1139

Как вернуть зависшие долги

Российские компании часто сталкиваются с задержкой оплаты за свои товары или услуги. А это сильно вредит бизнесу. Чтобы избежать проблем с оплатой, надо следовать определенным правилам...

ОДНА фирма успешно занималась производством отопительного оборудования. Оборот ежегодно увеличивался в полтора раза. Как-то под Новый год один из клиентов заказал на фирме крупную партию оборудования, сказав, что оплатит сразу после праздника. Но деньги после торжества на счет фирмы не поступили. На настойчивые требования об оплате клиент отвечал, что оборудование плохо продается и у него денег нет. Платеж поступил лишь спустя восемь месяцев. Тем временем из-за нехватки денег оборот фирмы значительно снизился, ее обогнали конкуренты и следующий год фирма закончила с нулевой прибылью.

РОССИЙСКИЕ компании часто сталкиваются с задержкой оплаты за свои товары или услуги. А это сильно вредит бизнесу. Чтобы избежать проблем с оплатой, надо следовать определенным правилам.

Правила игры

В ПЕРВУЮ очередь предпринимателю желательно хорошенько познакомиться с клиентом. Для этого подойдет личная встреча. На ней нужно оговорить как вопросы сотрудничества, так и сроки и величину оплаты услуг. После необходимо закрепить достигнутые условия в контракте. "Зачастую грамотно составленный договор снимает большинство проблем с оплатой, - считает ведущий эксперт отдела консалтинга компании "ИНЭК" Людмила Цветнова. - В нем должна быть точно описана услуга, сроки и способ оплаты, а также санкции на случай задержки платежа. На практике в качестве неустойки берется 0,05% (1/360 ставки рефинансирования Центробанка) в день от суммы задолженности".

Впрочем, когда это возможно, лучше настаивать на предоплате. Если заказчик не соглашается, то можно договориться о том, что вперед будет уплачена часть суммы. "Это распространенная практика, - говорит Людмила Цветнова. - Так работает большинство торговых фирм, а сейчас даже производственные предприятия. Они берут треть от стоимости заказа, чтобы покрыть расходы на сырье, материалы и частично на труд". Правда, с вашей стороны нужно иметь хорошее качество товара и возможность быстро исполнить заказ.

Если же неприятная ситуация произошла, то надо попытаться по-хорошему вернуть свои деньги. Например, в одной компании сотрудник по выбиванию долгов выработал простой, но действенный метод. Точно в срок, когда человек обещал заплатить, он звонит и спрашивает, была ли оплата. Если нет, то интересуется, в какой день должник заплатит. В назначенный час - новый звонок, и так до тех пор, пока человек не выполнит обязательств. Благодаря его настойчивости количество оплачиваемых счетов возросло на треть.

В принципе, по мнению Цветновой, если фирма испытывает временные затруднения, можно согласиться на отсрочку в месяц, но не более двух. Также стоит объяснить клиенту, что из-за задержки он вряд ли в будущем сможет получить хорошие скидки.

Радикальные методы

А ГЕНДИРЕКТОР компании "Альтернатива- Консалтинформ" Владимир Соломанидин считает, что, перед тем как выбивать долги, лучше выяснить, была ли это преднамеренная задержка или заказчик испытывает временные затруднения. Нередко встречаются фирмы, которые набирают товарный кредит, а потом исчезают. Можно посетить офис и посмотреть, какова там обстановка, или получить информацию из открытых источников, например прессы. Есть фирмы, которые за несколько сотен долларов вам соберут информацию и просчитают риски.

Если фирма продолжает тянуть с оплатой или вовсе отказывается возвращать деньги, то нужно обращаться в суд. Во-первых, это окажет сильный психологический эффект, и, возможно, ситуация разрешится. В противном случае по решению суда судебный исполнитель в принудительном порядке взыщет сумму с должника.

Другой кардинальный метод - начать процедуру банкротства. Здесь нужно обратиться в суд и в Федеральную службу по оздоровлению и банкротству. Долг будет погашен из имущества фирмы.

Можно передать свои права другому кредитору. Правда, при этом вы потеряете часть суммы.

Если налицо признаки мошенничества, надо обращаться в прокуратуру.

Впрочем, до сих пор на рынке немало предложений от фирм, специализирующихся на возвращении зависших долгов. За свои услуги они возьмут от 10 до 40% суммы задолженности.

Смотрите также:

Актуальные вопросы

  1. Что будет за воровство тележек из магазина?
  2. Сколько нужно держать градусник под мышкой?
  3. Нужно ли включать «нейтраль» на «автомате» на светофоре?