aif.ru counter
128

Евгений Петросян: "Гайдай пробовал меня на роль Шурика"

Статья из газеты: Телеглаз АиФ № 42 15/10/2002

Родился 16.09.1945 в Баку. Окончил ВТМЭИ. С 1962г. начал выступать на профессиональной сцене. С 1964 по 1969 работал конферансье в оркестре Леонида Утесова, с 1969 по 1989 служил в Москонцерте. В 1985 году окончил отделение режиссеров эстрады ГИТИСа. За его плечами тысячи выступлений на лучших концертных площадках страны. С 1979 года существует Театр эстрадных миниатюр Петросяна. В 1991 Евгений Ваганович стал народным артистом РФ. Давно сотрудничает с ТВ. Несколько лет был ведущим популярной телепередачи "Артлото". Создал много сольных передач.

Досье "ТГ": родился 16 сентября 1945 года в Баку. Окончил ВТМЭИ. С 1962 года начал выступать на профессиональной сцене. С 1964 по 1969 год работал в качестве конферансье в оркестре Леонида Утесова, с 1969 по 1989 год служил в Москонцерте. В 1985 году окончил отделение режиссеров эстрады ГИТИСа. За его плечами тысячи выступлений на лучших концертных площадках страны. С 1979 года существует Театр эстрадных миниатюр Петросяна. В 1991 году Евгений Ваганович стал народным артистом РФ. Давно сотрудничает с ТВ. Несколько лет был ведущим популярной телепередачи "Артлото". Создал много сольных передач: "С различных точек зрения" (1985), "Приглашение на вечер Петросяна" (1988), "Ангажемент Петросяна", "Операция "Петросян"" (1991), "Антология Петросяна" (1991-1993), "Евгений Петросян приглашает" (1999-2000), "Кто же этот Петросян" (2000). Как автор сценария и режиссер Петросян выпустил программу Елены Степаненко "Бабы, вперед!" (2001), "Включайте, посмеемся!" (2001). С 1994 года на первом канале ТВ еженедельно выходит в эфир его авторская телепередача "Смехопанорама".

- Евгений Ваганович, вы уже шутите сорок лет, на радость нам, зрителям! Не устали от этого?

- Ни в коем случае! Моя работа настолько разнообразна, что не приедается. Более того, думаю, что судьба мне просто не даст поменять этот жанр. Да я и не стремлюсь к этому. Однажды меня позвали сниматься в кино. Леонид Гайдай даже делал со мной пробы на роль Шурика для "Кавказской пленницы". Но я почувствовал, что это не мое, и, между прочим, сам порекомендовал Гайдаю на роль Шурика - Александра Демьяненко. По-моему, рекомендация оказалась удачной. Что же касается меня, то я занимаюсь своим делом, ни на что не отвлекаюсь! Разве только на телеэфиры. Передача "Смехопанорама" на ОРТ, судя по откликам телезрителей, очень поднимает их настроение. Я рад и счастлив, что люди смеются и радуются!

- А вы помните свою первую шутку не на эстрадных подмостках и в эфире, а в жизни?

- Конечно, помню. Я рос в интернациональном городе Баку. Жил около синагоги. Как-то пошел туда с приятелем из любопытства. Нам было лет по семь. Все происходящее в синагоге казалось очень интересным и занимательным. Мне тоже захотелось принять участие в этой процедуре. Вместе с товарищем мы начали старательно кричать: "Христос воскрес!" Нас тихонечко вывели оттуда. Но поскольку мы кричали от чистого сердца и никого не хотели обидеть, то Бог, который, по моему мнению, един, только улыбнулся на нашу детскую выходку. Так что первый, кого я рассмешил, был наш Господь. Может быть, в награду за это он и сделал меня юмористом. Слава тебе, Господи!

- И все ваши жертвы, принесенные на алтарь, были вознаграждены в тот день, когда вас, молодого артиста, в 1964 году пригласил в свой прославленный оркестр Леонид Утесов?

- Ну о чем тут рассуждать! Это было подлинным счастьем - работать рядом с великим Утесовым! Но не все проходило так гладко, как хотелось. Подчас дрожали коленки. Представьте себе, позади меня на сцене 26 оркестрантов, сразу превращающихся в 26 острословов, как я только ляпну что-нибудь не то! Когда Утесов перестал выступать со своим оркестром, мне его очень не хватало, и я вскоре покинул коллектив. Знаете, кого взяли на мое место? Гену Хазанова!

- Раньше, как известно, за анекдоты могли и срок дать. У вас были когда-нибудь неприятности из-за "шуточек"?

- Кажется, нет. А вот жалобу однажды на меня написали. Правда, это давно было. Вызывают меня как-то в управление культуры и дают прочитать письмо: "Все артисты выступают нормально, а Петросян не уважает зрителя, выступает под фонограмму!" Представляете себе - разговорный жанр да под фонограмму? Сущий бред! Под фонограмму петь можно, а смешить никак нельзя!

- Актерами очень часто становятся дети из актерских семей. Ведь таланту нелегко пробиться на сцену. Как это происходило у вас?

- Мои родители не имели отношения к искусству. Отец - математик, мама - химик. Более того, они не верили, что я стану артистом. Помню, сестра привела меня однажды на устный журнал: там актер читал рассказ, а я слушал и давился от хохота. Будучи первоклассником, я уже мечтал стать артистом. В десять лет просиживал в библиотеке, изучал историю искусств. Мне было интересно все! В 12 лет я ходил в театры, всегда причесанный, в красивом костюмчике, в галстуке-бабочке. Все оглядывались на меня - что за странный мальчик? А я просто сходил с ума на своей мечте, летом работал учеником слесаря, столяра и тайком от мамы - грузчиком на лимонадном заводе. Ну а в 16 лет отправился в Москву на поиски счастья. Помню мамины слова, сказанные на дорогу: "Сынок, быть плохим артистом - большое горе: мало того что ты никудышный специалист, так еще столько свидетелей приходят каждый вечер на твой позор! А хорошим артистом ты вряд ли станешь..." К счастью, она ошиблась.

- Тот случай, когда можно сказать: слава Богу, мамино пророчество не сбылось, позора на сцене удалось избежать. Все получилось наоборот, вас ждал большой успех! Наверняка мама верила в вас, просто боялась сглазить! А с какими неожиданностями на концертах доводилось сталкиваться?

- Одно сочинское ЧП помню так, как будто вчера это случилось. Показываем спектакль "Доброе слово и кошке приятно" в Летнем театре. Во время исполнения монолога "Пугало огородное" какая-то бездомная собака перелезла через решетку театра в зал, а оттуда - прямиком ко мне на сцену. Я по ходу монолога говорю: "Назначили меня сюда директором огорода. Секретарша вот сидит, лает на посетителей!" И представьте, секунда в секунду после этих слов, с той стороны, на которую я указал, с невинным видом вышла дворняжка, остановилась возле меня и... как тявкнет! Я поворачиваюсь к ней и говорю: "Жучка, поди, скажи, что я занят, у меня собрание." Барбосина послушно удалилась, а зал корчился от гомерического смеха! Некоторые, может быть, предположили, что так и было задумано по ходу действия.

- Евгений Ваганович, вы выступаете на сцене, ведете телепередачу, издаете свои книги... Скажите откровенно, вы считаете себя благополучным человеком?

- Благополучие вещь относительная. Мне сейчас почему-то пришел на память эпизод из юности. Шел я однажды голодный по Петровке, нащупывая в кармане пятачок и решая проблему: поехать ли на концерт автобусом или купить бублик? А ведь я тогда уже выступал на главных площадках страны. Неожиданно столкнулся со знакомым баянистом, он купил мне бутылку молока и бублик. Как я был тогда счастлив! По сравнению с тем молодым человеком, конечно, я благополучный.

- Задам вам коварный вопрос. Ваша супруга - Елена Степаненко - много лет работала в вашем театре простой артисткой. Потом она вдруг стала женой знаменитого юмориста - Петросяна. Прошли годы, и прекрасная Елена становится... суперзвездой эстрады! Ее обожают миллионы, а ее коронный "Блин-Клин" стал всенародным хитом. Как вы относитесь к славе Степаненко, не считаете ее конкурентом?

- Я горжусь Еленой! Впрочем, как и она мной. Особенно мне нравится то, что мы выступаем не только раздельно, но и вместе. Идеальная пара! Да еще и чудесную дочь вырастили. Прекрасно жить одним домом, одним делом, одними интересами. С супругой мне просто повезло!

Смотрите также:


Актуальные вопросы

  1. Кто сможет получить 50% скидку на железнодорожные билеты?
  2. Что за пенсионный налог, который предлагают ввести Минфин и ЦБ?
  3. Почему нельзя крепить иконки, гаджеты и другие предметы на руль и торпеду?