Примерное время чтения: 7 минут
205

Нештатный Суханов

Максиму СУХАНОВУ - 35, и на спектаклях с его участием всегда полный зал. Но вы не найдете его в штате ни одного из театров, на чью сцену он выходит, - ни в "Ленкоме", ни в Театре им. Станиславского, ни в "Маяковке". Потому что он играет только у того режиссера и только в том спектакле, в котором ему интересно играть. А чтобы при соблюдении своего интереса было еще на что жить самому и семью кормить, у Суханова есть бизнес - ночной клуб, ресторан. Он уже из нового поколения актеров, которые и к жизни, и к работе относятся совершенно по-другому. К тому же Суханов всегда разный - и в театре, и вне его, он даже один и тот же спектакль два раза одинаково не сыграет. Эту разность замечают все, кроме кинорежиссеров, которые с упорством, достойным лучшего применения, снимают его в ролях если не нового русского ("Женщин обижать не рекомендуется"), так непременно бандита ("Страна глухих"). В новом фильме "24 часа" он сыграл киллера. Этакий бессоновский Леон-киллер, гений пистолета, но не без моральных принципов.

- Почему режиссеры видят вас исключительно бандитом? Такое распределение ролей не обижает?

- У Томаша Тота в фильме "Наташа" я сыграл странного человека, шамана. Но не бандита. К сожалению, этот фильм у нас еще не вышел. Дело же не во внешнем образе, а в том, насколько интересна роль. Неинтересно манипулировать однотонными ярлыками: это белое, а это черное. Ведь убить человека может не только бандит, но и простой обыватель. И оба они, со знаком плюс или минус, будут интересны для кинематографа.

- А мне кажется, что при нашей нынешней жизни, где все встало с ног на голову, нельзя снимать фильмы, в которых бандит становится положительным героем, вызывает сочувствие.

- В любое время что-то будет перевернуто с ног на голову. И у многих режиссеров главные герои - странные люди, неправильные, но им сочувствуешь, и это тебя развивает. Вспомните Формана, Бессона... Я думаю, что, если роль сыграна талантливо и персонаж, кем бы он ни был, бандитом или пациентом сумасшедшего дома, занимает вакантную нишу героя, он становится таковым. А что касается воспитания или стремления повести за собой... Не думаю, что мы с вами сможем заметить этот процесс в развитии. Сознание народа наполняется качеством так медленно. Опыт душевный вообще трудно дается поколениям. Сколько тысячелетий люди знают, что врать и убивать нельзя, а совершать добрые дела необходимо... И что?

- И планка в искусстве опускается все ниже.

- Жизнь переполнена стрессами. Вокруг - сплошная тряска. Я думаю, что даже ночью, когда люди, не совсем счастливые, а может, и глубоко несчастные, ложатся спать, эта тряска отбойным молотком - она продолжается. Знаете, если человек весь д-ден-нь р-раб-бот-тает-т н-на от-тб-бойн-ном м-молот-тке, то у него и ночью все так же дрожит. Приходя в кино, в театр, народ хочет расслабиться. Не подключаться к тому, что они видят на экране, - они и переполнены напряжением своего дня. А отдохнуть, глядя прямо перед собой.

- Но ведь театр не потащил на сцену бытовуху.

- Есть очень много плохих спектаклей. Они плохи не тем, что про киллеров. Они плохи потому, что там нет ни энергии, ни мысли, ни концепции. На них зритель просто спит. Либо на сцену выходит любимый актер, зал сразу наполняется счастьем. И на этом гамаке увиденного и отдыхает.

- То есть искусство превратилось в своеобразные опилки, как в метро на полу, с помощью которых мусор выметают?

- Если это настоящее искусство - вряд ли.

- Можете ли вы играть в фильме исключительно ради большого гонорара? Ведь Меньшиков признался, что ему в "Маме" столько заплатили, что он не смог отказаться.

- Да?.. (Тяжело вздыхает.) Конечно, большая сумма - большое искушение. Но я настолько себя люблю... И когда не верю сценарию или режиссеру, то и гонорар перестает манить и соблазнять. Кармически это неправильно: связываться с чем-то из-за денег. Я этого делать не должен. В какой-то момент понял, что найденные на улице деньги должен отдать. Мне нельзя пользоваться найденным. Если бы у меня не было такого чутья, я, может, и согласился бы на черт знает что ради больших денег.

- Что для вас деньги - ключ к жизни, спорт?

- Спорт? Нет. Это вообще было бы ужасно, если бы они превратились в спорт. Это необходимость. Нужно иметь все самое необходимое для спокойного времяпрепровождения и для буйного времяпрепровождения. Для накапливания стресса и для его сброса.

- Что такое "уйное времяпрепровождение"?

- Это когда ты срываешься из Москвы и едешь куда-то отдыхать - в другую страну, например, или идешь на ипподром.

- Играть?

- Нет, смотреть. Я не азартный человек. И мне не везет. Не в смысле - много проигрываю. Я просто не играю. Наверное, это связано с тем же самым - если найду, то должен отдать. Что-то не идут ко мне деньги через казино.

- Но ведь как-то деньги к вам идут - иначе не было бы собственного бизнеса. Хотя актеры старой школы утверждают, что невозможно соединить несоединимое - служение сцене и бизнес.

- Станиславский великолепно руководил Художественным театром и при этом не бросал свои занятия купечеством. Тот же Станиславский писал, что вряд ли голодный человек может созидать, тем более играть на сцене.

- А как же любимый постулат нашей страны: "Талант должен быть голодным"?

- Ну да. Или: "Хорошего человека должно быть много". Я знаю прекрасных и очень худых людей. Это не постулаты, а устойчивая чепуха. Актер должен в реальной жизни быть в полном порядке, чтобы в кино или на сцене с легкостью идти на стрессы.

- Для вас важны внешние проявления благополучия - дорогая одежда, дорогая машина?

- Красивые машины мне нравятся. Не из соображений престижа, а потому что они красивы. На "Жигулях" в принципе невозможно ездить. Я вообще удивляюсь, почему их до сих пор выпускают. Когда ты едешь на "Жигулях", тебе не хочется пропускать пешехода на "зебре". Потому что, после того как ты переключился с первой скорости на вторую, вновь тормозить и проводить процесс в обратном порядке очень тяжело и физически, и психологически. В хорошей машине ты этого просто не замечаешь. Поэтому хорошо едущий транспорт пропускает хорошо идущего пешехода. И тот и другой улыбаются.

- Актер - павлин или серая мышка, преображающаяся лишь в свете софитов в прекрасное создание?

- Кому что. Это как с сексом. Он у всех разный. Кто-то любит целоваться на людях, а кому-то нужна тайна. Всех будоражит разное. Кого-то - именно свет софитов?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно