Примерное время чтения: 13 минут
230

О чем повествует "Берешит" ( в начале )

В НЕСКОЛЬКИХ предшествующих номерах "АиФ.СВ" в своих публикациях мы затронули вечные темы мира - о человеке и о сущности веры, живущей в нем. ("Каббала - тайное учение", "Мысль управляет миром"). Последний материал был посвящен беседе с равом каббалистом Михаэлем Лайтманом, на который получили массу откликов. Теперь мы продолжаем тему совершенства и вечности и вновь обращаемся с самыми интересными вопросами к раву.

ВСЕ святые книги говорят об одном - о высшем мире, о том, как сотворен он и затем из него - и наш мир. Причем не просто рассказывается о том, что "там", а человека учат, как увидеть тот мир. Постепенное раскрытие высшего мира, того, что над нами, называется духовным подъемом человека или ступенями духовного возвышения человека. О духовном мире книги повествуют на нескольких языках. Каббала - это наука о строении высшего мира, и она использует для его описания язык сфирот, парцуфим, графики и чертежей. Библия описывает высший мир обыденным языком. Есть еще язык сказаний и язык заповедей. Попытаемся перевести язык Библии на язык Каббалы.

''В начале сотворения Богом неба и земли, когда земное было невообразимым хаосом, тьма заполняла бездну и дух Божий витал над поверхностью вод, сказал Бог: "Да будет свет!" - и возник свет. И увидел Бог, что свет - это хорошо. И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет "днем", а тьму назвал "ночью". И был вечер, и было утро - день один''.

Библия описывает рождение высшего мира, его строение, план развития, а затем описывается процесс сотворения Человека. Но это не человек нашего мира. Говорится о создании желания насладиться, называемом Душа или Адам, с целью наполнить это желание, творение, душу вечным, абсолютным наслаждением. Это желание насладиться и есть единственное творение. Кроме него есть только Творец. Поэтому все, кроме Творца, - это только различные величины желания насладиться. Так же и в нашем мире: все, что отличает друг от друга все объекты, - только различное количество желания насладиться, которое определяет все свойства каждого объекта.

Творец желает наполнить это творение наслаждением, наполнить полностью, до ощущения творением совершенства и вечности. Потому что это то состояние, в котором Он пребывает. То есть состояние Творца - это именно то, что Он желает нам дать. Творец совершенен и единственен. И в силу Своего совершенства Он и желает дать творениям совершенство - Свое состояние. Поэтому задача творения - в достижении совершенства Творца, в способности получить то, что Он хочет дать.

Вопрос: Мы не ощущаем Творца, а потому не верим в его существование. Мы не видим высшие миры, ничего не знаем о них. Ни одна из существующих наук не позволяет изменять будущее. Как же Вы утверждаете, что на будущее можно влиять?

М. Л.: Каббала изучает не происходящее в нашем мире, а происходящее в высшем мире, откуда затем нисходят силы в наш мир, порождают и вызывают все события в нашем мире. Изучая Каббалу, человек начинает видеть высший мир.

В видении высшего мира человек явно познает Творца и то, каким образом Творец создал духовный мир. Это действие называется в Каббале "Первый день творения". В своих последующих действиях, т. е. в так называемые последующие дни, Творец создал природу высшего мира, его управляющие силы. Последним, шестым действием Творца, шестым днем творения, было сотворение Адама.

Поскольку Адам был последним действием Творца, он и является целью всего творения. Все ранее сотворенное создавалось для него. Что же должно произойти с Адамом по замыслу Творца? Адам должен достичь подобия Творцу, стать во всем равным Ему, вместо Творца управлять всем творением, своей судьбой.

Причем человек сам должен достичь этого наивысшего, совершенного состояния. Достичь самому - означает, что человек вначале должен оказаться в самом худшем состоянии, противоположном Творцу, а затем сам, своими силами, подняться из него.

С помощью Каббалы человек видит наш мир и высший мир, взаимодействие между ними. Из высшего мира нисходит к нам информация и перед нашими глазами реализуется в материю. А наша реакция на нисходящее свыше в виде информации поднимается в высший мир и там определяет, в каком виде, хорошем или плохом, снизойдет и материализуется перед нами наше будущее, наше завтра.

Итак, Творец, находящийся на наивысшем духовном уровне, создал творение из противоположного Ему эгоистического свойства, полностью наполнил его светом, затем, опустошив от света, этим опустил его до состояния "наш мир". Поднимаясь обратно по духовным ступеням, творение удостаивается получения наслаждения во много раз большего, чем имело до своего нисхождения в этот мир.

Вопрос: Объясните, пожалуйста, почему для того, чтобы достичь подобия, необходимо оказаться в самом худшем состоянии. Можно ли обойтись без этого?

М. Л.: У творения должны быть возможность и силы свободно действовать между двумя противоположными силами: своим эгоизмом и Творцом, самостоятельно выбирать свой путь и самостоятельно идти им.

Для того чтобы предоставить в распоряжение творения, т. е. человека, эти условия, Творец должен:

1. полностью удалить творение от себя;

2. создать ему возможность развития и постижения Мироздания;

3. создать ему возможность свободы действия.

Творец создает такие условия творению постепенно. Дело в том, что творение, ощущающее Творца (наполненное светом), не является самостоятельным: оно полностью подавлено светом, свет диктует творению свои условия, передает ему свои свойства. Для создания самостоятельного, независимого от себя творения Творец должен полностью отдалиться от творения. Другими словами, творение, освобождаясь от света, становится самостоятельным в своих действиях. Это действие - изгнание света из кли (сосуд) - называется Сокращением.

Библия начинается со слов "В начале" (Берешит) - с начала процесса отдаления творения от Творца. Само слово "Берешит" происходит от слова "бар" - вне, т. е. повествует о выходе из Творца в отдельное состояние, между небом и землей.

"В начале создал Творец небо и землю". "Небо" - (сфира бина) с ее альтруистическими свойствами. "Земля" - (сфира малхут) с ее земными, эгоистическими свойствами. Между этими двумя полярными свойствами, на основе которых действует вся система мироздания, в подвешенном состоянии находится душа человека. Библия начинается с рождения творения, высшего мира, и сотворения человека, душа-Адама, но не концом творения. Назначение Торы в том, чтобы дать нам в этом мире инструкцию, каким образом мы можем подняться к самому наилучшему, совершенному состоянию.

Вопрос: Как исправить свое настоящее состояние? И что же дальше происходит с душой?

М. Л.: В своем исходном состоянии творение, или душа, или Адам, как хотите назовите, неисправна. Она сама должна исправить себя, достичь состояния "Конец Исправления". Представьте, что у вас есть неисправный рабочий инструмент, которым вы должны работать. Следовательно, вы вначале должны его исправить, а затем использовать. Так вот Библия и говорит о том, как мы можем исправить этот неисправный инструмент - данную нам свыше нашу душу.

Во время этого исправления человек находится между двумя мирами - высшим и нижним. Его душа в процессе исправления души приобретает необходимые навыки, знания, опыт, а главное - у человека появляются новые ощущения, новые, духовные, свойства. Таким образом, когда человек полностью заканчивает исправление души, он приобретает такие свойства, благодаря которым сможешь существовать во всем высшем мире, в вечности, покое, совершенстве.

Это особое состояние нигде не описывается, ни в Каббале, ни в Библии, просто потому что его невозможно описать, т. к. аналогов в нашем языке ему нет. Оно постигается только теми, кто проходит все предварительные состояния Исправления и достигает "Конца Исправления". За пределами "Конца Исправления" находится область, которая вообще нигде не описана. Там-то и находятся так называемые "Тайны Библии".

Существуют только маленькие намеки на них в "Зоар" и в Талмуде. Называются те особые, тайные состояния "Маасэ Меркава" и "Маасэ Берешит". Но все это - лишь намеки, а на самом деле эти состояния, эти духовные области невозможно выразить словами, потому что наши слова, наши буквы, наши понятия действительны и взяты из области Исправления. А то, что находится выше системы Исправления, совершенно не ощущаемо нами и поэтому никак не может быть переложено на человеческий язык, втиснуто в наши координаты, определения, представления.

"В начале сотворил... " - имеются в виду два свойства: эгоистическое и альтруистическое. С помощью альтруистического свойства "неба" исправляется эгоистическое свойство ''земли'' - души. Все это исправление происходит в течение семи состояний, называемых "семью днями". Это условное название, естественно, никакого отношения к земным дням не имеет. Здесь не имеются в виду земной день или ночь, земные свет или тьма. Говорится о духовных состояниях, духовных ощущениях человека, проходящего эти стадии исправления, о системе, в которой исправляется его душа, находящаяся пока еще на уровне ''земля''.

Необходимо поднять душу с уровня ''земля'' на уровень "неба", т.е. эгоистическое свойство преобразовать в альтруистическое свойство "неба". Это достигается семью последовательными исправлениями, называемыми "семь дней недели".

Вопрос: Уважаемый рав, не могли бы Вы объяснить, что означает каждый день творения? Что происходит в это время с душой человека и со всем мирозданием?

М. Л.: Библия объясняет, что в "каждый день" человек должен сделать со своей душой.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ.

"И отделил Бог свет от тьмы". Что это значит? - Человек должен следовать в своих исправлениях действиям Творца, поэтому самая первая заповедь, которую человек должен произвести над собой, - это разделить мысли и желания внутри себя так, чтобы он увидел, какие из них светлые - ''небо'' и какие темные - ''земля''. Этот процесс называется - осознание зла, когда изучением каббалистических книг, общением в группе каббалистов человек начинает анализировать, какие его свойства относятся к духовным, а какие - к животным. Противопоставление этих свойств друг другу, разделение их, отделение друг от друга и представляет собой первый шаг к исправлению. Это первый день сотворения человеком Человека в себе.

ВТОРОЙ ДЕНЬ.

После того как человек разделил в себе эгоистические и альтруистические свойства, он должен начать их исправлять. Каким образом это делается? - Это делается с помощью особого света Творца. Из Творца исходит два вида света: свет хохма и свет хасадим. Так вот, используя свойство света хасадим (милосердия), называемого "вода" или "неба", человек овладевает свойством отдавать, альтруизмом. "Земля" - эгоистическое свойство получать, вбирать все в себя, наша начальная природа. Вода, свойство отдачи, пропитывает землю и создает в ней возможность появления жизни. Свойство отдачи исправляет эгоизм, позволяет его правильно использовать, на пользу себе и другим. В исправленном свойством отдачи эгоизме человек ощущает высший мир, Творца, видит свои прошлые жизни и свой путь к цели творения. Именно в душе, которая вечна и переходит из тела в тело, человек может видеть все свои кругообороты жизней. Не исправивший душу не может узреть ничего выше нашего мира.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ.

Собирается вода над небом, и обнажается суша. Часть первозданной Земли появляется из-под воды. После исправления водой она становится пригодной для того, чтобы на ней зародилась жизнь, потому что в ней есть и свойства воды, и свойства земли вместе.

Вода сама по себе так же губительна для жизни, как сухая земля. Вспомним, как Ноах выпустил голубя для того, чтобы тот нашел землю. Именно на правильном соединении альтруистических и эгоистических свойств "неба" и "земли" внутри души человека построено исправление и использование этих свойств Творца и творения в человеке.

Это исправление называется "кав эмцаи" - ''средняя линия''. Наша естественная эгоистическая природа называется земной, левой линией. Правая линия - это свойства Творца, свойства воды, свойства альтруизма, отдачи. А средняя линия - это то, что должен сделать человек - "выбрать жизнь". То есть взять столько "воды", чтобы в сочетании с "землей" обе эти линии дополняли друг друга и плодоносили. Чтобы на сочетании этих двух свойств выросло из земли "Древо Жизни" - духовный человек, ощущающий все мироздание, вечно и счастливо существующий во всех мирах. Вечно - потому что, отождествляя себя не с временным телом, а с вечной душой, человек начинает ощущать себя как душа, а свое тело - как временно сопутствующую оболочку. Этот переход от отождествления себя с душой вместо тела - чисто психологический и происходит по мере овладения свойством "неба".

Вопрос: Существует ли связь между днями творения и годами еврейского летоисчисления?

М. Л.: Эта связь существует. На человечестве эти 7 дней проходят как 7 тысячелетий. Шесть тысяч лет эквивалентны 6 дням недели - будням, в течение которых человечество неосознанно, а затем осознанно "в поте лица" исправляет себя. И достигает в итоге седьмого тысячелетия или седьмого дня - Субботы состояния, когда сверху его исправленные свойства наполняет высший Божественный Свет наслаждения и изобилия.

Вопрос: Существует ли какой-то тайный смысл у числа 7?

М. Л.: Управляющая нашим миром система состоит из 7 частей. Отсюда в нашем мире происходит деление на 7 и 70: 70 народов мира, 7 дней недели, душа человека состоит из 70 частей, жизнь человека считается 70-летней и пр.

Весь путь человечества состоит из 6 дней - 6000 лет исправления. Мы начали 5762 год. Общее сознательное исправление мира началось с 1995 (5755 года), т. е. всего 7 лет назад. За оставшиеся до 6000 лет время мы, все человечество, должны будем исправить себя, а затем в седьмом тысячелетии получить заслуженное, заработанное вознаграждение.

Вопрос: Можем ли мы "сжать" время, сократить путь, свой путь к цели творения?

М. Л.: Единственное, что мы в состоянии сделать - это, вмешавшись в процесс, запущенный свыше на все 7 тысячелетий, ускорить его. Те, кто может подойти к этому процессу индивидуально, раньше достигают выхода в высший мир, ощущения высшей, совершенной реальности. Да и сам путь исправления, если они проходят его сознательно, своими усилиями, ощущается как созидание, романтическое устремление, а не перманентное получение ударов судьбы.

(Продолжение в следующем номере)

В настоящее время распространение Каббалы вышло из узких рамок и превратилось в движение по всему миру. Книги на русском, аудио- и видеокассеты с уроками и каббалистической музыкой, занятия по сети Интернет (www.kabbalah-web.org) - это только краткий перечень работ каббалистической группы Бней-Барух в Израиле и "Древо Жизни" в Москве.

"Древо Жизни" в Москве проводит бесплатные лекции, которые можно посетить. С нами можно связаться по телефону: 721-71-54, 109-01-31.

Серию книг "Каббала", автором которых является Михаэль Лайтман, можно приобрести в книжных магазинах г. Москвы и России.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно