Владимир Гаврилов 1 2858

Рожденные до революции. На что были способны автомобили 100 лет назад?

Автомобили 100-летней давности выглядят сейчас комично. Между тем, на них воевали, перевозили грузы до 4 тонн, а так же совершали дальние пробеги. Каким же испытаниям подвергались древние «моторы»?

Учебные автомобили школы шоферов. Санкт-Петербург, 1912 год.
Учебные автомобили школы шоферов. Санкт-Петербург, 1912 год. © / РИА Новости

Автомобили получили массовое распространение в России в первое десятилетие XX века за счет их коммерческой привлекательности. Железные дороги потребовали быстрой доставки грузов от платформ к складам. А с этими задачами гужевые подводы справлялись уже с трудом. В итоге в Россию стали поставляться грузовики немецких, австрийских, французских, швейцарских и иных фирм, разделявшиеся на 4 класса грузоподъемности: до 1,5 тонн, до 2 тонн, до 3 тонн и до 4 тонн. Легковые машины считались в те времена баловством и привилегией высших сословий общества.

Печка для царя

В доконвейерную эпоху производители легковых автомобилей просто отгружали голые шасси различным ателье, которые ставили на них деревянные кузова собственного производства. Как водится, самые передовые конструкции поставлялись в императорский гараж. Николай II подписал распоряжение о его организации 18 февраля 1907 года. Просуществовал гараж ровно десять лет, а затем частично достался в наследство новым властям.

Самым любимым автопроизводителем царствующего семейства был Delaunay-Belleville. Эта фирма изготавливала паровые установки для океанских судов и в начале века пробовала себя в создании люксовых «моторов», как тогда называли машины. Царский лимузин делался под заказ и комплектовался 6-цилиндровым рядным мотором, мощность которого была доведена до 80 лс. Стандартные версии шли с 70-сильными агрегатами. Для того времени это была сказочная мощность, потому как многие тяжелые грузовики обходились вдвое меньшим количеством лошадиных сил. Дорабатывала кузов фирма Kellner, установившая для русского царя печь в салоне от системы охлаждения двигателя, панорамную стеклянную галерею, а так же динамо-машину постоянного тока для фар и для освещения салона. Разгонялся автомобиль свыше 100 км/ч.

Царевич Алексей за рулем Delaunay-Belleville (1909).
Царевич Алексей за рулем Delaunay-Belleville (1909). Фото: Commons.wikimedia.org

Для придворных особ закупались машины попроще, к примеру элегантные открытые «Мерседесы» с двигателем мощностью 40 лс, Renault 40HP аналогичной мощности и Rolls-Royce 50HP с 50 «лошадьми» под капотом. Все они имели электрические фары и запас хода около 300 км. 

Ударим пробегом

Через три года после образования Императорского гаража Военное ведомство решило массово внедрять автомобили в армию. Была создана учебная автомобильная рота, командиром которой назначен полковник Петр Секретёв. В 1911 году по его инициативе был проведен первый пробег из Санкт-Петербурга в Москву и обратно для пары десятков грузовиков различных фирм.

На старт вышли трехтонные грузовики, или «грузовозы», как их тогда именовали, а именно немецкий 45-сильный MULAG с 2-тонным прицепом, швейцарский Saurer, Daimler (Германия), Commer Car (Великобритания), Gaggenau с прицепом (Германия). Их сопровождали более легкие двухтонки FIAT (Италия), Saurer, Lloyd (Германия), Opel (Германия) и другие. В качестве санитарной машины шла полуторка Laurin & Klement (Австрия). Колонна делала за сутки по 120 верст и передвигалась со скоростью 18-20 верст в час по шоссе и около 10 верст в час по грунтовкам. Причем некоторые автомобили шли с штатной загрузкой.

Российкое бездорожье сразу показало невозможность использования автопоездов. Телегу от «Гаггенау» пришлось оставить в пути, хотя груженый «Мулаг» дотащил ее до Москвы. Под Валдаем сломался карданный вал на «Даймлере», развалились подшипники колес на «Фиатах» и на «Гаггенау». У всех моделей фиксировались засоры карбюраторов, проседание и поломка рессор, обрывы ремней вентилятора радиатора и обрывы приводных цепей. Нередки были и обрывы тормозных тросов.

Тяжелые грузовики тогда шли на резинометаллических колесах без надувных камер. На российских шоссе они быстро изнашивались и еле дотянули до конца пробега. А вот двухтонные грузовики комплектовались уже надувными колесами.

Императорский смотр автомобильных частей.
Императорский смотр автомобильных частей. Фото: РИА Новости

Уже в Москве шофера решили пощеголять на легковом автомобиле «Бенц» и при обгоне телеги улетели в канаву. В итоге разбитую машину упаковали в деревянный контейнер и отправили в Санкт-Петербург по железной дороге.

Военные оказались довольны результатами, но на следующий год запланировали более сложные испытания. Пробег между столицами совершался уже осенью 1912 года в дождливую распутицу. Вне конкурса в рекламных целях американская фирма «Уайт» передала один бензовоз для транспортировки топлива. Вся колонна справилась с пробегом гораздо лучше, чем годом ранее. Мастерство техников и шоферов выросло, отчего путь в оба конца с перерывами на подмосковные испытания распутицей, они проделали за 23 дня без серьезных поломок.

По итогам испытаний наилучшие оценки получили немецкие марки, а также были выработаны строгие требования к конструкциям грузовиков.

Введены три группы грузоподъёмности: 4-тонные, 3-тонные и 1,5-тонные. Установлен нижний порог мощности для двигателей в 40–50 лс для 4-тонных «грузовозов», 30–40 лс — для трехтонок и 20–30 лс для полуторок. Клиренс прописывался не менее 30 см, а отношение полезного груза к общему весу не менее 40%, диаметр колёс стандартизировался 85–90 см, а охлаждение двигателя — только жидкостное. Дальность пробега прописывалась в требованиях не менее 250 верст.

Несмотря на высокое качество немецкой продукции, армия не смогла закупать у потенциального противника грузовые автомобили. С началом первой мировой в ее рядах «служили» французские Renault, а так же американские грузовики White, сопровождавшие вне зачета учебную автомобильную роту в испытательных пробегах. Их было закуплено более 5 тысяч штук.

Грузовые автомобили для действующей армии во время Первой мировой войны. Петроград. 1914 год.
Грузовые автомобили для действующей армии во время Первой мировой войны. Петроград. 1914 год. Фото: РИА Новости
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Нужно ли включать «нейтраль» на «автомате» на светофоре?
  2. Какие продукты вредят нервам?
  3. Что за проект окололунной станции готовит Россия?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ