоевания незнакомого плацдарма, выступит президент Ассоциации консультантов по подбору персонала, автор книги "5 шагов к достойной работе" - Валерий Михайлович Поляков.

Ориентация на местности. Помните - вы пришли не в стан врагов, а в уже сложившийся коллектив, где, как в хорошем монастыре, есть свой устав. Необходимо его узнать и начать с ним считаться. Даже если у вас напрочь отсутствует стадный инстинкт, старайтесь следовать нормам поведения, принятым в этом коллективе. Узнайте у коллег такие элементарные вещи, как время прихода и ухода, перекуров, обеда, присмотритесь к стилю одежды и манере общения. Пока вы не разобрались в незнакомых порядках, проявляйте сдержанность в словах и поступках. Девиз первых недель: "Делай, как все".

Разведка боем. Знакомство с новым коллективом начинается с момента, когда вы открываете дверь в кабинет. Даже если накануне вам показали рабочий стол, не стремитесь прошмыгнуть на свое место, скромно опустив глаза. Поздоровайтесь первым со всеми, включая самых молодых членов коллектива. Постарайтесь вложить в приветствие максимум обаяния и оптимизма. Все-таки, чтобы прижиться в новом коллективе, одного профессионализма недостаточно. В первые недели особое значение приобретает умение налаживать контакты с другими людьми. Положительное отношение к вашей персоне будет ответом на доброжелательность, проявленную к окружающим. Разговаривайте приветливо, чаще улыбайтесь, при случае не стесняйтесь предложить свою помощь. Главное - не переборщить.

От опасности превратиться в безотказного исполнителя, на котором могут ездить все, кому не лень, вас спасет умение уходить в глухую оборону. "Нужно знать себе цену и уметь твердо и спокойно говорить "нет", - советует Валерий Поляков. В качестве иллюстрации он приводит сцену из фильма "Мусорщик". Главный герой, работающий дворником, на предложение перевезти гроб отвечает: "Я мусорщик. К тому, как я убираю мусор, претензии есть? А гробы таскать - не моя работа". Отсюда вывод: чем вы ценнее для фирмы, тем проще защитить свои интересы.

Вербовка союзников. В хорошо организованных компаниях новичку назначают наставника, который вводит его в курс дела. Если это не предусмотрено, позаботьтесь о себе сами. Может быть, в компании есть другие сотрудники, выполняющие работу, аналогичную вашей, установите с ними доверительные отношения и попросите поддержки. Валерий Поляков об одном из приемов быстро вписаться в новый коллектив: "Выберите среди сотрудников человека, давно работающего, пользующегося уважением и симпатией коллег. Если вы сумеете установить с ним хорошие отношения, то он во многом поможет вам решить проблему адаптации. Этот человек выступит в роли локомотива, прицепившись к которому вы "въедете" в новый коллектив".

Будет весьма полезным найти себе друзей по увлечениям. Неформальные отношения сближают лучше трудовых будней. Играя в одной баскетбольной команде с начальником, легче будет найти взаимопонимание на работе.

Стратегия и тактика. К концу испытательного срока руководители наверняка захотят увидеть конкретные результаты вашего труда. Было бы неплохо набросать план вхождения в должность. Пусть он будет включать несколько пунктов. Определив приоритеты, не забудьте убедиться, что вы понимаете задачи и приоритеты правильно. Сделать это можно, лишь обсуждая соответствующие вопросы с руководством и коллегами. Часто бывает, что руководитель нового работника ставит перед ним задачи и дает стартовый инструктаж просто на уровне общих слов. Не бойтесь уточнять - если вы неправильно поймете задачу, то не сможете правильно ее выполнить. Когда вы чувствуете, что задание превосходит ваши возможности, честно предупредите, что вам понадобятся консультации. Но не говорите: "Это так сложно, я не смогу". Когда вы "прыгаете выше головы", открываются захватывающие перспективы для карьерного роста. Разберитесь, кто и по каким критериям будет оценивать вашу работу. Не забывайте об этих людях и помогайте им увидеть результаты в соответствии с принципом: "Снес яичко - покудахтай!"

Маневры. Активно присоединяйтесь к мероприятиям, проводимым в коллективе, будь то дни рождения или очередная годовщина компании. Профессионализм - это половина успеха. Другая половина зависит от психологической совместимости. Если человек обаятелен, легок в общении, ему быстрее удается установить хорошие отношения с коллегами, завоевать уважение в коллективе.

"Искусству общения научиться можно и нужно, - считает Валерий Поляков. Например, - тренинг "Эффективные приемы влияния на людей в деловом общении", который я провожу в кадровом агентстве "Метрополис", будет полезен тем, кто начинает строить свою карьеру".

Технику эффективного общения, конечно, лучше осваивать на практике. Однако сегодня один день тренинга в среднем по Москве стоит порядка 100 долларов. Если вы не готовы расстаться с такой суммой, тогда можно изучать соответствующую литературу. Скажем, автор тренингов "Искусство управленческой борьбы" Владимир Тарасов выпустил одноименную книгу. Сейчас продается масса литературы по практической психологии. Есть и бестселлеры, проверенные временем. Я бы порекомендовал любому молодому человеку проштудировать книгу Д. Карнеги "Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей". Хотя она написана 70 лет назад, поверьте, советы Карнеги по-прежнему актуальны".

Отставить панику! В какой-то момент вы можете утратить силу духа. Помните: вы хороший профессионал и нормальный контактный человек (ведь это вы обошли 10 остальных претендентов). Повесьте рядом с рабочим местом диплом какого-нибудь конкурса или другое документальное подтверждение ваших успехов. Заодно и коллеги узнают, какая вы одаренная личность.

Очевидно, что во время испытательного срока вам придется решать проблемы и производственного, и личностного характера. Что важнее: зарекомендовать себя профессионалом или "своим парнем"? Вот что думает по этому поводу автор книги "5 шагов к достойной работе": "Это зависит от организации, в которую вы приходите. Если это компания с подробно прописанными бизнес-процессами и структурой, достаточно четко действовать в соответствии с должностными инструкциями. Отсутствие теплоты в отношениях с коллегами не помешает вашей работе, так как здесь человек-функция важнее человека-личности. Однако таких компаний в России немного. Чаще всего - это отделения транснациональных корпораций, куда реже - отечественные компании. Большинство российских фирм не может похвастаться четкой структурой и распределением обязанностей. Решающее значение имеют понимание и связи между работниками. Новичок, который не сумеет вписаться в отношения, не сможет эффективно работать. Но надо заметить, что не существует организаций чисто функционального типа. Как нет и компаний, где все держится на межличностных отношениях. Любая организация требует и того, и другого, но в разных пропорциях.

Я думаю, на сегодняшний день в России важнее установить хорошие отношения с коллегами. Однако поговорка "Хороший человек не профессия" уже начинает оправдывать себя. И тенденция отдавать предпочтение профессионалам с каждым годом будет усиливаться. Общий совет для тех, кто делает первые шаги в карьере, я бы сформулировал так: "Познай самого себя, свои сильные и слабые стороны. Пойми, чего ты ждешь от работы, и тогда твои действия станут осмысленными, а значит, результативными".

Кстати

Список стратегически важных объектов:

1. Кабинет шефа - достаточно знать, где находится.

2. Кухня - здесь услышишь самые свежие новости.

3. Шкаф с офисными принадлежностями - тут ты найдешь кучу крайне необходимых для работы вещей.

4. Компьютер - помимо всего прочего поможет отправить письмо любимому/ой или посмотреть очередную серию "Масяни".

5. Телефон и факс - убедись, что сумеешь воспользоваться ими в отсутствие офис-менеджера.

Список стратегически важных субъектов:

1. Директор/президент - по крайней мере, узнай, как выглядит, чтобы не обратиться к нему со словами: "Добро пожаловать! Чем я могу Вам помочь?".

2. Секретарь шефа - знает его настроение и привычки. Подскажет, когда просить о прибавке к зарплате, а когда лучше не попадаться на глаза.

3. Бухгалтер - из его рук ты получаешь зарплату. Комментарии излишни.

4. Компьютерщик - от него зависит работоспособность твоего РС. Некоторые считают, что он должен идти в списке номером первым.

5. Охранник - если ты ему понравишься, пустит в офис без пропуска в любое время дня и ночи.

Смотрите также:

Актуальные вопросы

  1. Что за инициатива об увольнении в связи с утратой доверия?
  2. Когда пройдёт бой Усика с Гассиевым и где его посмотреть?
  3. Реально ли сделать ОС Android платной?