aif.ru counter
22

Федорова поставили в угол

Статья из газеты: АиФ Москва № 49 03/12/2003

Тысячи людей каждый день приезжают в центр Москвы, чтобы посмотреть на Кремль, Китайгородскую стену, на памятники, которые украшают Исторический музей или Большой театр. Архитектура в центре первична. Остальное должно уходить на второй план. Так устроены все мировые столицы. Но у нас свои приоритеты.

ТЫСЯЧИ людей каждый день приезжают в центр Москвы, чтобы посмотреть на Кремль, Китайгородскую стену, на памятники, которые украшают Исторический музей или Большой театр. Архитектура в центре первична. Остальное должно уходить на второй план. Так устроены все мировые столицы. Но у нас свои приоритеты.

ПРОЕЗЖАЛ я на днях мимо гостиницы "Метрополь" и привычно бросил взгляд в сторону памятника Ивану Федорову, но вместо знаменитого первопечатника увидел вывеску роскошного бутика. Потом все-таки разглядел российского героя. Вернее, его обрезанную по пояс фигуру. Ни книги - символа прорыва России в новое книгоиздательское измерение, ни даже ног великого мужа при всем желании увидеть оказалось невозможно. Не вписался этот великий человек в концепцию одного из магазинов, и вот его монумент закрыли вывеской магазина. Магазин - это первично?

"До революции это было открыточное место, прекрасный пример градостроения, - рассказал архитектор-реставратор Геннадий Холманских. - Для установки памятника Федорову была специально выбрана эта площадь, она находилась максимально близко к зданию первого в Москве печатного двора на Никольской. В 1909 г. монумент установили у Китайгородской стены перед одной из древнейших в Москве церквей - Троицы в Полях. В советские времена храм разрушили, однако при Ельцине снова началась эпоха православия, и на этом месте был установлен специальный знак. Но не так давно знак убрали, видимо, за ненадобностью, а сам памятник первопечатнику после строительства вокруг него бетонных коробок был буквально поставлен в угол. И все это ради создания улицы роскошных магазинов. На мой взгляд, такой подход к архитектуре недопустим. Понятно, что за разрешения на размещение магазинов и их вывесок кто-то получает деньги, но ведь надо думать и о внешнем виде нашего города. Конкретно в данной ситуации я предложил бы использовать западный опыт, то есть воссоздать дореволюционный вид проезда".

По идее, честь и достоинство столичных монументов должно отстаивать Главное управление по охране памятников г. Москвы. Но, обратившись туда, я даже не смог выяснить нормативы размещения магазинных вывесок. Зато в самом бутике меня успокоили - оказывается, вывеску лишь приподняли на время ремонта. Причем пеклись заботливые коммерсанты о благе своих соседей - салоне "народных" автомобилей "Бентли", в котором в это время производили ремонт крыши. "Вывеска закрывает ужасы стройки. К Новому году все вернется на свои места", - объяснили в бутике. Что ж, стройка - дело полезное. А первопечатник может и подождать. Тем более что, даже если вывеску и опустят, Федоров все равно будет смотреться как часть художественного оформления бутиков. Для полноты ощущений ему надо лишь заменить книгу на пакет с логотипом одного из них.

К сожалению, Федоров не одинок. В последнее время стало модно "украшать" фасад здания в том месте, где установлена дверь в какую-либо фирму, сайдингом. Весь дом кирпичный, а кусок стены - пластмассовый. Еще хуже выглядят дома, если в них разместилось много фирм. Каждая торопится вывести свое любимое имя на фасад. И дома превращаются в винегрет. Много сейчас таких на Тверской. И если никто в ближайшее время не вмешается в судьбу памятника первопечатнику и других исторических зданий, мы рискуем вскоре увидеть фасады, целиком закрытые плакатами, небо в клеточку из растяжек и Александра Сергеевича с банкой модного пива.

Смотрите также:


Актуальные вопросы

  1. Чем запомнился режиссёр Франко Дзеффирелли?
  2. Кого подозревают в убийстве чемпиона России по сноуборду Дмитрия Кольцова?
  3. Можно ли замораживать молоко?