Примерное время чтения: 4 минуты
172

Точка невозврата

Как только начался учебный год, в редакцию стали звонить родители. Традиционные разговоры о поборах не идут ни в какое сравнение с новой проблемой: в Братееве, Коптеве и Восточном Бирюлёве ученики оказались в непривычной языковой среде.

ПО НАШЕЙ информации, в школах спальных районов ЮАО и ЮВАО есть классы, где уже 40% ребят, мягко говоря, очень плохо владеют "великим и могучим" и, между прочим, государственным языком России. И можно понять беспокойство родителей: как поступит учитель, не станет ли он ориентироваться на слабейших, испытывающих языковые трудности, чтобы в классе не было отстающих?

Пока общественность возмущалась, а власть имущие делали вид, что ничего особенного не происходит (так удобно, когда строителям платишь копейки, а продаёшь готовые квартиры за бешеные деньги, когда бессловесные дворники и водители - не то что капризные москвичи - готовы довольствоваться мизерной зарплатой и нарами в подвале), Москва превратилась в другой город. И рассуждения о том, что столица издревле была большим плавильным котлом, который всех приезжих перевоспитывает "под себя", уже выглядят неубедительно. Пора признать: Москва прошла точку невозврата. Сначала в детские сады, а теперь в школы пришло учиться следующее, новое поколение москвичей. Признать и принять. Подобное произошло во многих европейских столицах. И, не драматизируя ситуацию, сделать так, чтобы все дети, которые оказались за столичными партами, владели русским языком.

Повезло тем ребятам, которых приехавшие родители постарались устроить в детский сад. В группе моей дочери было 5 "иностранцев", от которых остальные карапузы поначалу переняли эканье - "наклэйка", "лэйка", "болэю". Но через 3-4 месяца вся малышня дружно голосила песни и стихи без всякого акцента. Но если ребёнок не ходил в детсад, а общался только с многочисленной роднёй, совершенно логично разговаривающей между собой на родном языке, то в первый класс он пришёл с минимальными знаниями по русскому. И как тогда быть?

Всех перемешать

Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования N 548 "Царицыно":

- ДИРЕКТОР не должен идти на поводу у родителей, предлагающих собирать классы на основании языковых знаний. Иначе сформируются внутришкольные анклавы, а потом начнётся война. Большинство информации дети, особенно младшеклассники, получают от сверстников. А если их разделить, от кого они научатся говорить без акцента? Надо отказаться от программ "Русский как неродной". Если люди приехали в Москву и отдали детей в школу, значит, они обосновались здесь надолго. И если акцентировать внимание на том, что русский НЕРОДНОЙ, он таким и останется, как и город вместе с культурой. Нужно создать увлекательную игровую среду, чтобы детям было интересно учить русский язык. Чем младше ребёнок, тем легче ему адаптироваться. Например, в нашей школе есть ребята из Китая разного возраста, месяца через 3-4 они стали свободно говорить и писать. Если в школу приходит подросток (8-10-й классы), необходимы дополнительные занятия. И город должен выделять таким школам гораздо больше денег, чем обычным учебным заведениям, может, даже по целевой программе. Туда необходимо привлекать высококвалифицированных преподавателей, которым надо платить хорошую зарплату. А у нас всё наоборот - школы, где много нерусскоговорящих ребят, превращаются в маргинальные.

К языку добавить традиции

Евгений БУНИМОВИЧ, депутат МГД:

- ДЛЯ большинства европейских столиц эта проблема не нова, а у нас до сих пор сохраняется привычное убеждение, что все поголовно отлично говорят на русском языке. Ситуация давно изменилась, и в округах открыты классы (дополнительное образование) для тех, кто плохо говорит по-русски, а зачастую никак не говорит. И опасность здесь чисто социальная. Наше образование не умеет пока решать проблему "я и другой человек" (говорящий на ином языке, иной религии, с другим цветом кожи, из семьи с другим достатком, инвалид). Обучение корректному, уважительному отношению к любому человеку - ключевая задача образования. Можно критиковать заграничные школы за то, что у них мало естественных наук, но, например, в учебных заведениях Канады и Скандинавии прикладывают огромные усилия для развития толерантности. А москвичам стоит задуматься о том, что их отпрыскам жить в одном городе. И, чтобы те не устраивали во дворе драки стенка на стенку, нужно как можно быстрее обучать всех школьников не только языку, но и пониманию наших традиций, культурных ценностей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно