Бизнес-школы synergy День открытых дверей Executive MBA Online MBA Mini MBA О школе Поступить
Бизнес-школы Поступить Executive MBA День открытых дверей synergy

Бизнес-школа в России: что стоит учесть при выборе

Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 году, явилась родоначальницей высшего образования в России. А в последние 25–30 лет традиционная университетская или институтская программы стали лишь ступенью к новым, более полным знаниям и практическим навыкам в области хозяйственной деятельности. О современном бизнес-образовании и бизнес-школах пойдет речь в нашем обзоре.

Становление бизнес-школ в России

Первые российские бизнес-школы начали появляться на волне перестройки, в самом конце 80-х годов прошлого века. В них в основном использовался зарубежный опыт бизнес-образования, а сами вузы создавались на базе как государственных учебных заведений, так и частных фирм повышения квалификации. Но в тот период ни тем, ни другим не хватало всего набора ресурсов для полноценного преподавания. Чтобы это исправить, некоторые школы стали пересматривать программы учебных планов, частные школы пытались создать собственные системы обучения.

На заметку
В 1992 году в России существовало около 115 вузов и еще примерно 100 учреждений переподготовки и повышения квалификации, дающих образование в области высшего менеджмента[1]. Однако качество полученного образования именно в этой области знаний оставляло желать лучшего.

Несмотря на немалое количество учебных заведений, они значительно отставали от западных бизнес-школ по уровню преподавания и соответствию знаний и умений требованиям времени. Большинство школ давало только теоретические знания, а не практические навыки, которые выпускник мог бы использовать в работе.

Ситуация стала меняться примерно с 1995 года. Именно в это время начался переходный этап в экономике России, ярко показавший недостаток квалифицированных управленцев в бизнесе. По утверждениям исследователей, в 1995 году 40% всех управленцев имели среднее профессиональное образование, весьма далекое от бизнес-образования. Однако уже в 1996 году 356 вузов страны[2] проводили обучение по различным программам менеджмента. Со второй половины 90-х годов XX века начинается повышение спроса на бизнес-образование, соответственно, увеличивается количество бизнес-школ, растет конкуренция, повышается качество преподавания. Среди самых первых вузов — «Синергия», РАНХиГС, Международная школа бизнеса при РУДН, Высшая коммерческая школа Минэкономразвития РФ, Московская международная школа бизнеса «МИРБИС». Популярные программы MBA появляются в стране только в 1999 году.

С начала 2000-х бизнес-образование в России начинает уверенное развитие. Оно становится непрерывным, основное внимание уделяется практическим навыкам. При этом отмечается востребованность коротких по времени, но емких по содержанию программ обучения. Начинается сегментирование потребителей бизнес-образования, поскольку неэффективность совместного обучения на программах MBA слушателей с различным должностным положением, опытом и уровнем решаемых задач становится очевидной. Постепенно появляются различные специализации программы MBA, другая тенденция — интернационализация программ: российские слушатели получают возможность обучения в иностранных бизнес-школах.

Однако кризис 2014 года и вызванное им падение курса рубля отрицательно повлиял на спрос в получении MBA. Особенно это сказалось на школах из низкого ценового сегмента, не имеющих известного бренда. Изменились и ожидания потенциальных слушателей. Вырос запрос не только на практические знания, но и на программы личностной трансформации. Самые опытные и профессиональные бизнес-школы сумели отреагировать на ситуацию и своевременно перестроились в борьбе за абитуриентов. Стали осваиваться новые форматы образования, которые позволили остаться ряду вузов лидерами системы. И получателям MBA, и вузам стала очевидной проблема качества бизнес-образования, которое имеет колоссальное значение для имиджа бизнес-школы.

Образовательные программы бизнес-школы

На сегодня в бизнес-школах существует несколько уровней программ делового администрирования.

MBA — Master of business administration. Миссией программы является подготовка менеджеров, не только разбирающихся в теории управления, но обязательно владеющих практическими навыками принятия управленческих решений. Квалификация предполагает, что дипломант приобретает способность выполнения функций руководителя не только среднего, но и высшего звена. Программа дает знания по общему и стратегическому менеджменту, управлению человеческими ресурсами, развитию бизнеса, финансовой деятельности, маркетингу. Кроме того, обучение предоставляется по двум направлениям: General MBA — общий и стратегический менеджмент, и Specialized MBA — специализированные программы для определенной отрасли бизнеса.

Курс MBA обычно длится от 1,5 до 3 лет. Кандидату на обучение необходимо иметь высшее образование и опыт работы на руководящей должности не менее трех лет[3]. На срок обучения влияет его форма и количество изучаемых дисциплин. Кроме стандартной очной формы, для которой требуется отрыв от производства и которая предусматривает классические семестры, сдачу текущей отчетности, существуют еще несколько более удобных для занятого менеджера форм. Наиболее востребованы заочная или дистанционная формы, когда все нужные учебные материалы клиент может получить через интернет, а сдать отчетность либо в вузе, либо также через интернет. Существует и очно-дистанционная форма, возможная при наличии партнерства двух учебных заведений: студент учится удаленно, а регулярные консультации получает в местном вузе-партнере. В последнее десятилетие набрала популярность еще одна форма обучения — модульная. Она включает в себя несколько интенсивных очных модулей, а в остальное время слушатель поддерживает постоянную связь с преподавателем. Курс при этом можно изучать в удобное время блоками. Например, в бизнес-школе «Синергия» можно получить квалификацию MBA в модульной форме онлайн. Длительность такой программы — 2 года, за это время изучается и сдается отчетность по 7 основным модулям, включающим основы бизнеса и менеджмента, стратегический и финансовый менеджмент, интернет-маркетинг и 4 дисциплины по выбору из списка.

В программах MBA огромная роль отводится интерактивным занятиям, в которых преподаватель выступает только в роли модератора. В обязательном порядке проводятся ролевые игры, применяется метод кейс-стади с использованием реальных бизнес-ситуаций. В итоге дипломант получает глубокие знания в области управления и перспективу занять более престижную и высокооплачиваемую должность. Некоторые крупные компании при приеме на работу указывают степень MBA в качестве обязательного требования к претенденту на вакансию.

Стоимость обучения по программе на очно-заочном и вечернем отделениях колеблется в разных школах от 300 000 до 700 000 рублей. Дистанционные программы обучения обойдутся примерно в 300 000 рублей[4].

EMBA — Executive MBA. Следующая ступень послевузовского образования. Она рассчитана на топ-менеджеров и руководителей с серьезным стажем работы. Основной целью программы является помощь руководителю в развитии креативного потенциала, повышение личной эффективности и успешности. Топ-менеджеры чаще всего не нуждаются в освоении теоретических знаний, поскольку уже в достаточной мере ими обладают. Не слишком интересны им и перспективы карьерного роста и повышения зарплаты. Но зато общение с коллегами по цеху, изучение опыта крупных мировых корпораций, обмен опытом, приобретение полезных деловых связей — именно то, чего ждут слушатели от EMBA.

Слушатели могут выбрать один из двух подвидов программы в зависимости от того, на какие перспективы бизнеса они ориентированы: развитие в России или выход на международную арену. Суть обучения по обоим подвидам одинакова, но для того чтобы диплом котировался за рубежом, необходимо учиться либо в соответствующей школе за границей, либо в отечественной, имеющей аккредитацию — обычно Association of MBA’s (AMBA). Примером такой школы является бизнес-школа «Синергия», предлагающая кандидатам программу, рассчитанную на 18 месяцев и состоящую, соответственно, из 18 модулей.

Стать участником программы EMBA довольно сложно. Общий стаж претендента должен быть не менее 7 лет, 5 из них — на руководящей должности. Чтобы стать участником зарубежной программы EMBA, необходимо соответствовать еще более жестким требованиям — средний стаж в этом случае должен составить не менее 10 лет. Некоторые школы требуют от абитуриента предоставления не менее 2 рекомендательных писем и спонсорского письма от компании. Кроме того, необходимо пройти тесты на знание английского языка GMAT/GRE или TOEFL/IELTS.

Форма обучения EMBA — очно-заочная или вечерняя, а также модульная. Модульная форма состоит примерно из 16–20 блоков по 7–9 дней в каждом. Длительность обучения — от 2,5 лет. Основные предметы примерно такие же, как в MBA, но зато методы обучения существенно отличаются. Большая часть времени отводится на дискуссии по стратегическим темам бизнеса. Стоимость курса в отечественных бизнес-школах — от 400 000 до 1 500 000, в европейских — от $ 22 000, в американских — от $ 50 000 до $ 100 000[5].

DBA — Doctor of business administration. Высшая ступень дополнительного образования, ориентированная на владельцев бизнеса и управленцев высшего звена. Основной целью программы является обобщение личного и чужого опыта управления, получение умений выходить за пределы знакомой отрасли и пр. В рамках программы руководители компаний делятся накопленным опытом через проведение научных исследований и практических рекомендаций. Обучение по программе DBA проходят специалисты, которые учатся для себя, а не для работодателя. Итоговая диссертация выпускника программы представляет собой не просто аттестационную работу, а настоящий научный труд, все выводы в котором подкреплены исключительно собственными знаниями и опытом, результатами исследований.

Программа включает в себя три ступени — теоретическую, практическую и демонстрационную. Теоретическая часть состоит из семинаров, консультаций, лекций, в ходе которых обсуждаются реальные проблемы бизнеса и определяются наиболее эффективные пути их решения. Обычно теоретическая часть включает 8 модулей. Практическая часть предусматривает участие в тренинговых занятиях, которые проводят иностранные и отечественные специалисты высочайшего уровня. Последняя — демонстрационная часть — это подготовка и защита докторской диссертации.

Получить степень DBA могут только те руководители, которые имеют минимум десятилетний стаж работы, практические знания в сфере управления, диплом EMBA или научную степень кандидата управления (экономики). Стоимость обучения — от 900 000 до 1 650 000 рублей[6].

Базовые программы послевузовского образования у разных бизнес-школ по своей сути очень схожи. Поэтому важными и полезными для потенциальных студентов могут стать нестандартные форматы в обучении, которые берут на вооружение самые передовые бизнес-школы.

Методы обучения в бизнес-школе

Среди бизнес-школ, которые эффективно развивают нестандартные подходы к обучению, можно выделить «Синергию» — одну из старейших в России. На сегодня ее специалисты разработали несколько направлений.

На заметку
В рейтинге популярности российских бизнес-школ портала «MBA в Москве и России» «Синергия» занимает 11 место.
  • Онлайн-форматы (дистанционное обучение). Практически все программы школы, кроме EMBA, можно проводить онлайн в модульном формате по семестрам. В конце каждого семестра студент сдает зачеты и экзамены — тоже онлайн, и получает доступ к новому модулю. По итогам обучения необходимо очно защитить выпускную аттестационную работу.
    Кроме классического MBA, в «Синергии» ввели интересное новшество — краткосрочные онлайн-практикумы, участники которых после каждой лекции должны выполнить домашнее задание. Сейчас в школе 48 таких курсов с участием мировых гуру бизнеса — Ицхака Адизеса, Роберта Чалдини и других. С помощью онлайн-обучения удается значительно увеличить число слушателей и количество самих курсов.
  • Бизнес-форумы. Это еще один новый метод обучения в «Синергии». Впервые форумы были проведены в 2015 году. Самый масштабный из них — Synergy Global Forum, прошедший в ноябре 2015 года в московском «Крокус Сити Холле», собрал 4,5 тысячи участников. Спикерами форума были Ицхак Адизес и Алан Пиз. А в 2017 году прошел Synergy Global Forum в Нью-Йорке в «Мэдисон-сквер-гарден». На этом мероприятии выступили основатель «Википедии» Джимми Уэйлс, владелец Virgin Group Ричард Брэнсон, президент Forbes Стив Форбс, бывший генеральный директор General Electric Джек Уэлч и другие известные медийные лица и предприниматели.
    Synergy Insight — событие несколько менее претенциозное, в роли спикеров на котором выступали в основном известные российские специалисты — Радислав Гандапас и другие. Мероприятие также вызвало большой интерес, на него собралось полторы тысячи человек. В планах бизнес-школы запуск еще нескольких форумов по разным направлениям.
  • Бизнес-интенсивы. Развитием идеи бизнес-практикумов стал онлайн-бизнес-марафон «Трансформация», представляющий собой практикум длиной в целый год. Пользователь за это время проходит 52 учебных модуля — по одному в неделю, а за каждое выполненное еженедельное задание получает баллы. По сумме баллов будут выявлены 43 победителя, которых ожидают весомые призы. Наставниками и методистами в марафоне выступают известные российские предприниматели. По словам ректора, в марафоне уже приняли участие почти 12 тысяч человек.

В последующие годы следует ожидать появления новых перспективных направлений в бизнес-образовании, поскольку новое поколение слушателей выбирает программы, подразумевающие только практическую пользу для бизнеса. Расширится и сфера онлайн в бизнес-обучении — в США в 2016 году оно составляло почти четверть от всех онлайн-образовательных услуг. По мнению экспертов, российские бизнес-школы также будут развивать эту форму, хотя бы потому, что количество востребованных преподавателей ограничено — на всех желающих пройти очное обучение их просто не хватит, а интернет с легкостью решит эту проблему.

Обучение по программе MBA

Обучение по программе MBA дает возможность получить глубокие знания в области управления и перспективу занять более престижную и высокооплачиваемую должность.

Подробнее о программе обучения...
Программа Executive MBA

Программа Executive MBA рассчитана на топ-менеджеров и руководителей с солидным опытом. Цель курса — помощь в развитии креативного потенциала, повышение личной эффективности и успешности.

Узнать больше...
MBA дистанционно

Пройти обучение по программе MBA можно дистанционно, не отрываясь от работы.

Подробнее...
короткие курсы MBA

Специальные короткие курсы MBA призваны помочь за непродолжительный срок овладеть ключевыми знаниями в сфере бизнес-управления.

Узнать больше...
расценки на курсы MBA

В зависимости от формы, сроков и содержания обучения можно подобрать наиболее подходящую по стоимости программу MBA.

Узнать больше о программах обучения...
Как выбрать курсы MBA

При выборе учебного заведения важно учитывать его репутацию в бизнес-кругах, наличие лицензий, уровень программ и опыт спикеров.

Как выбрать курсы MBA?

Мнение редакции

Вы­би­рая биз­нес-шко­лу, обя­за­тель­но най­ди­те спо­соб не­мно­го по­об­щать­ся с не­сколь­ки­ми ее вы­пуск­ни­ка­ми. Край­не важ­но узнать о ка­чест­ве обу­че­ния в ву­зе из пер­во­ис­точ­ни­ков, од­на­ко учи­ты­вай­те, что лю­бое мне­ние весь­ма субъ­ек­тив­но.