19:06 17/10/2014 Алексей Сивашенков 0 6938

Как не встретить «день жестянщика»: советы для выбора зимних шин

Что приобрести — шипованную или «липучую» резину? Или сэкономить и купить всесезонные шины? Может быть, достаточно «переобуть» только ведущие колёса? АиФ.ru разоблачает мифы и даёт советы по выбору резины, которые позволят избежать «дня жестянщика».

Висящая в воздухе изморось превращается в снег, температура по вечерам опускается до нулевой отметки — значит, пора менять колёса, не дожидаясь очередей на шиномонтаже. Как избежать празднования «дня жестянщика», когда ударит первый мороз? АиФ.ru подготовил несколько советов по выбору зимней резины.

Смотрите также: Всесезонные шины, плюсы и минусы →

«Шипы» или «липучка»?

Главный вопрос, вокруг которого перед началом каждого зимнего сезона ломается множество копий: какую резину выбрать — шипованную или фрикционную (т. н. «липучку»)?

Как правило, новички склонны покупать шипы «для надёжности», а опытные водители, наоборот, считают шипованные шины ненужными и даже опасными в городе. И то, и другое является предрассудком: шипы точно не нужны для повседневной городской езды, но и не оказывают какого-то критического влияния на управляемость автомобиля на асфальте или длину тормозного пути. На твёрдом покрытии шипы просто вдавливаются в покрышку, поэтому представление о том, что машина «едет на шипах», словно девушка идёт на шпильках, — не более чем распространённое заблуждение. Попробуем разобраться, для чего нужны оба вида покрышек.

Обычная «летняя» резина уже при температуре около +7 градусов по Цельсию начинает «дубеть»; соответственно, уменьшается пятно контакта протектора с дорогой. Когда температура опускается ниже нуля, резина уже настолько жёсткая и скользкая, что эксплуатация машины становится небезопасной.

Зимние шины содержат добавки, обеспечивающие эластичность резины при низких температурах: «мягкая» покрышка буквально вдавливается в неровности дорожного покрытия, обеспечивая хорошее сцепление. Поэтому её и называют «липучкой».

Шипованная резина несколько жёстче фрикционной, ведь производителям необходимо обеспечить надёжное крепление 96 или даже 130 металлических элементов. Это не играет никакой роли при околонулевых температурах или слабом минусе: классические тесты на разгон-торможение на мокром асфальте современные шиповки «сдают» не хуже «липучек» (тормозной путь разнится на 1–1,5 метра). Но вот с приходом сильных морозов жёсткая шипованная резина на сухом асфальте или укатанном снеге начинает уже ощутимо проигрывать фрикционной (2–3 метра и более).

Впрочем, сильные морозы приходят не каждую зиму, да и держатся недолго. А вот «шуга» — снежная каша с реагентами — появляется на дорогах каждый сезон. И тут преимущество «липучек» проявляется уже в полной мере: жёсткая шипованная резина в большей степени склонна к «всплытию» и аквапланированию. Словом, для обычной зимней дороги, где вперемешку встречаются укатанный снег, очищенные сухие участки и «шуга», фрикционная резина является лучшим выбором. Отметим, что речь идёт об «арктической» (т. н. «скандинавской») марке фрикционной резины.

«Европейские» покрышки, которые продаются в наших магазинах под видом «зимних», по своим свойствам ближе к «всесезонной» резине.

Для чего тогда же нужна шиповка? Для позабытых коммунальщиками трасс или просто «диких» маршрутов, где встречаются обледенелые участки. Тронуться с места, забраться на горку или хоть как-то заставить машину слушаться руля на льду зачастую просто невозможно без шипов. В этом отношении наиболее дорогие «липучки» едва-едва дотягивают до худших шипованных моделей. Это единственный плюс шиповок: если дороги в вашем городе зимой напоминают каток, без них не обойтись. Если же их чистят, а за город зимой вы не ездите, то шипы — это только постоянный скворчащий шум, повышенный расход топлива и несколько худшая управляемость, чем у «липучек». Кроме того, езда по вычищенному асфальту одновременно «убивает» и шипы, и дорожное покрытие. Поэтому во многих европейских странах «зубастые» покрышки находятся под запретом.

Или обойтись «всесезонной» резиной?

Даже если вы уже настроились на покупку хороших зимних колёс, обязательно найдётся человек, который посеет в вас сомнения, сказав что-нибудь вроде: «Зачем? Разве у тебя деньги лишние? Купи "всесезонку" и езди на ней круглый год, как я делаю». Конечно, на первый взгляд её преимущества очевидны: вам не нужно где-то хранить лишний комплект «не по сезону»; такая резина сравнима в цене с «летней»; не нужно ездить на шиномонтаж и вообще забивать голову, когда нужно «переобуваться». А если зима выдастся тёплой, вы не будете жалеть о бесполезном износе дорогих покрышек.

Но на самом деле эти преимущества иллюзорны. Увы, но в нашем климате «всесезонка» объединяет в себе только недостатки «летних» и «зимних» покрышек, не имея их достоинств. Как правило, нижний температурный предел такой резины незначителен, и уже при −10 по Цельсию она станет жёсткой и скользкой, как кусок мыла. А для лета, наоборот, она чересчур мягкая. Это означает не только худшее поведение автомобиля, чем на «летних» покрышках, но и повышенный износ. Таким образом, «всесезонка» придёт в негодность быстрее, чем два отдельных комплекта колёс. А, значит, и экономии в ней тоже нет.

Два или четыре?

Ещё один вредный совет от «бывалого» автомобилиста — это совет «переобувать» только ведущие колёса у моноприводной машины. Мол, они «гребут», им и нужно сцепление с дорогой, а остальные два просто катятся — какая разница, во что они «обуты». Хотя установка на автомобиль разномастных шин прямо запрещается ПДД, так поступают из экономии. На дороге автомобиль с различной резиной на осях полностью описывается выражением «на кого бог пошлёт». Если это отечественная заднеприводная «классика», её владелец имеет все шансы поехать в повороте прямо. Ведь «поворачивающие» передние колеса имеют меньшее сцепление с дорогой, чем задние «толкающие». Ещё опаснее становится поведение переднеприводного автомобиля: «пустая» задняя часть в повороте начнёт обгонять переднюю, которая «держится» за дорогу зимними покрышками. В результате машину может развернуть и закрутить.

Любители подобной экономии часто ссылаются на наличие электронных помощников, вроде системы курсовой устойчивости (ESP). Однако работа этой системы, предотвращающей занос и боковое скольжение автомобиля, основана не на магии, а на физике. Выравнивание машины по курсу осуществляется выборочным подтормаживанием одного или нескольких колёс. И если эти колёса не имеют достаточного сцепления с дорогой, чуда не произойдёт.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что представляет собой новая атомная подлодка ВМС США «Иллинойс»?
  2. Кто такой Сергей Миронов и за что его задержали в Армении?
  3. Как подготовить огород к зиме?

Роспотребнадзор предлагает наказывать за отказ от вакцинации, вы согласны?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ