Примерное время чтения: 16 минут
150

Напоем историю

В феврале этого года на канале РТР дебютировала программа "Песни XX века". Музыкальное ток-шоу уже с первых выпусков полюбилось большому количеству телезрителей, что доказывают рейтинги. Эта передача не может оставить равнодушным, на мой взгляд, ни одного человека. "Почему?" - спросите вы. Да потому, что это наша музыкальная история, отражение той действительности, в которой пребывал мир в течение всего прошлого столетия. И эта история предстает перед телеаудиторией через призму современности, т.к. уже подзабытые тинейджерским поколением песни исполняют популярные ныне звезды эстрады. Наверное, поэтому программа актуальна не только для людей, которые были свидетелями всех перипетий ушедшего столетия, но и для молодежи. С авторами идеи и создателями этой передачи мы решили побеседовать.

Автор и ведущий Левон ОГАНЕЗОВ:

- Как родилась идея создания этой передачи?

- Я всю жизнь занимаюсь музыкой. Я закончил Московскую консерваторию и первую половину своей жизни играл классику. Чтобы заработать, параллельно выступал на московской эстраде. Мне повезло, я всегда работал с очень хорошими артистами. И все песни, звучащие в этой программе, - мне хорошо знакомы, потому что они были в репертуаре всех эстрадных артистов, с которыми я работал в тот момент. Уже тогда многие довоенные песни, которые я исполнял, - танго, романсы - назывались "ретро". Особенно модным такое название довоенной песни почему-то стало в 70-е годы. Когда я работал с Кобзоном, мы сделали несколько русских песен для выступления заграницей, это были те самые песни-ретро. И когда мы вернулись из поездки, Иосиф, как человек любящий этот жанр, сказал: "Давай сделаем целиком программу романсов, фокстротов и танго", и мы ее сделали. Мы тогда "откопали" много материала, и я подумал, почему такая хорошая музыка пропадает? Ведь из этих песен, как мозаика, складывается вся наша история, наша жизнь. И хочешь - не хочешь, пока это делаешь, аранжируешь, ты начинаешь любить эти песни, искать для них собственные, особые алгоритмы, ритмы. Как говорится: сперва женился, потом полюбил - это тот самый случай. У меня скопился огромный багаж этой прекрасной музыки, песен, который искал применения. Так родилась мысль создать передачу. Михаил Ефимович Швыдкой отреагировал на мое предложение грамотно - он устроил совещание по этому поводу. Я не видел эту идею в "картинке", а Михаил Ефимович увидел. Еще реальнее эту "картинку" увидел Андрей Козлов. И хотя никакого отношения к музыке Андрей не имеет, т.к. по профессии "технарь", он проникся "задумкой" и как режиссер реализовал эту идею прекрасно.

Автор и ведущий Михаил ШВЫДКОЙ:

- Вы ведете еще и "Культурную революцию". Какая передача вам больше нравится?

- Я думаю, самый любимый ребенок - последний. Для меня как для экс-министра культуры Российской Федерации - "Культурная революция" органичней, а как простому человеку мне нравятся "Песни XX века". Я, честно скажу, с удовольствием вел бы эстрадные концерты как конферансье, но пока нет таких концертов, которые мне хотелось бы вести. В принципе, я считаю, что это правильная программа, она развлекательная и одновременно поучительная.

- Почему вы решили запустить эту программу?

- Классический анекдот нашего времени: "У человека спрашивают: "Вы выпиваете?" - "Не выпиваю", - "А в баню ходите?" - "Не хожу", "Может наркотиками балуетесь?" - "Не балуюсь". - "А как же вы расслабляетесь?" - "А я не напрягаюсь". Вот наше время ориентированно на "ненапряжение". Мы живем в потребительском мире, в потребительской цивилизации, и это "потребительство" проявляется во всем, люди ищут развлечения, и культура в связи с этим становится частью "потребительской корзины", если угодно. И это плохо, точнее, это не плохо и не хорошо - это так. Вольтер говорил: "Всякое искусство хорошо, кроме скучного и, развлекая, надо поучать, а, поучая, развлекать". Так вот, мне хотелось найти такой жанр, который мог бы рассказать немного о жизни. Заставить людей немножко думать: почему именно эти песни, а не другие, стали важными в тот момент, что происходило тогда с людьми, что стало с нашей страной. На самом деле это просветительское ток-шоу, сделанное в развлекательно-эстрадной форме.

- Как отбираются песни в программу?

- Я думаю, что отбирать песни мы начнем с осени. Сейчас мы ищем не столько песни, сколько материал для программы из массива готовых фонограмм, которые знают актеры. А вот, начиная с сентября, мы начнем специально заниматься отбором песен.

- Споете любимую песню на передаче? Если да - то какую?

- Моя жена знает все советские песни наизусть - это ее конек. Мы очень часто поем с друзьями, с семьей. Хотелось бы заметить, что все люди, которые не имеют слуха и голоса, зачастую очень любят петь. Петь, конечно, я бы не рискнул, наверное. А песен хороших очень много, и назвать что-то конкретное очень сложно. Мне нравятся песни Утесова, Шульженко, Бернеса, в общем, песни из "старой жизни". Одна из моих любимейших - "Дорогие мои москвичи". Иногда ночью, когда я готовлюсь к программе, мы с сыновьями и женой берем текст и начинаем до двух часов ночи "горланить" песни. Такая вот семейка.

- Как вам работается с Тутой?

- Тута, помимо того, что очень талантлива, еще и очень умная и образованная ведущая, и с ней работать замечательно. То, что она делает на МТV, прекрасно. И то, что она пришла в эту программу для меня просто счастье, потому что это несколько иной сегмент аудитории - молодежь, и ее любит эта часть публики. Мне хорошо с ней, не знаю, как ей со мной.

- Вы бы хотели что-то изменить в передаче?

- Когда работаешь в этой программе, нужно отключаться от всех своих проблем. Я часто выхожу на площадку с грузом моих министерских забот, теперь агентских, а о них нужно забывать, нужно уметь произносить любую информацию с улыбкой.

Режиссер-постановщик Андрей Козлов:

- По какому принципу отбираются песни в вашу передачу?

- Это должны быть песни, которые, ну, например, я лично знаю, и вы знаете, т.е. это должны быть песни, которые знает практически каждый человек.

- В чем смысл передачи?

- Лично я благодаря этой передаче, я познаю окружающий меня мир и самого себя.

- Какой вы видите вашу аудиторию?

- Ну, сейчас-то мы видим, что программа набирает очень хороший общероссийский рейтинг, он близок к 10%, это хорошо. Когда мы только начинали делать передачу, то рассчитывали на аудиторию старше 25 лет, но рейтинги показали, что наша передача для семейного просмотра.

- Идея создания программы принадлежит и вам в том числе. Вы довольны ее телевоплощением?

- Телевизионный проект, если он, конечно, будет долго жить, а не умрет в течение нескольких передач, постоянно совершенствуется. А с "Песнями ХХ века" получилось так - премьерный спектакль сам по себе уже получился удачным и здесь крупных усовершенствований не будет.

- Вам самому понравилось то, что вы сделали?

- Неловко говорить, но понравилось. Первый раз в жизни, может быть, понравилось безоговорочно.

- А "Культурная революция"?

- Она мне понравилась гораздо позже, не с первых выпусков.

- Эту передачу тяжелее делать, чем "Культурную революцию"?

- Безусловно, тяжелее, потому что она намного масштабнее, трудозатратнее, здесь гораздо большее количество действующих лиц, большой зал - полторы тысячи зрителей. С другой стороны, что сложнее написать - детектив Донцовой или философскую работу Канта? Все тяжело, в этом все дело.

- Если бы вам представилась возможность исполнить какую-либо песню в своей передаче, какую бы вы спели?

- К сожалению, я не умею петь, совсем.

- Ну, а какую песню хотели бы услышать?

- Украинскую народную песню "Туман яром", есть такая песня. Я сам с Украины. Мне нравится огромное количество песен! Фактически в программе не звучат песни, которые бы мне не нравились.

Генеральный директор продюсерского центра "Игра-ТВ" Наталья СТЕЦЕНКО:

- Какие песни вам больше по душе - в старом исполнении или в современном?

- По-разному. Мне кажется, что получилась очень занятная штучка: когда в передаче звучит старая песня, а потом ее же поет современный исполнитель. Во-первых, у современного артиста возникает исполнительский азарт: он поет по-своему, может быть, лучше или хотя бы на уровне, но не хуже. Кроме того, исполнитель должен посоревноваться с другими песнями и победить в конкурсе, может быть, поэтому, и это заметно, певцы исполняют песни по-другому, я бы сказала, с большей душой, нежели на концертах.

- Когда вы брались за этот проект, не боялись, что для молодого поколения многие из этих песен потеряли свою актуальность?

- Мне кажется, песня - это такая культурная почва, которая не может быть чуждой человеку, живущему на этой земле. Он может ее знать или не знать, он может ее услышать в первый раз в нашей передаче. Я уверена, что дети, которые приходят на эту передачу, многие песни слышат впервые, но они им нравятся. В музыке, в словах, в песне существует природа нашей жизни, наши традиции, корни. Ведущая Тута Ларсен - совершенно современный человек, но это не мешает ей знать еще и все песни прошлых лет, потому что человек, любящий музыку, не может существовать только сегодняшним днем, это просто невозможно, это все равно, что знать Шнитке и не знать Моцарта. В этом заключается связь поколений. Тем более, что на нашей передаче старые песни исполняют современные исполнители.

- Не пугает то, что песня в современной интерпретации может не понравиться автору?

- Умный и культурный человек поймет, что некоторые песни звучат просто в другом, современном ритме, но от этого не становятся хуже.

- Обычно "Игра-ТВ" занималась более интеллектуальными передачами, и вдруг - ток-шоу.

- Мы занимались разными передачами, просто все ориентируются на "Что? Где? Когда?" и "Культурную революцию". Все забыли "Любовь с первого взгляда", совершенно эпатажную для того времени передачу. И потом, я считаю что "Песни ХХ века", это очень интеллектуальная программа. Я не могу назвать ее чисто развлекательной, да и делать просто концерт нам было бы неинтересно - это не наша специфика. Нам показалось интересным соединить популярные песни с историей, и в этом я вижу интеллектуальный подход: например, молодое поколение открывает для себя, что такое съезд партии или СССР, т.е. эта программа - ознакомление с историей в популярной форме.

- Вы делаете не одну программу. Среди них есть та, которой вы отдаете большее предпочтение?

- Все программы разные, и все занимают на телевидении те ниши, которых нет в других передачах. Например: "Что? Где? Когда?" - игра, а игр много сегодня на телевидении, но у этой передачи несколько иное решение, не традиционное - это игра, сделанная в жанре документального спектакля, а не в жанре викторины. Я не даю оценок, просто говорю, что сам жанр - документальный спектакль - отличается от игр, построенных по законам викторины.

Или "Культурная революция". На сегодняшний день много ток-шоу, но нет ни одного, в котором мы обсуждали бы себя с точки зрения культуры. Что касается "Песен ХХ века", то эта передача, как самый маленький ребенок - ей уделяешь больше внимания, потому что она еще маленькая, и здесь еще многое выверяется, проверяется. И, наверное, по всем вышеперечисленным причинам эмоционально на сегодняшний день меня больше затрагивает программа "Песни ХХ века". Я очень редко по жизни плачу, но вот на этой передаче из меня выжимают слезу и неоднократно.

- Самая любимая песня?

- В свое время я училась в Ленинском педагогическом институте и занималась в кружке у Ады Якушевой, у нас был очень певучий институт, это было время студенческой, авторской песни. У нас был свой коллектив, свой состав, я очень много знаю авторских песен. Но одну, самую любимую трудно назвать, ну, например, я очень люблю песню - "Есть только миг".

Ведущая Тута ЛАРСЕН:

- О чем и зачем эта программа?

- Наверное, затем, чтобы одних людей вернуть к их юности, к воспоминаниям, к истории и в то же время рассказать им то, чего они не знали, об эпохе, культуре, времени, любимых артистах и их песнях. С другой стороны, познакомить нас, людей моего поколения и моложе, с этим фантастически богатым пластом культуры, потому что, мне кажется, благодаря тому, что, например, "Смэш" спели песню из рок-оперы "Юнона и Авось", 16- и 15-летние девочки узнали, что такая рок-опера существует, и пойдут ее смотреть. Это очень ценно, и мне кажется, что эта передача, как ни банально это звучит, - воплощенная в телевидении связь и преемственность поколений, и в этом контексте наш дуэт с Михаилом Ефимовичем особенно очевиден и актуален. Я в какой-то момент подумала: "Что я буду делать на этой передаче?". Там все-таки взрослые и сильные люди, с которыми я не знаю, как буду взаимодействовать, а оказалось - просто. Мне до такой степени интересно и любопытно все, что происходит: слушать истории, которые затрагивают мою душу, песни, и я понимаю, что людям более молодого поколения и моим ровесникам это тоже должно быть интересно, потому что это наша история, которой мы были лишены какое-то время. Из этой передачи растут мои корни как жителя этой страны.

- Я слышала, что ты занимаешься вокалом. Услышим ли мы тебя в этой передаче? И какую песню ты хотела бы исполнить?

- Я надеюсь да, если мне позволят. Но только не в этой серии, потому что я еще только учусь и певицей себя пока не считаю, я только ученик. Тем более, когда видишь и слышишь, как, например, поет Нани Брегвадзе, Тамара Гвердцетели или Лариса Долина - и мой пыл заметно охлаждается, и появляется не желание побыстрее выскочить на сцену и запеть, а учиться и учиться этому. Ну, конечно, я бы с удовольствием спела, только какую песню, не знаю, есть так много красивых, трогательных и душевных песен, и они встречаются в каждой передаче, и каждый раз, когда я их слышу, мне хочется их спеть. Мне бы, конечно, хотелось спеть какую-нибудь балладу или романс, что-то такое медленное и душевное. Но какую, определенно сказать не могу, потому что песен, которые мне нравятся огромное количество и какую-то одну и самую любимую я выбрать не могу. В детстве, например, очень сильное впечатление на меня производила песня "Бери шинель, пошли домой", она пробивала меня до слез, всегда. Или песня Градского "Первый тайм", или песня Пугачевой "То ли еще будет, ой-ой-ой!" - я ее пела на всех семейных застольях, и все гости очень умилялись от того, что я в четыре года выговариваю слово "синхрофазотрон". Мне очень нравится песня про оленя, которую в свое время перепела Анжелика Варум: "Осенью, в дождливый, серый день проскакал по городу олень..." Очень нравятся "Журавли" Бернеса, мне кажется, что какую песню тех лет не возьми, за ней: а) история; б) безумно талантливые люди; в) множество воспоминаний, связей, аллюзий, ассоциаций, памяти, какой-то даже генетической, пусть я не помню эту песню, но ее помнит моя мама.

- В каком исполнении тебе больше нравятся песни - в старом или в новом?

- Честно говоря, мне нравится, когда Левон подыгрывает, и когда на сцене происходит абсолютно живая история. Это самое интересное. Мне нравится, что все, происходящее в этой программе, происходит "живьем". Здесь дело не в аранжировке, а в том, как человек голосом, настроением, отношением преподносит всем известную вещь в своей интерпретации и здесь, мне кажется, наоборот, какая-то замысловатая аранжировка или сильный передел песни искажает ощущение, да и людям в этом случае сложнее выбрать, и они говорят: "Я выбираю: "Смэш", а не песню "Я тебя никогда не забуду". Кстати, ребята ее потрясающе спели. Или, например, "Чай вдвоем" спели песню "Скалолазка", действительно классно, но это уже совсем другая песня, нежели была у Высоцкого. Она не хуже, не лучше, она просто другая. Это как книжка "Пикник на обочине" и фильм "Сталкер", который вроде бы снят по этой книге, но это два совершенно разных произведения, и оба - гениальные. Поэтому мне лично нравится, когда человек просто выходит и поет под фортепиано.

- Тяжело работать с Михаилом Ефимовичем?

- Нет. Очень просто и очень комфортно и интересно, потому что он настоящая ходячая энциклопедия, и я-то, собственно, только поддакиваю или как-то эмоционально отзываюсь, потому что столько знать, сколько он, я не могу, просто потому, что я еще не родилась, когда все это происходило, а он был тому свидетелем. Он блестящий телеведущий, и с ним рядом ты не чувствуешь разницы ни в опыте, ни в возрасте, ни в статусе, мы - партнеры.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно