aif.ru counter
13

История: справочник, роман или сборник мнений

Статья из газеты: АиФ Москва № 51 17/12/2003

Недавний скандал вокруг учебника истории еще раз напомнил нам о старой проблеме: как нужно преподавать этот предмет в школе. Почему все понятно с книжками по биологии или математике и даже литературе, но такие сложности вокруг истории? Знаете ли вы, например, что в школах одобренных и утвержденных Минобразованием РФ аж 88 учебников истории! И все равно они чуть ли не каждый год переписываются. Неужели нельзя сделать одну книгу, которая давала бы полное представление об отечественной и зарубежной истории? Это не отменяет необходимость учебников разных уровней - для углубленного изучения, для школ без гуманитарного уклона и для коррекционных классов. Но он не должен переписываться!

Учебники истории переписывают почти каждый год

Как избавить историю от политики?

Учителя все еще советской закваски

НЕДАВНИЙ скандал вокруг учебника истории еще раз напомнил нам о старой проблеме: как нужно преподавать этот предмет в школе. Почему все понятно с книжками по биологии или математике и даже литературе, но такие сложности вокруг истории? Знаете ли вы, например, что в школах одобренных и утвержденных Минобразованием РФ аж 88 учебников истории! И все равно они чуть ли не каждый год переписываются. Неужели нельзя сделать одну книгу, которая давала бы полное представление об отечественной и зарубежной истории? Это не отменяет необходимость учебников разных уровней - для углубленного изучения, для школ без гуманитарного уклона и для коррекционных классов. Но он не должен переписываться!

Поэма к дате

ПОЧЕМУ "рука сама тянется переписать", понятно. Меняемся мы, время, страна, меняются не только политические оценки, но и моральные и нравственные ценности. И это касается не только событий недавнего прошлого. Например, Александр Невский, воспетый советским кинематографом, считается великим русским полководцем. Но, как оказалось, рубил он головы не только шведам, но и своим соплеменникам - русским князьям. Правда, в то время постоянных междоусобиц такое поведение считалось вполне нормальным, "моральным". Но как прикажете рассказывать об этом персонаже сегодня?

В США, например, учебники истории не переписываются. Там существует так называемая "галерея национальных икон" - принятая норма оценок всех президентов и их деятельности. Каждый учебник истории использует эти стандартизированные представления. Чтобы учебники и у нас не переписывались, хочу предложить два варианта решения проблемы. Совершенно противоположных. Например, почему бы не свести историю к элементарному "датному" справочнику? Пусть ученик знает, что был такой царь Иван Грозный. Правил тогда-то, принял такие-то законы, воевал там-то. И все. Мнения и оценки прозвучат на уроке, в дискуссии между учеником и учителем. Плюс дополнительная литература, например хрестоматия по истории с подборками документов с множества "флангов". Это научит ребят пользоватся разными источниками информации. Но сейчас нет НИ ОДНОЙ хрестоматии, утвержденной Минобразованием для обязательного использования в школах. Есть хрестоматии для вузов, но их применяют лишь в профильных классах по желанию учителя.

Вариант второй - объединить историю с литературой. Историческая тема в нашей классике отражена так богато! Увлекательным пытались сделать этот предмет тот же Н. Карамзин или А. Ишимова. Конечно, в литературных произведениях детали чаще всего "хромают", но в целом историческая обстановка дана верно. Изучение этого предмета можно сделать более интересным за счет привлечения цитат из книг писателей. Выдержки можно было бы объединить в один сборник с цитатами из монографий профессиональных историков. Но ни сборников цитат из литературных произведений, ни переложений трудов историков для школьников у нас нет. По крайней мере, это сделало бы сегодняшние учебники нескучными. Авторы постоянно жалуются, что им не хватает места для всего, что хотелось бы вместить в тоненькую книжечку. Но, читая, например, "Историю России XX века" (для 10-го класса) О. В. Волобуева и др., понимаешь, что авторам этого учебника нечем занять место в книге. "Главный вопрос - быть или не быть? - России придется решать в третьем тысячелетии" - многостраничное заключение на эту тему поражает выспренностью, как и общий пафосный стиль учебника. Кажется, что он целиком написан то ли о Древней Руси, то ли о каком-то сказочном государстве, тоже называвшемся Россией.

И тут пришел учитель

"В ИЗУЧЕНИИ такого предмета, как история, определяющую роль играет личность преподавателя, - считает председатель Комиссии МГД по образованию Евгений Бунимович. - К сожалению, они в основном люди немолодые и пришли в школу в советское время, являются носителями соответствующих взглядов и идеологии. А новые, только что прошедшие обучение кадры были подготовлены этим педагогическим составом. У нас есть программы переподготовки, но этого пока недостаточно. Есть только одно решение: должно пройти время - сменится преподавательское поколение". А что делать сегодняшним школярам?

Сейчас идет разработка образовательных стандартов по истории. Есть надежда, что из них исключат оценочные пункты. Например, в старых стандартах, как правило, писали так: "Павел I - мечтатель и тиран на троне". Теперь же формулировки будут приближаться к констатации фактов: "Распад Российской империи. Установление власти большевиков. Октябрьская революция". Никакого "падения царизма" и "победы революции". Но пока мы ждем смены поколений преподавателей и принятия новых стандартов по истории, что делать с этим предметом сегодня?

Леонид МИЛЬГРАМ, почетный гражданин города, бывший директор школы N 45, преподаватель истории:

- КОГДА я проводил уроки истории, старался сталкивать лбами различные теории и несхожие мнения, чтобы школьники в процессе дискуссии сами выводили итоговую точку зрения. И эта точка зрения в случае необходимости мною корректировалась. Таким образом, обсуждение конкретных исторических ситуаций я пытался вывести на более высокий уровень вневременных вопросов. Артем Боровик, мой ученик, на встрече с выпускниками говорил, что выводы, которые были сделаны на лекциях еще тогда, для сегодняшнего дня оказываются правильными и актуальными. Тем не менее в основе курса истории лежит фактологический материал. Но чем старше становятся ребята, тем большее значение приобретает анализирование и построение логических рассуждений. В конечном итоге история и литература учат школьников думать. За выполнение этой функции отвечает в первую очередь преподаватель, но также и учебник. Главная задача авторов изданий для школьного пользования - исключить возможность появления излишне политически актуализированных высказываний. Чтобы таких книг не было, учебники должны подвергаться жесткому конкурсному отбору.

Александр КОНДАКОВ, директор госиздательства "Просвещение":

- УЧЕБНИКИ будут переписываться до тех пор, пока общество не выработает единой оценки современных событий и не введет общие нормы преподавания новейшей истории. Но на это требуется время, а историю преподавать нужно уже сейчас. На фоне попыток к максимальной объективизации подачи материала нужно поручить выбор книг для школ не только Федеральному экспертному совету, как это происходит сейчас, но и более широкому кругу заинтересованных людей. Каждое издание, рекомендуемое для школ, должно становиться объектом общественного обсуждения.

Сергей КОЗЛЕНКО, профессор Московского института открытого образования:

- ОБЩЕСТВО в учебнике по истории всегда хочет видеть себя таким, каким оно желает быть. Школьная книга - одно из средств преподнесения гражданам идеалов государства. Но проблема России на данном этапе заключается в том, что мы еще до конца не знаем, каким хотим видеть свое общество. Поэтому у нас множество учебников. Опыт зарубежных стран показывает, что интерес к прошлому всегда возрастал в государстве, находившемся в критической ситуации - настоящее и будущее которого было под вопросом. Через некоторое время ситуация изменится, и в результате естественного отбора останутся лучшие учебники, по которым будет преподаваться история.

Любовь КЕЗИНА, руководитель Департамента образования г. Москвы:

- УЧЕБНИКИ по истории не должны часто переписываться. Такая беда преследует в первую очередь пособия по новейшей истории. Поэтому рационально было бы отказаться от учебника по этому предмету в старших классах, когда на уроках анализируются современные события. Проведение таких уроков можно целиком возложить на учителей: они бы обсуждали с учениками различные мнения, привлекали материалы из газет, делились впечатлениями о выступлениях политиков. Но преподаватель истории обязательно должен учитывать то, что в классе перед ним сидят представители разных политических взглядов, дети, чье мнение о последних событиях по объективным причинам может быть прямо противоположным.

Смотрите также:


Актуальные вопросы

  1. Для поступления на какие специальности нужны самые высокие баллы ЕГЭ?
  2. Можно ли дать ребенку двойную фамилию?
  3. Какое наказание грозит участникам драки в Пензенской области?