Примерное время чтения: 8 минут
111

неВИННЫЙ бизнес

Все вино московского розлива - из концентрата.

В магазинах свободно продается отрава - дешевый портвейн.

Вино в розлив - золотая жила для производителей.

БЕЗ БУТЫЛКИ вина не обходится ни одно застолье. Москвичи, выпивая 117,5 млн. литров вина в год (по данным Национальной алкогольной ассоциации), любят полусладкие и десертные сорта, а красное предпочитают белому. Мы уже привыкли к давно знакомому аромату "Монастырской избы" или "Арбатского". Но какое отношение имеет этот вкус к традиционному напитку, который подают к столу в странах-виноделах?

Концентрат в натуре

СТОЛИЦУ сегодня обеспечивают вином 11 заводов, находящихся в черте города, и несколько крупных подмосковных фирм. Среди них такие известные производители, как ОАО "Московский межреспубликанский винзавод", ООО "Залда", ООО "Винэкспорт" и др. Магазинные полки завалены бутылками с "Исповедью грешницы", "Токаем", "Солнечной долиной", "Зимней фантазией", "Монастырской традицией", "Кагором", "Старым городом", винами под маркой "МВК", "Каберне", "Мерло" и "Шардоне" разных фирм. АБСОЛЮТНО ВСЕ ВИНО, КОТОРОЕ ГОТОВЯТ В МОСКВЕ И ОБЛАСТИ, СДЕЛАНО НЕ ИЗ ЖИВОГО ВИНОГРАДА. Производители утверждают, что сырье, используемое на столичных заводах, представляет собой виноматериал - то есть обычное вино, которое они разливают в тару. Естественно, фирмы никогда не признаются, что их продукция не натуральная. Но любой сомелье вам объяснит, что московские заводы пользуются концентратом (то есть выпаренным соком). Концентрат удобнее транспортировать (он занимает меньше места - необходимо меньше цистерн и бензина). Какой коммерсант откажется от выгоды? Но использование в качестве сырья "сгущенки" сильно отражается на качестве конечного продукта. Такое вино, во-первых, обладает сомнительным вкусом, во-вторых, не так полезно, как настоящее вино.

Жидкость, привозимая в Москву в цистернах, успевает изрядно испортиться уже в пути. Если человек едет с юга до столицы 1,5 суток, то сколько может трястись товарный состав? Ягоды собирают осенью, поэтому виноматериал в пути застает уже суровые морозы. Сама жидкость очень активна и может окислять стенки цистерны, прибавляя к натуральному аромату металлический привкус. Представьте себе, что вы выпили бутылку вина под известной маркой, и оно вам очень понравилось. Решили, что купите себе такую же на день рождения. Через полгода за праздничным столом открываете бутылку, и оказывается, что... это совсем другое вино. Такая история - не редкость. Дело в том, что московские заводы закупают виноматериал партиями - там, где получится дешевле. Сегодня это может быть молдавский продукт, завтра - чилийский. А на бутылке написано всегда одно и то же.

Шипучка по дешевке

КОГДА москвич приходит в магазин выбирать вино, он сначала смотрит не на его марку и вкусовые достоинства, а на цену. Первая фирма, выпускающая действительно высококачественное вино, которое мог бы посоветовать вам сомелье, находится в рейтинге отечественных винных заводов по объемам продаваемой продукции между... 80-м и 90-м местом. В столице большой популярностью пользуются дешевки. Но их качество оставляет желать лучшего. Например, специалисты не советуют пить портвейн по 30-40 руб. за литр. Называть это пойло "портвейном" некорректно дважды: во-первых, это не напиток из города Порту, во-вторых, это вовсе не вино, а этиловый спирт с вкусовыми добавками.

Не безопаснее для желудка и так называемые кулеры - газированные коктейли, претендующие на винный вкус. Пол-литра за 25 руб.: за такие деньги можно купить только ароматизаторы и обмывки от этилового спирта. Также следует быть осторожными с бутылками, на этикетках которых значится - "оригинальное вино". Не покупайтесь на красивое название! "Оригинальное вино", как обозначено в ГОСТе, - жидкость с добавлением различных химических соединений, вкус которых приближен к виноградному.

Вместо шампанского по цене до 150 руб. можно купить "шипучее вино" - наспиртованную газировку. Естественно, ни один завод-изготовитель никогда не признается, что его вино - продукт газирования. Отличить шипучку от настоящего продукта брожения несложно: пузырьки в газировке крупные, быстро поднимаются наверх и образуют пену - главный признак плохого шампанского. В настоящем игристом вине пузырьки мелкие, как точки, поднимаются наверх тоненькими "пляшущими" цепочками.

Кого обманула пузатая бутылка?

"ЗАВОДЫ, расположенные там, где растет виноград, стараются увеличить потребление своего вина за счет улучшения качества сырья, - объясняет Валерий Логинов, президент Союза виноградарей и виноделов России. - А московским производителям остается только играть на рекламе". Например, в последнее время на прилавках появилось много дешевых бутылок оригинальной формы. Чуть наклоненных, с искривленным горлышком, толстым "пузиком" и др. Производители рассказывают, что такая форма тары придает особый аромат вину. Все это не более чем обман: вино в таких диковинных бутылках ничем не лучше, чем в обычных.

Часто на упаковке крупными буквами указано, где рос виноград, из которого произведен напиток. А сбоку микроскопическим шрифтом дополнение: что разлито вино где-нибудь на окраине Москвы. Также компании любят спекулировать на хорошо знакомых покупателям образах. Прилавки уставлены разными марками вроде "Монашеских келий" или "Монастырских кладовых", оформленных в черно-желтые цвета - понятно, в подражание "Монастырской избе". Недавно в столичных супермаркетах появились бочки, из которых вам нальют вино. Стоит оно значительно дороже - зато как красиво, думают москвичи, вино льется на твоих глазах прямо из бочки! На самом деле внутри деревянной емкости лежит большой пакет с жидкостью. Это то же вино, что разливается в стекло. Производители зарабатывают дважды: один раз - на таре, которая "в розлив" обходится дешевле, второй раз - на повышении цен "за красоту".

Но что интересно: владельцы фирм, которые делают вино, никогда не пьют напитки собственного производства. В узких кругах принято наслаждаться вином из винограда, который специальный трейлер доставляет в столицу. Здесь ягоды обрабатывают, выпуская для элиты особый продукт. Конечно, эти люди сами разбираются в вине, обычные москвичи - нет. Но разве это повод всучивать им дешевое пойло? Винный бизнес - совсем не такой неВИННЫЙ, как кажется. В сущности - это всего лишь способ заработать на нашей нищете.

Ответственные люди во власти, которым, по слухам, практически монопольно принадлежит бизнес по производству так называемого вина - от крепленой "Улыбки" до алкогольной шипучки и газировки, гребут деньги лопатой. А мы зарабатываем только... головную боль, отравления и болезни почек и желудка.

Виктор ВОЛКОВ, депутат Мосгордумы:

- ДЕШЕВОЕ вино пользуется у москвичей большой популярностью, и на это есть несколько причин. Во-первых, люди часто покупают алкоголь, что называется, на градусы. И любое вино при таком подсчете проигрывает водке. Во-вторых, у нас слабо развита культура потребления вин. К нашей национальной еде больше подходят крепкие напитки. Хотя намечается интересная тенденция: в Германии, где пьют пиво и шнапс, в Англии, где любят джин и эль, растет потребление испанского, чилийского и южноафриканского вина. У нас же продолжают пить "беленькую". Но есть еще одна проблема: даже если москвичи начнут покупать дорогое импортное вино, нет гарантии, что они получат продукцию высокого качества. Так, из Франции к нам привозят множество подделок, которые продаются по высокой цене, но обладают дурным качеством и вкусом. Под видом молдавского напитка продается дешевый румынский и болгарский виноматериал. Прилавки наводнены "Хванчкарой", продающейся за копейки. Между тем в этом маленьком грузинском местечке производится только 40 тонн вина в год. И оно в основном остается на родине. Так что же предлагают москвичам? (Кстати, настоящее грузинское вино стоит дороже французского!) Чтобы не быть обманутыми, могу посоветовать покупать вино либо в супермаркетах, либо в специальных винных магазинах, которые дорожат своей репутацией и гарантируют качество продукции.

Надежда ФЕДОРИНА, автор единственного "Французско-русского словаря по вину", профессиональный сомелье:

- А ВОЗЬМИТЕ шампанское, производимое в России, это же большой обман. Существует несколько способов производства этого вина. Самое "правильное" шампанское получают французским методом - способ сложный, длительный и дорогой. Но таким методом в России, во-первых, производится очень мало вина, во-вторых, по качеству оно недотягивает до французских аналогов. Определить его вы сможете по цене (около 300 руб.) и надписи на этикетке - "произведено по французскому методу" или "по бутылочному методу шампанизации". Еще пишут: "специальный метод", "шампанские сорта винограда", "вторая ферментация". Но это - не более чем уловка. Подавляющее большинство "шампанских" в России производится в отличие от Франции не в бутылках, а в больших резервуарах. "Недоделанного" вина на отечественных прилавках до 90%.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно