Примерное время чтения: 5 минут
86

Скульпторы и их "дети"

В ПОСЛЕДНИЕ годы в столице появилось много новых памятников. Москвичи к ним относятся неоднозначно (см. результаты опроса). Интересно, а как сами скульпторы оценивают свои работы и работы своих коллег? Согласны ли с мнениями москвичей о своих творениях?

Михаил ШЕМЯКИН, автор композиции "Дети - жертвы пороков взрослых" на Болотной площади (фото 1):

- Знаете, если критикует пресса, я не могу к этому серьезно относиться. Наша пресса непрофессиональна, провинциальна, и она настолько пожелтела, что говорить о какой-то конструктивной критике с ее стороны просто смешно. Я делал свой памятник не для прессы и не для критиков. То, что он кому-то не нравится и кто-то его недопонимает, - вполне нормальное явление. И это неправда, что композиция никому не нравится. Туда ходит простой народ, я слышу много благодарностей.

А что касается других памятников... Мне дорог памятник Жукову (фото 2). Мой отец был воспитанником маршала и даже несколько раз спасал его. Художественная оценка памятника? Хорошая реалистическая скульптура. И "Турандот", и ротонда у Никитских ворот - все это хорошие работы. Если говорить, без чего Москва могла бы вполне обойтись, я назвал бы кладбище памятников на Крымском валу. Многие из этих памятников находятся в убогом состоянии и портят общее впечатление. А ведь там есть неплохие скульптуры. Взять того же Дзержинского. У меня лично к нему никаких претензий нет. И я считаю, что, убрав его с Лубянки, мы обезглавили эту площадь.

Михаил ДРОНОВ, автор скульптуры "Наталья и Александр" в центре фонтана-ротонды у Никитских ворот (фото 3):

- С ротондой мы промахнулись, признаю. Архитекторы дали мне размеры, задание. Было много вариантов поз, но остановились на самой банальной. Я сделал работу. Потом увидел и понял, что промазали. Вина общая: я не проследил, они не продумали... Вот теперь хотим переделать скульптуру: чуть-чуть увеличить, слегка изменить композицию. Придется лепить заново. А саму ротонду уже не уберешь, она сделана капитально.

Шемякинских "Детей" я видел только на фотокарточках. Могу сказать, что сам бы я так делать не стал. Но, как сказал кто-то великий, "все цветы должны цвести" - и плохие, и мерзкие, и самые красивые. Если все будет прекрасно, не от чего будет отталкиваться. Памятник Жукову? Знаете, скульптор Клыков - очень одаренный человек, но в данном случае не сложилось. И я думаю, он сам это знает. Фонтан "Турандот" - веселая декоративная работа. Говорят, что она перегружена деталями. Не думаю. Таких радостных произведений у нас мало. Зато много мрачных - стоящих и сидящих - людей. Согласен, что Достоевский мрачен. Ну а что ему веселиться, если жизнь у него была не сахар?

Зураб ЦЕРЕТЕЛИ, автор скульптуры "Древо жизни" в Московском зоопарке и многих других (фото 4):

- Кто меня критикует? Скажите. Тех, кто обо мне думает хорошо, больше. Я решил книгу создать, где одна половина будет только с плохими отзывами, другая - только с хорошими. Хороших больше будет. Вообще, критиковать каждый может. А вот создать что-то стоящее - нет.

Мне нравятся все мои памятники. Они украшают Москву, она становится веселее. Можно поставить что-нибудь еще? Да что угодно. Вот скоро построим Диснейленд, на его территории тоже будет несколько моих памятников.

Александр РУКАВИШНИКОВ, автор памятников Достоевскому у Российской государственной библиотеки и Никулину у Цирка на Цветном бульваре (фото 5, 6):

- Я спокойно отношусь к тому, что некоторые мои работы критикуют. Когда начинаются эти разговоры, я произношу расхожую фразу: а судьи кто? Критика должна быть профессиональной. Поэтому я признаю только ту критику, которая исходит от уважаемых мною людей. Замечания должны относиться к профессиональным критериям - взаимоотношению сечений и объемов, проникновению форм.

Шемякин мне нравится. Если говорить о чистом искусстве, дать художнику полностью самовыразиться, то всегда получится так, что он вынужден щелкать общество по носу. Общество само вынуждает относиться к себе предосудительным образом. Памятник Жукову мне не нравится по скульптурным, эстетическим соображениям. Пропорции тут ни при чем - мне не нравится само решение в рамках этой задачи. Считаю, что это неудача Клыкова. А фонтаны - хорошо. Ничего против не имею. Вообще это благое дело, что нетрадиционная скульптура постепенно выносится на улицу. Надо возвращаться к адекватному восприятию вещей, преодолевать людскую дикость - пусть через непонимание и многое другое.

Игорь БУРГАНОВ, один из авторов фонтана "Турандот" на Старом Арбате (фото 7):

- Честно говоря, я не видел ни одного плохого отзыва в прессе об этой нашей работе. Любой памятник должен пройти проверку временем. Сейчас нельзя сказать, что будет хорошо, а что плохо через десяток лет. Ну а то, что памятники вызывают разные эмоции, свидетельствует о том, что общество развивается, оно не закостенело.

Ваши читатели назвали самым ненужным памятником шемякинских "Детей"? Это очень страшная социальная тема. Знаете, я был на открытии и поразился: когда Лужков и Швыдкой стояли в окружении фигур пороков, это выглядело посильнее, чем сам памятник. Вот это была действительность! Стоят представители власти, и вокруг них масса страшных фигур, которые как бы сжимают эту власть.

Памятник Жукову смотрится вполне органично. И самое главное - этот памятник был нужен городу. Так же, как Поклонная гора была нужна обществу. О войне ни в коем случае нельзя забывать. А убрал бы я памятник Энгельсу, что стоит у метро "Кропоткинская". Он вызывает у меня (да и не только у меня) сильное неприятие. Заметьте, рядом Кремль и храм Христа Спасителя. Что там делает Энгельс?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно