aif.ru counter
Владимир Гаврилов 2255

На небе и на земле. 100 лет назад была учреждена марка BMW

В июле 1917 года две фирмы «Rapp Motoren-werke» и «Gustav Otto Flugmaschinenfabrik» объединились в одну компанию, которая стала именоваться «Bayerische Motorenwerke» — BMW.

Шла первая мировая война и кайзеровское правительство делало все, чтобы увеличить выпуск военной продукции. Соединение производственных мощностей Rapp Motoren-werke и «Gustav Otto Flugmaschinenfabrik» существенно обогатило потенциалы промышленников и позволило им добиться массовости. А продукцию они выпускали архиважную — моторы для военных самолетов, участвующих в обеспечении господства в воздухе над Германией. Длинное название «Bayerische Motorenwerke» превратилось в лаконичную аббревиатуру — BMW. Тогда же придумали и эмблему — белый пропеллер на фоне синего неба. 

Фото: Shutterstock.com

Авиация СССР 

После поражения Германии ей запрещалось иметь большую военную авиацию и массовую армию. Сохранить технологии помог Советский Союз, который практически с нуля строил инфраструктуру для производства многоцилиндровых моторов. Очень быстро советское правительство нашло общий язык с постреволюционной Германией и предоставил свои площадки для немецких специалистов. 

Народный комиссар иностранных дел РСФСР Георгий Чичерин и министр иностранных дел Германии Вальтер Ратенау 16 апреля 1922 года заключили договор о восстановлении дипломатических отношений, а уже в августе началось сотрудничество в военной сфере. 

В марте 1924 года в Москву для переговоров прибыл генеральный директор BMW AG Франц-Йозеф Попп. На базе концессионного завода Junkers в Филях было решено выделить площади для изготовления авиамоторов BMW. Первая партия состояла из 50 рядных 6-цилиндровых двигателей BMW IIIa мощностью 300 лс. 

Позднее немцы продали документацию на BMW VI, который был превращен в отечественный мотор М-17, а затем усовершенствованный вариант назывался АМ-34. Его решили выпускать на заводе в Рыбинске. Именно этим двигателем оснащался рекордный самолет АНТ-25, на котором Чкалов, Байдуков и Беляков 22 июля 1936 года перелетели в Америку через Северный полюс. Мотор М-17 с родословной от BMW шел на самолеты И-3, ТБ-1, ТБ-3, Р-5 и Р-6, П-5, ПС-9, ПС-89, МБР-2 и МБР-4, а также на танки БТ-7, Т-28, Т-35 и др. 

BMW VI.
BMW VI. Фото: Shutterstock.com

Тем самым, баварские технологии позволили СССР встать на крыло. Но с приходом к власти национал-социалистов связи с Германией стали рваться и СССР переориентировался на сотрудничество с США. 

Конверсионный автомобиль

После Первой мировой войны Германии запрещалось выпускать военную технику. Велся поиск конверсионной продукции и в 1923 году из ворот предприятия в Мюнхене выкатился первый мотоцикл BMW. На него ставится «обрезанный» авиационный двигатель воздушного охлаждения с двумя цилиндрами. В 1928 году BMW приобретает автомобильный завод в Айзенахе (Тюрингия), и с ним лицензию на производство небольшого автомобиля под названием Dixi. Этот крошечный аппарат позволил закрепиться на неведомом для крупной корпорации рынке. 

В 1933 году на выставке в Берлине представлен первый автомобиль — Модель 303. У него под капотом стоял 6-цилиндровый рядный агрегат, имеющий авиационные корни. Мощность его дефорсировали до 150 лс и научили перерабатывать топливо низкого качества. Позднее вышли очень динамичные модели 308 и 315, которые позднее любили летчики. 

BMW 303.
BMW 303. Фото: Shutterstock.com

Отказ от Версальского договора вдохновил BMW. Фирма получила заказы и стала поставлять моторы на ряд бомбардировщиков и позднее на истребители «Фокке-Вульф». 

После войны баварцы оказались в еще большем кризисе, чем в начале 20-х годов. Значительная часть автомобильных производств попала в зону советской оккупации. А военные заводы ушли американцам. Спасла фирму моторизированная коляска Isotta. Затем в 50-е годы баварцам грозило поглощение Mercedes-Benz. Но появился неплохой автомобиль BMW-1500 и спас положение. Второе дыхание открылось с начала 70-х годов. Компания выпустила третью, пятую, шестую и седьмую серии, а позднее отстроила в Мюнхене знаменитый небоскреб в форме поршней цилиндров двигателя. Началась новая эпоха в жизни BMW. 

BMW 1500.
BMW 1500. Фото: Shutterstock.com

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие новые штрафы введут за разведение костров?
  2. Какие смартфоны оказались самыми лучшими?
  3. Как задать вопрос Владимиру Путину на прямой линии в 2019 году?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ