00:00 20/03/2001 109

"Человек с бульвара капуцинов"

В декабре 2000 г. на церемонии в Центре Ханжонкова фильм Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов" был официально признан "Лучшей картиной о кино уходящего века", а его создатели получили грамоты канонизации и медали братьев Люмьер. Хотя, в принципе, "кино о кино" - жанр неблагодарный, эта картина таит в себе удивительную привлекательность. Недаром самые знаменитые актеры соглашались сыграть в ней даже крохотные роли.

В декабре 2000 г. на церемонии в Центре Ханжонкова фильм Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов" был официально признан "Лучшей картиной о кино уходящего века", а его создатели получили грамоты канонизации и медали братьев Люмьер. Хотя, в принципе, "кино о кино" - жанр неблагодарный, эта картина таит в себе удивительную привлекательность. Недаром самые знаменитые актеры соглашались сыграть в ней даже крохотные роли.

Алла СУРИКОВА доставала ковбойские седла у чехов

-ДЛЯ меня картина началась с того момента, как я поняла, что мистера Феста - фанатика кинематографа, решившего переустроить мир с помощью "синема", будет играть именно Андрей Миронов. Название картины для нас содержало почти исчерпывающую характеристику главного героя. Именно на парижском бульваре Капуцинов размещался 1-й в мире кинотеатр братьев Люмьер, откуда двинулись по белу свету ретивые и наивные киномиссионеры. В нашем фильме Миронов играет одного из них. Вдохновенно, весело, страстно играет... самого себя. Только в фильме мистер Фест оживает, когда его убивает Черный Джек, а Андрей умер по-настоящему. Это был его последний фильм. Но тогда, жарким летом 1986 г., на берегу Тихой Бухты собралась потрясающая сборная суперзвезд советского кино.

В роли бармена Мак-Кью я видела только Олега Табакова. Да он и сам себя в ней видел. Подтверждение тому - то, как он работал. Он придумал себе трубочки в ноздри, которые делали его нос широким, а лицо - "плюшевым", коварно-добродушным. Думаете, это очень приятно - целый день существовать с "растопыренным" носом? А он терпел и улыбался! И даже не терял аппетита. Единственное, с чем постоянно приходилось бороться, - он поглощал исходящий реквизит задолго до начала съемок. Когда однажды мы заменили положенные бармену Мак-Кью орешки на бутафорские фрукты, он очень удивился и слегка заскучал... Мы не стали больше экспериментировать. Настроение артиста дороже. И на это он отвечал самозабвенной игрой и блестящей импровизацией.

Николай Караченцов сыграл ковбоя Билли Кинга. Помимо всех своих замечательных актерских качеств - удивительной пластичности и музыкальности, он демонстрировал настоящую самоотверженность: во всех трюковых сценах снимался сам, без дублера, даже после того, как сломал палец на ноге.

Михаил Боярский попал в нашу картину благодаря мистеру Фесту. Мои ассистенты с большим трудом вышли на него, когда он приехал в Москву на съемки другой картины. Там нашу атаку резко отбили: "Боярский намертво занят!" Но мои ассистенты пошли в обход: тайно сообщили Михаилу Сергеевичу, что в главной роли у нас снимается Миронов, который лично очень просит Боярского составить ему компанию... И попали в точку!

На роль Дианы Литлл пробовалось несколько молодых, талантливых актрис. Пробы проходили без основного партнера - Андрей был очень занят. Я смонтировала видеоролик с основными претендентками и показала ему. Он выбрал Сашу Яковлеву. Она была обворожительна и трудолюбива, часами до изнеможения репетировала танец (ведь танцевать приходилось с профессиональными балеринами!), училась петь, вертеть кольт, скакать на лошади...

Игорь Кваша, сыгравший пастора Адамса, не случайно оказался в картине. Ему подвластно то тонкое чувство такта в отношении отрицательного персонажа, когда можно пройти по грани, по острию - и не споткнуться.

Для того чтобы получилась комедия, нужен мешок юмора. С этим у всех наших актеров был полный порядок. Но чтобы получился вестерн, нужен просто-напросто Дикий Запад: лошади, драки, кольты, салуны, перья и т. д. Вот этого в запасе не было не только у нас, но и в богатых реквизиторских цехах "Мосфильма". Мы собирали материал по быту Дикого Запада буквально по крупицам, отсмотрели кучу вестернов. Что нам нужно, мы уже знали. Оставалось выяснить, где это взять. Самое близкое, где можно было что-то ухватить, - у соседей по лагерю, на чешской студии "Баррандов-фильм". И чехи дали нам несколько ковбойских седел, пару комплектов сбруй и кое-что по мелочи. Мы рвались к кольтам. Но чехи держались до последнего, оружия не дали: "Самим надо!" Костюмы, шляпы сшили на "Мосфильме". Перья для индейцев нам привезли из Крыма (думаю, общипали крымских орлов), и Света Башлыкова, художник по костюмам, их красила специально для головных уборов и даже сделала дубликат перьевой короны Вождя, которую Табаков стрижет, когда она мешает ему смотреть кино. Наши старания оценили - один из призов, доставшийся нашей картине, формулировался так: "За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства".

Николай КАРАЧЕНЦОВ бил лысого не больно

-ПОНАЧАЛУ Алла Ильинична предложила мне роль, от которой я отказался, сказав, что предпочел бы сыграть одного из двух других персонажей. Она мне предложила то, что сыграл потом Миша Боярский. А у меня уже было несколько подобных ролей в других фильмах. Тогда она спросила, кого бы я хотел сыграть. Я говорю: "То, что вы дали Табакову! Но на вашем месте я бы тоже выбрал Табакова! Или я бы хотел сыграть Билли Кинга". И вдруг она мне перезвонила, буквально через день-два: "Давайте все-таки попробуем Билли Кинга!" Я говорю: "Как?! Он же по сценарию должен быть громадиной - такой молодой Борис Андреев!.." Она отвечает: "Ничего. Давайте посмотрим". Я приехал на "Мосфильм", мы встретились с Сашей Иншаковым, попробовали драки, еще что-то... И после этого я уже с удовольствием начал сниматься в картине. И все это было освящено каким-то фанатизмом!..

Все говорят, что им жалко лысого, которого я там постоянно бью по лбу... Мне тоже его жалко! Но есть же некие приемы, позволяющие сделать так, чтобы актеру не было больно. Главная задача - обыграть это. Сколько было снято дублей этой сцены, я сейчас уже не помню... Огромное количество!

Лев ДУРОВ ради хохмы лег в гроб

-КОГДА приятно сниматься, не имеет значения - большая роль или маленькая. А в этой картине мне и сценарий нравился, и режиссер, и компания. Еще там были очень хорошие каскадеры. Мы жили все вместе, и я все время общался с каскадерами, ходил смотреть на их тренировки и немножечко в них участвовал. Мне все это было безумно интересно. Тогда я понял, что такое серьезный каратист. Мы в Геленджике зашли в одно кафе с Сашей Иншаковым. Там сидела большая местная компания. Саша, кроме сока, ничего не пил. И эти ребята стали посмеиваться: "Глянь - патлатый только сок пьет!" Я подошел к их столику, говорю: "Ребятки, не надо. Нехорошо так говорить, зачем?.." Они не слушают, продолжают. А Саша молчит. Я думаю: "Надо же! Его оскорбляют, а он молчит!" Что-то сказал ему, а он в ответ: "Да пускай!.." А когда мы стали уходить, один из них сделал опрометчивый поступок. Он взял Сашу за кончики волос и сказал: "Волосы твои надо вот так отрезать!.." Вот это он сделал напрасно!.. Честно скажу: ни одного из них я ударить не успел, они - все 6 человек - лежали на газоне, и над ними стоял столб пыли... Я когда-то тоже понимал толк в этом деле, но тут даже рта раскрыть не успел! И вся улица остолбенела и с интересом смотрела, не понимая, как это получилось: какой-то странный, очень красивый, похожий на индейца человек разложил всех этих огромных парней! Саша сказал им: "Ребята! Пока мы не уйдем, вставать вам не рекомендую!" И мы пошли. Когда я оглянулся, они лежали и, приподняв только головы, в полном недоумении смотрели нам вслед.

Что касается собственно съемок, могу сказать, что работали мы весело и дружно. К примеру, я сам придумал сцену, как я лежу в гробу, - этого в сценарии не было. Там был просто гробовщик. А я решил и свою лепту юмора внести в картину и... лег в гроб!

Олег АНОФРИЕВ разбивал пианино без риска для головы

-РОЛЬ в этом фильме у меня была небольшая. Я вспоминаю несколько прекрасных съемочных дней в Феодосии. Декорация была построена на берегу Коктебеля. Я очень быстро отснялся, и мне оставалось только купаться в Черном море.

Потрясающая сцена с дракой была снята за один день! Все было неповторимо. Стулья сделали из какого-то легчайшего пробкового дерева, чтобы спокойно крушить их о спины актеров. Бутылки тоже были из тончайшего пластика - их можно было безболезненно разбивать о головы. Меня засовывали в пианино... Там была специальная ткань натянута, чтобы я мог без ущерба для здоровья пробивать ее головой... В общем - все как обычно! Это и называется "волшебный мир кино!"...

Актуальные вопросы

  1. Кто из российских спортсменов не сможет поехать на Олимпиаду?
  2. Что будет представлять собой трасса «Таврида» в Крыму?
  3. Почему большинство людей — правши?

Насколько распространен допинг в мировом спорте?