Примерное время чтения: 6 минут
483

Зачем нужны светоотражатели на одежде

Многие водители сталкивались с ситуацией, когда на тёмной дороге люди появляются из «ниоткуда». Даже если ехать очень аккуратно, не превышая разрешённую скорость, можно причинить вред человеку, ведь машина и на скорости 20 км/ч остаётся железом.

Невидимые пешеходы

 

 

По данным Корнельского университета (Cornell University, USA), реакция мозга человека, управляющего автотранспортом, в среднем составляет 1 секунду. Ещё столько же нужно на реакцию тела. При скорости 90 км/ч автомобиль проходит 25 метров в секунду. Значит, за две секунды (до принятия водителем решения совершить манёвр) автомобиль проедет 50 метров. То есть чтобы объехать пешехода, водитель должен его заметить минимум за 50 м. И речь идёт об объезде. А если встречная полоса занята, то нужно тормозить, а это ещё несколько десятков метров. Получается невеселая картина.

Да и пешеходам тоже не сладко – идти ночью вдоль дороги хочется по асфальту, а не по разбитой обочине – но машины иногда проезжают очень близко. И даже в городах возникают проблемы, например, при въезде в неосвещенный двор через арку – человек не видит автомобиль, а водитель – пешехода.

 

Даже на расстоянии нескольких десятков метров небольшой световозвращающий элемент обозначит присутствие человека Даже на расстоянии нескольких десятков метров небольшой световозвращающий элемент обозначит присутствие человека. Фото: Движение без опасности

Для такой некомфортной ситуации существует несколько причин. Во-первых, низкая освещённость. Но обеспечить освещение всех автомобильных дорог нереально. С одной стороны, это очень дорого как при создании сети, так и при эксплуатации, с другой, не все дороги активно используются пешеходами. И здесь уже больше им самим нужно позаботиться о своей безопасности. К пешеходам как раз относится вторая причина –  неяркая одежда. По словам многих модельеров, Россия славится склонностью к тёмным вещам. А вот эту проблему как раз можно решить.

Одно из решений – использование светоотражающих элементов. По мнению американской администрации федеральных скоростных дорог, «...человек даже в одежде чёрного цвета, но имеющий светоотражающий элемент размером с большой палец руки, виден с более дальнего расстояния, чем человек, полностью одетый в белое... а риск быть сбитым в темноте снижается в 8 раз». Также исследованием было установлено, что наличие на пешеходах светоотражающих элементов одежды позволяет им быть видимыми с расстояния 150 метров.

Светоотражатели

Среди обывателей часто используется термин «светоотражатель». Профессионалы называют способность материала отражать свет – «световозвращающей», а обладающие такой способностью материалы «катафотами» (от древне-греческого κατα- — приставка со значением усиления + φῶς — «свет»). В последнее время появилось понятие «фликер», от английского flicker, что переводится как мерцание, мигание; сверкание; вспышка. Но как бы это явление не называлось, у него одна задача – сделать объект видимым для водителей в условиях недостаточной освещённости.

Эффект катафота основывается на простом оптическом процессе световозвращения. Главное отличие световозвращения от светоотражения, например, как в зеркале, в том, что свет отражается не от одной плоской поверхности, а от нескольких расположенных под углом 90° отражателей, образующих вогнутую пирамиду или трапецию.

 

Микропризматическое строение световозвращающих плёнок Микропризматическое строение световозвращающих плёнок. Фото: 3M

 

Световозвращающая плёнка на основе микростеколошариков для дорожных знаков была изобретена американской компанией 3M в 1939 году. Далее идея подобного материала начала применяться для обозначения контуров грузовых автомобилей, а ещё через некоторое время - в одежде. Первыми одежду с световозвращающими элементами использовали сотрудники дорожных служб, аэропортов и железной дороги. Экспериментальное использование такой формы, прозванной «огненной мухой» за флуоресцентный оранжевый цвет, началась в 1964 году в Шотландии. В семидесятых годах компания 3М вывела на рынок пленки высокоинтенсивного класса, имеющие больший коэффициент световозвращения. Они имеют оптическую систему из сферических линз (микростеклошариков), сгруппированных в ячейках. Современные «алмазные» плёнки отражают более 80% попадающих на них света, причём делают это в противоположном источнику направлении, не рассеивая поток.

Сейчас световозвращающие технологии используются в тканях для спортивной и мотоодежды, и аксессуаров. Ленты нашиваются на форму и жилеты, много элементов в детской одежде, обуви и рюкразках, а также отдельные элементы, которые можно прикрепить куда угодно – подвески, браслеты, значки, брелоки, наклейки и т.п. 

Законодательство

Сейчас в российском законодательстве есть только рекомендательная норма по использованию световозвращающих материалов. Но она практически никем не соблюдается. Скорее всего, если присутствие в одежде светоотражающих элементов будет обязательным по закону, а их отсутствие будет считаться нарушением и караться, наши соотечественники будут выполнять это правило. Но со временем, и со скрипом. Ведь пока пешеходы воспринимают фликеры скорее как атрибут, необходимый только детям.

Зарубежный опыт

Большинство западных стран рекомендуют использование сигнальной одежды и аксессуаров среди пешеходов, водителей, работников спецслужб, велосипедистов, роллеров, мотоциклистов, охотников и туристов. Законодательство Германии, Болгарии, Бельгии, Финляндии, Франции, Италии, Норвегии, Австрии, Португалии, Сербии, Словакии, Словении и Испании требует, чтобы каждое транспортное средство было снабжено светоотражающими жилетами. Они должны использоваться в чрезвычайных ситуациях, когда водитель или пассажиры вынуждены выйти из автомобиля.

Практически во всём цивилизованном мире родители обязаны снабжать своих детей светоотражающими элементами. Так, в Финляндии, где законом определено каждому ребенку на верхней одежде иметь не менее трех светоотражающих элементов, после принятия данного закона наезды на детей сократились на 76%.

А в ряде регионов Испании такие жилеты обязаны надевать все проститутки, работающие на трассах с оживленным движением.

В Эстонии штраф за отсутствие светоотражателей в темное время суток составляет 200 евро. В Белоруссии на законодательном уровне зафиксирована норма для пешеходов: при движении по обочине дороги в темное время суток иметь на одежде или сумке фликер. Штраф за нарушение этого пункта ПДД составляет до 105 тыс. белорусских рублей, что эквивалентно примерно $17.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах