Примерное время чтения: 6 минут
602

Их разыскивает милиция

На этих портретах никогда не увидишь приятного лица. С расклеенных листовок смотрят страшные глаза и зияют проваленные рты. То ли это из-за плохой ксерокопии, то ли от сознания, что смотришь на преступника, которого разыскивает милиция. Как их ищут? И каковы шансы, что вообще найдут?

Парад двойников

КОГДА после прошлогодних терактов в Москве расклеили изображения Сайтакова и Гочияева, на милицию обрушился шквал звонков. И благодаря им милиция действительно задерживала десятки людей, очень похожих внешне на разыскиваемых террористов. Новый террористический взрыв - новые подозреваемые и, соответственно, новый всплеск гражданской бдительности у прохожих. (Что совершенно правильно.) Однако...

Однако при дальнейшей проверке милиция выясняла, что задержанные к преступникам никакого отношения не имеют. Сходство бывает даже такое, что сами двойники диву даются. Например, задержали по фотографии-ориентировке одного очень популярного композитора. Он на нее посмотрел и говорит: "Да, это я". Хотя на самом деле не он, а просто похожий.

Но все же фотографии реальных людей для розыска более эффективны, чем фотороботы. Фотороботы ведь составляют по показаниям свидетелей или потерпевшего, и похожесть их на оригинал очень субъективна. Тем более если после встречи с преступником люди находятся в стрессе. Порой путают не только возраст, но даже пол. А на вопрос, как был одет преступник, отвечают, что... модно. Другие, наоборот, скрупулезно перечисляют: черная куртка, черная шапка, черные джинсы... Хотя как найти человека по таким приметам, если у нас каждый второй так одевается? И в результате иногда случается даже, что людей ищут, внешне друг на друга не похожих, а их фотороботы - как две капли воды.

Затерянные в толпе

А ВЕДЬ преступник не сидит на месте и не ждет, когда за ним придут. Первым делом он обзаводится новым паспортом. Или у кого-нибудь его ворует, или приобретает из-под полы на рынке. В воровских притонах есть целые лаборатории по изготовлению фальшивых документов. А потом преступник старается затеряться в большом городе. Хотя бывают и исключения. Например, главарь одной банды, убивавшей водителей и угонявшей автомобили, скрывался в глухой деревушке. Впрочем, все равно его вычислили.

Со временем бдительность скрывающегося преступника притупляется. Его начинает тянуть к людям, он "светится" в общественных местах и облегчает работу милиции.

Те, кому позволяют средства, и вовсе покидают просторы необъятной Родины. Иногда еще и пластическую операцию себе сделав.

Еще не пойманы

ПО ДАННЫМ ГУУРа МВД РФ, в прошлом году в розыске находились свыше 158 тыс. обвиняемых. Среди них 5 тыс. убийц. А основная доля разыскивается за преступления, связанные с хищением имущества. Всего найдено около 129 тыс. преступников. Но преступность не стоит на месте, и сейчас в федеральном розыске находятся порядка 100 тыс. человек. Среди разыскиваемых есть особо кровожадные убийцы. Например, занимавшиеся разбоем Роман Заставский и Федор Буденков убивали не только взрослых, но и детей. Евгений Харламов расстрелял троих милиционеров в дежурной части ГОВД Вышнего Волочка Тверской области. На совести Ахмеда Гогиева десять трупов водителей автотранспорта от Москвы до Уфы. На счету Николая Кудрявцева десять трупов и шесть тяжко изувеченных людей на Алтае. (Преступники действовали вместе с сообщниками. Сообщники задержаны, а эти нет.)

Как родной

ДЛЯ сотрудников уголовного розыска преступник становится ну прямо как родной: ведь, чтобы просчитать его ходы, приходится изучить его личность, характер, привычки вдоль и поперек.

Для разных преступников могут применяться и разные методы. При поимке маньяков, например, иногда используют женщин - сотрудников милиции в качестве "подсадной утки-жертвы", на которую преступник клюет, ничего не подозревая. И даже такой способ, как внедрение в банду, случается не только в кино с Шараповым, но и в жизни тоже.

Прослушка телефона в квартире, где преступник жил раньше, тоже может принести о нем ценные сведения.

Дело случая

БЫВАЮТ случаи, когда преступник объявляется сам, как снег на голову. Например, однажды оперативники вели наблюдение за одной квартирой, изображая обычных мужиков, собравшихся поговорить о том о сем под грибком во дворе. Вдруг откуда ни возьмись к ним подошел некий субъект и как бы между прочим спросил, не нужна ли им взрывчатка, а то он продаст. "Конечно, нужна!" - обрадовались оперативники. И торговца задержали.

Как-то раз ограбили квартиру. Даже сигнализация не помогла. Когда хозяйка пришла домой, она ее отключила. И тут же получила удар по голове. Вынесли все ценности. Опрашивать потерпевшую пришел сотрудник милиции, который только устроился на работу и еще не успел получить оружие. Вдруг на столике он увидел фотографию преступника, который был в розыске. В красивой рамочке. Персонаж оказался любовником хозяйки и должен был прибыть с минуты на минуту ее успокаивать. А надо сказать, что он был ростом два метра, весом 140 кг да еще мастером спорта по боксу. Вызывать наряд милиции при хозяйке было рискованно: вдруг догадается? Пришлось прибегнуть к сигнализации, которая хотя бы на этот раз сыграла свою роль. "Что вы делаете?! - закричала хозяйка, когда милиционер открыл дверь. - Сейчас сюда примчатся автоматчики!" Это ему и требовалось. Криминализированного любовника встретили во всеоружии.

Конвой из "братков"

КОГДА преступник найден, расслабляться рано. Если его ищут в одном регионе, а обнаруживают в другом, переправить его по месту назначения надо, не теряя бдительности. Потому что под видом конвоя за преступником могут прибыть выручающие его из беды "братки". Поэтому перевозящие преступника сотрудники милиции должны предъявить соответствующий документ, и не один. Но тем не менее всякое случается. Как-то раз выяснилось, что один осужденный, сидящий на зоне с целым букетом тяжких статей, на самом деле вовсе не он, а другой. Сам же преступник сбежал еще из СИЗО. Подобными "клиентами" тоже занимается уголовный розыск.

Бороться и искать

МИЛИЦИИ помогают и агенты-информаторы. В частности, на вокзалах носильщики не только возят тележки с чемоданами, уборщики не только машут метлой, а бомжи не только храпят на старых газетах. Все они, когда нужно, внимательно поглядывают на отъезжающих, приезжающих и прочих слоняющихся, мысленно сверяясь с показанной им ориентировкой.

Обычные граждане тоже не дремлют. И очень хорошо делают. Не раз какой-нибудь мнительный сосед, тщательно приглядывающийся к неожиданно появившемуся на этаже новому жильцу, разоблачал настоящего уголовника.

У нас народ чаще всего обращает внимание на фотографии преступников в газетах или по региональному ТВ. Но вот, например, в Америке правоохранительные органы пошли еще дальше. И печатают лица опасных преступников на пакетах с молоком, на спичечных коробках, чем очень повысили эффективность розыска. Может, и нам тоже попробовать?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно