Примерное время чтения: 8 минут
305

Юрий Скуратов: "Никакие экономические теории не сработают, пока не будет уважения к закону"

Юрий Скуратов не раз был гостем нашей редакции. И когда занимал пост Генерального прокурора. И когда вынужден был уйти в отставку. По его собственному утверждению, за последний год он понял о происходящем в стране больше, чем за все четыре года работы в прокуратуре...

О российском правосудии. Необходимо срочно сделать судебную систему по-настоящему независимой от исполнительной власти. Тогда судом не будут манипулировать, используя знакомое еще по советским временам "телефонное право".

В России существует практика подкупа судей привилегиями, которую, например, откровенно использовали, придав членам Конституционного суда вице-премьерский статус.

О Березовском.

Борис Абрамович не столь всемогущ, как хотелось бы ему казаться. Его сила - в бессилии российского общества, в отсутствии реальных механизмов контроля над властью.

Березовский пыжится выглядеть этаким "кукловодом", стоящим за плечами любого более-менее влиятельного российского политика. Некоторые высокопоставленные сотрудники администрации президента Ельцина действительно были связаны с ним или его структурами экономическими и деловыми интересами. Сейчас позиции олигарха сильны. Это ясно показывает недавний масштабный передел собственности в алюминиевом бизнесе. Эта сделка, по моему мнению, останется недосягаемой до антимонопольного комитета, и на нее закроют глаза. Березовский, Абрамович и компания только от алюминиевого бизнеса будут иметь доход в 3,5 млрд. долл. в год.

Но я уверен, что в конце концов законность в стране будет восстановлена и разномастным "серым кардиналам" придется плохо.

О Ельцине.

Борис Николаевич, конечно же, войдет в историю страны как политик, изменивший судьбу нашей страны. Но, к сожалению, этот властный человек по сути своей разрушитель, а не созидатель. Если начало его "царствования" было для России периодом надежд, то второй президентский срок стал временем жестоких разочарований. После выборов в 1996 г., когда деньги олигархов и западных государств принесли Ельцину победу, президент в силу своего физического состояния окончательно превратился в послушную куклу.

При Ельцине началось тотальное воровство. Освященное властью, оно стало опаснейшей болезнью нашего общества. Рыба, как известно, гниет с головы. Если удастся прекратить воровство именно в высших эшелонах власти, то удастся создать условия для того, чтобы искоренить воровство в целом.

Работать честно при Ельцине и большинстве его премьер-министров было невыгодно. Хорошо жили только те, кто растаскивал собственность, созданную упорным трудом многих поколений наших предков, и те, кто сидит на экспортных сырьевых потоках. Люди уже давно поняли, что при созданной Ельциным системе настоящего успеха в бизнесе добивался только тот, кто научился жить по правилам воровской власти.

Если в советские времена, как бы их многие ни ругали, доходы от продажи нефти и газа, леса, металла шли в общую копилку, то теперь эти многомиллиардные суммы перетекают в западные банки на счета олигархов и коррумпированных чиновников. Политика ельцинских "реформ" была спланирована в интересах узкой группы приближенных к власти лиц.

Ельцин стал своеобразной ширмой, за которой творили безнаказанно грязные дела его сподвижники. Неслучайно, когда Генеральная прокуратура добралась до преступлений, совершаемых в Кремле - дело "Мабетекса", дело о незаконных аферах на рынке ГКО, в которые были вовлечены дочери Ельцина, - меня решили убрать с поста Генпрокурора.

О выборах.

Систему выборов нельзя делить на справедливую или несправедливую. Она может быть честной и объективной либо лживой и манипулируемой. У нас по-прежнему действует сталинский принцип: не важно, как проголосуют, а важно, как посчитают.

Честной система выборов в России будет только тогда, когда станут наказывать чиновников, ответственных за фальсификацию результатов.

О Чечне.

Одно из самых тяжких наследий Ельцина - Чечня. Это тугой клубок противоречий, в котором сплелись нелегкий исторический опыт, геополитические интересы наших соперников, каспийская нефть, наркотики, торговля оружием, властные амбиции местных лидеров и лидеров федеральной политики.

Решить раз и навсегда эту проблему невозможно. Для общей нормализации жизни в Чечне понадобятся годы упорной работы, солидные материальные средства и, как это ни печально, военная сила.

Детального рецепта решения проблемы Чечни не существует. Однако есть комплекс первоочередных мер. Нужно обеспечить человеческие условия существования для людей, вынужденных покинуть республику. Дать возможность честно трудиться всем трудоспособным жителям и, конечно, учиться детям. За последние годы выросло целое поколение, которое кроме автомата в руках ничего не держало.

Но не менее важно довести до суда дела всех, кто обворовывал людей. Кто брал заложников, убивал людей, эксплуатировал рабский труд.

О работе на посту Генерального прокурора.

Многие ангажированные олигархами и Кремлем журналисты пытаются дискредитировать мою работу, утверждая, что во время моего прокурорского срока не было раскрыто ни одного мало-мальски значимого и громкого дела.

На самом деле это не так. Все основные показатели, характеризующие работу прокуратуры по борьбе с коррупцией, значительно выросли. Например, на три тысячи увеличилось только число выявленных фактов взяточничества. Прошли суды либо находились на завершающей стадии расследования такие громкие уголовные дела, как по "Голден Ада" о хищении алмазов и драгоценностей на 180 млн. долл., против руководителей финансовых пирамид "Русский Дом селенга", "Хопер-инвест". Многие "забыли" дела в отношении губернатора Вологодской области Подгорнова, губернатора Тульской области Севрюгина, первого заместителя министра финансов России Петрова...

Коррупционеров высшего ранга можно привлечь к ответственности и по возбужденным под моим руководством делам по фирме "Мабетекс", фирме "Нога", компаниям "Андава" и "Аэрофлот", по операциям физических лиц на рынке государственных краткосрочных обязательств.

О скандале с пленкой.

Я заранее знал о готовящейся провокации. Но не представлял всю степень ее циничности. Активная деятельность, которую развернули Генпрокуратура и правоохранительные органы в целом в конце 98-го - начале 99-го года, привела в ужас "семью" (как стали называть коррумпированное окружение президента Ельцина). Любой ценой им требовалось избавиться от неугодного и неудобного Генпрокурора. Однако в отличие, скажем, от Евгения Максимовича Примакова или Николая Дмитриевича Ковалева снять меня президент не мог. Это входило в компетенцию Совета Федерации.

Поэтому у "семьи" оставался только один выход: путем угроз, шантажа заставить меня уйти с поста Генпрокурора.

Они не остановились даже перед публичным показом пленки по государственному телеканалу. Причем сфальсифицированной пленки.

Мне конфиденциально рассказывали, какие деньги предлагали экспертам за положительное заключение о подлинности кассеты. Руководство Министерства внутренних дел требовало от начальника экспертно-криминалистического центра подписать устраивающие власть заключения.

Однако для каждого непредвзятого специалиста очевидно, что кассета поддельная. Хотя голос похож на мой, он наложен на пленку после съемок, вследствие чего артикуляция не совпадает со словами за кадром. Изображение, как все заметили, очень размыто. И такое, извините, "вещественное доказательство" представили за подлинную правду. При современной аппаратуре скрытого наблюдения запись можно сделать значительно качественнее.

В экспертном заключении черным по белому написано, что установить подлинность пленки, а также идентифицировать запечатленных на ней лиц не представляется возможным. Так вот: уже имея на руках это заключение, рупор Березовского - Сергей Доренко врет с экрана общественного российского телевидения, что экспертиза подтвердила подлинность пленки...

Такая беспардонная ложь объяснялась просто: или Генеральный прокурор будет освобожден от занимаемой должности, или ближайшие соратники президента Ельцина отправятся за решетку.

Между прочим, я получил огромное количество писем в свою поддержку и рад, что люди осудили показ этой пленки по телевизору. Радует меня и то, что многие коллеги по правоохранительным органам, в том числе и коллеги из-за рубежа, не отвернулись от меня.

То, что это была спланированная провокация, доказывает и другой факт. Достаточно вспомнить о достойном Книги рекордов Гиннесса ночном возбуждении в Кремле уголовного дела против меня.

О перспективах развития страны.

Никакие экономические теории не сработают, пока в России не будет нормой элементарное законопослушание, уважение к закону всех без исключения - от дворника до президента.

Разве можно на практике реализовать пусть и замечательные экономические теории, если в стране будет продолжать царить дикое воровство и прогрессировать криминализация сознания?

Я не специалист в экономике. Но мне кажется, что наиболее близкими к истине являются те, кто считает, что Россия должна учитывать национальную специфику и искать свой путь развития.

На мой взгляд, необходимо пересмотреть все приватизационные сделки, совершенные с нарушением закона и приведшие к остановке производства.

Есть еще одна вещь. России необходимо вернуть украденные у нее деньги. По подсчетам специалистов, за 90-е годы из страны было вывезено от 400 до 600 млрд. долл. Этой суммы вполне достаточно, чтобы выйти из кризиса и избавиться от удавки МВФ. Сегодня каждый россиянин, включая грудных младенцев, должен западным кредиторам тысячу долларов.

В свое время Генеральная прокуратура, Федеральная служба безопасности и Служба внешней разведки разработали план по возврату похищенных миллиардов. Удалось добиться и поддержки западных коллег. Но... Плану этому так и не суждено было сбыться.

Пока будут люди, ставящие себя над законом, цивилизованное развитие страны, ее экономики невозможно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно