Примерное время чтения: 6 минут
7690

Скромно, но сердито. На каких машинах ездили первые космонавты?

Космонавт Герман Титов приветствует жителей Габрова. 1962 г.
Космонавт Герман Титов приветствует жителей Габрова. 1962 г. РИА Новости

Автомобили приобретались космонавтами в личное пользование на денежные премии за полёты в размере 15 тысяч рублей. Правда, в длинной очереди стоять не приходилось, и в знак уважения машины поступали по особым разнорядкам. В основном это были новенькие «двадцать первые» «Волги». Такую купил Юрий Гагарин, а также Герман Титов, Алексей Леонов и другие. К слову, Юрий Гагарин получил престижный номер «12-04 юаг» с собственными инициалами. 

Машины у всех космонавтов были одинаковые и комплектовались 2,5-литровыми двигателями мощностью 75 л. с., трёхступенчатой «механикой», позволявшей разгоняться до 130 км/ч. Во всех «Волгах» ставились печки и радиостанции. 

В шестидесятые годы «Волга» считалась самым престижным автомобилем, который мог приобретаться частными лицами. До шестидесятых годов в СССР в свободной продаже находились ещё правительственные ГАЗ-12 (в девичестве ЗИМ), но после 1960 эти машины перестали выпускаться, а «Чайки», пришедшие им на смену, расходились исключительно по государственным органам. Одна из «Чаек» служила и в Центре подготовки космонавтов для официальных выездов в Москву. 

Юрий Гагарин.
Юрий Гагарин у своего автомобиля. Фото: РИА Новости/ Александр Моклецов

Ещё одним примечательным автомобилем для космонавтов был бело-голубой автобус ЛАЗ-695 «Львов», на котором они выезжали на стартовый полигон. Под капотом у него размещался обычный бензиновый 109-сильный двигатель, а вот внутри устанавливались специальные места для пассажиров в скафандрах. Автобусы ЛАЗ-695 в различных комплектациях служат на Байконуре до сих пор, и поездка в них стала частью предстартовой традиции.

Экипаж космического корабля «Союз-15» в составе Льва Демина (слева) и  Геннадия Сарафанова на стартовой площадке.
Экипаж космического корабля «Союз-15» в составе Льва Дёмина (слева) и Геннадия Сарафанова на стартовой площадке. Фото: РИА Новости/ Александр Моклецов

Юрий Гагарин получил права сразу после полёта в космос, но на личной «Волге» ездил нечасто. Для служебных нужд ему как заместителю руководителя Центра подготовки был выделен армейский внедорожник ГАЗ-69, такой же, как у командиров многих воинских частей. Его бензиновый карбюраторный мотор объёмом 2,1 л развивал 55 л. с. и комплектовался трёхступенчатой коробкой передач. Передняя ось подключалась специальной рукояткой и задействовалась только на грунтовых дорогах. Максимальная скорость на асфальте у «газона» составляла 90 км/ч. 

Самый знаменитый кортеж космонавтов, проехавший 14 апреля по Ленинскому проспекту из аэропорта Внуково, состоял из более чем 30 машин, в том числе правительственных ЗИЛов. Юрий Гагарин сидел в первом из автомобилей, а именно в кабриолете ЗИЛ-111В благородного серо-голубого цвета. Производились эти красавцы единичными сериями и оснащались шестилитровыми V-образными бензиновыми моторами мощностью 200 л. с. Комплектовался кабриолет двухступенчатым «автоматом» производства завода ЗИЛ. К слову, разгоняться автомобиль мог до 170 км/ч.

Читайте также: Грузовики с лимузинами. Как развивался ЗИЛ

Торжественный кортеж на Ленинском проспекте в день встречи Юрия Гагарина в Москве.
Торжественный кортеж на Ленинском проспекте в день встречи Юрия Гагарина в Москве. Фото: РИА Новости/ Юрий Иванов

На французском авиасалоне в Ле-Бурже Юрий Гагарин заинтересовался спортивным купе Matra-Bonnet Jet VS, которое в то время производилось авиастроительной корпорацией Mechanique Aviation Traction. Руководство корпорации заметило внимание космонавта и прислало в Москву в точности такую же машину. Причём принять подарок рекомендовал сам секретарь ЦК Михаил Суслов. Машина была построена на пространственной раме и обладала кузовом из углеволокна, благодаря чему весила всего 680 кг. Под капотом у неё стоит 95-сильный 1,22-литровый четырёхцилиндровый мотор вместе с четырёхступенчатой коробкой. Не слишком много для спорткара, но из-за низкого веса машина разгонялась до «сотни» за 14,6 секунды и имела максимальную скорость в 170 км/ч.

Matra-Bonnet Jet VS.
Matra-Bonnet Jet VS. Фото: www.globallookpress.com
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах