Бухгалтерские услуги Лицензирование бизнеса Аудит Юридическое обслуживание бизнеса Налоговое планирование Право О компании
Бухгалтерские услуги Лицензирование бизнеса Аудит Юридическое обслуживание бизнеса Налоговое планирование Право О компании

Бухгалтерские услуги: брать или не брать?

Аутсорсинг бухгалтерского учета появился в России в начале 2000-х годов и уже стал привычным для российских предпринимателей сервисом. Сегодня услугами аудиторских компаний пользуются не только крупные, но и средние, и даже небольшие компании. Однако дилемма: брать или не брать (точнее — заказывать или нет), а тем более в условиях посткризисной экономики, все еще сохраняется. В этой статье мы постарались ответить на основные вопросы о бухгалтерском аутсорсинге.

Главные тренды аутсорсинга бухгалтерских услуг

Рынок аутсорсинга бухгалтерских услуг за последние пару лет претерпел значительные изменения. Экономический спад неизбежно привел к падению спроса на услуги для бизнеса, и бухгалтерское сопровождение бизнеса не исключение. Положительной стороной этого процесса является то, что эволюцию еще никто не отменял, а в суровых условиях выживает тот, кто может измениться и предложить потребителю более качественную, интересную и во многом новую услугу.

Кто же клиенты таких бухгалтерских компаний? Вопреки распространенному мнению, услуги бухгалтерского учета заказывают не только и не столько компании-акулы с большим оборотом. Малый и средний бизнес также заинтересован в удаленном бухгалтерском обслуживании и при определенных условиях такое сотрудничество для них даже выгоднее бухгалтера в штате: не нужно платить заработную плату, соответствующие налоги и закладывать затраты на содержание рабочего места.

Определенную долю рынка аутсорсинга бухгалтерских услуг составляют иностранные компании — падение рубля для них оказалось весьма кстати в плане стоимости услуг.

Что касается отраслевого разнообразия, то аутсорсинг бухгалтерских услуг затрагивает почти все сектора экономики: от ЖКХ и государственного управления до нефтяной промышленности и энергетики. Основная же доля компаний, заказывающих бухгалтерское сопровождение, приходится на сегмент торговли.

Что заставляет предприятие задуматься о передаче бухгалтерского учета на аутсорсинг? В первую очередь, изменения в законодательстве. Введение новых форм отчетности, изменение сроков сдачи, электронная отчетность, переход на электронные кассы — каждое такое нововведение требует от бухгалтера, оказывающего услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, повышения квалификации. В рамках аутсорсинговой компании возможностей для быстрого реагирования на требования государственных налоговых и контролирующих органов гораздо больше, чем для бухгалтера-одиночки.

Второй причиной является желание компании оптимизировать свои расходы. Рынок услуг бухгалтерского обслуживания юридических лиц велик, и при желании клиент может провести тендер и выбрать ту компанию, которая предложит ему лучшие расценки. Более того, если качество услуг клиента не устроит, ничто не мешает ему после завершения контракта выбрать нового подрядчика.

Но получится ли так легко сменить штатного бухгалтера?

О плюсах и минусах бухгалтерского сопровождения бизнеса

У передачи бухгалтерского и налогового учета «на сторону» есть как сторонники, так и противники.

Сторонники называют преимуществами аутсорсинга бухгалтерских услуг сокращение затрат на содержание собственной бухгалтерии и повышение квалификации сотрудников, возможность переложить сложный участок работы на профессиональных бухгалтеров, чья ответственность зачастую застрахована от ошибок. Кроме того, в условиях постоянных изменений и роста требований государства к отчетности, увеличения штрафных санкций важно иметь партнера, способного быстро реагировать на изменения законодательства.

Противники передачи бухгалтерского обслуживания предприятий на аутсорсинг в качестве аргументов часто называют высокую стоимость услуг, невозможность постоянного контроля собственной бухгалтерии и большие затраты на начальном этапе сотрудничества в том случае, если требуется восстановление бухгалтерского и налогового учета. Последнее может быть верным, однако иначе риски получить взыскания за ошибки в подготовке отчетности либо штрафы, назначенные в результате проверок, возрастут еще больше, а вместе с этим увеличатся и расходы.

Высокая стоимость бухгалтерских услуг у аутсорсера — один из распространенных мифов рынка. На самом деле эти затраты зависят от объема услуг: если в вашей отрасли спад и количество операций снижается, падает и цена на ведение бухгалтерского учета. Если все хорошо и оборот растет, то возрастает и стоимость.

Например, для одного и того же предприятия стоимость бухгалтерского обслуживания при 25 операциях в месяц будет почти в два раза ниже, чем при 150. При этом вознаграждение аутсорсерам гораздо ниже средней заработной платы штатного специалиста. Таким образом, при низкой коммерческой активности аутсорсинг становится выгоднее собственного или приходящего бухгалтера.

И, наконец, главный страх — боязнь потери контроля. Часто владельцам или топ-менеджерам предприятия кажется, что передача информации о деятельности компании третьим лицам ставит их в уязвимое положение. Фактически же уровень контроля при бухгалтерском сопровождении юридических лиц аутсорсинговой компанией только возрастает. Исчезают риски просрочки сдачи необходимой отчетности и, как следствие, получения штрафов. При болезни либо увольнении ведущего бухгалтера вся бухгалтерская и налоговая информация сохраняется в полном объеме и работа может быть легко продолжена другим специалистом без ущерба деятельности предприятия. И, разумеется, любой профессиональный подрядчик, занимающийся оказанием бухгалтерских услуг, заинтересован в безопасности и неразглашении данных клиента.

Виды бухгалтерских услуг: каждому по потребностям

Итак, какие бухгалтерские и юридические услуги компания может отдать на аутсорсинг?

Прежде всего это непосредственно бухгалтерский и налоговый учет предприятия. Он может быть как полным, так и частичным. Полное бухгалтерское сопровождение происходит на регулярной основе с подготовкой основной бухгалтерской и налоговой отчетности, в чем чаще всего заинтересованы компании-клиенты. Часто в такие услуги включают постановку или восстановление бухгалтерского учета на начальном этапе работы. Порой возникает необходимость в услугах по ведению бухгалтерского учета на отдельном объекте или участке.

Иногда заказчику требуется всего лишь подготовить бухгалтерскую или налоговую отчетность для сдачи в контролирующие органы. В этом случае компания-аутсорсер занимается только формированием и сдачей отчетности на основе данных, предоставленных клиентом, в сроки, установленные законодательством, а также защищает интересы клиента в налоговых и иных органах. Бухгалтерский учет заказчик ведет самостоятельно.

Другой распространенной услугой, входящей в абонентское бухгалтерское обслуживание, является расчет заработной платы. Это комплексная услуга, включающая в себя начисления и удержания, подготовку налоговой, статистической и специализированной отчетности для фондов социального страхования. Сюда также могут входить услуги по кадровому учету и делопроизводству, связанному с трудовыми отношениями. Подбором персонала аутсорсинговая компания, конечно, не занимается, но всю рутину по внутреннему нормативному документообороту (трудовые договоры, оформление приема/увольнения на работу, штатное расписание, отпуска и командировки, штрафы и учет рабочего времени и т.д.) она возьмет на себя, избавив от необходимости брать в штат специального сотрудника. С учетом ужесточившихся требований Государственной трудовой инспекции логично предоставить ведение документооборота профессионалам.

Более крупные компании предпочитают отдавать «на сторону» бухгалтерские услуги, связанные с подготовкой финансовой отчетности по международным стандартам. В этом случае в задачи аутсорсера будет входить регулярное составление отчетности на основании данных клиентов в полном соответствии с международными требованиями и национальными системами учета. Эта услуга в основном востребована предприятиями, работающими в сфере торговли, и компаниями с государственным участием, от которых это требуется согласно законодательству.

На самом деле, спектр услуг по бухгалтерскому обслуживанию и сопровождению предприятия, которые можно отдать «на сторону», велик. Это могут быть:

  • подготовка специальной ведомственной отчетности для предприятий, которые обязаны предоставлять такую в соответствии с законодательством;
  • сопровождение налоговых и иных проверок, инициируемых государственными органами;
  • восстановление бухгалтерского учета;
  • сопровождение процедуры ликвидации компании, и многое другое.

Если есть задача, с которой не справляется ваш штатный бухгалтер, или вы просто хотите, чтобы вашу бухгалтерию вели профессионалы, просто отдайте этот вопрос на аутсорсинг.

Стоимость бухгалтерского обслуживания организаций

Вопрос цены всегда является весомым при выборе организации для бухгалтерского обслуживания фирмы. Как уже говорилось выше, в первую очередь стоимость бухгалтерского сопровождения зависит от объема работы, который предстоит ежемесячно выполнять специалисту. При низком обороте цена будет ниже, чем при высоком. Формирование цены зависит и от того, что именно вы отдаете на аутсорсинг — весь фронт работ, отчетность, кадровый документооборот или возможные комбинации этих услуг. Комплексное бухгалтерское сопровождение будет дороже, чем ведение только кадрового документооборота или формирование квартальной отчетности.

Используемая предприятием система налогообложения также является одним из факторов, влияющих на цену. Равно как и репутация компании-подрядчика. Бухгалтерское сопровождение бизнеса лидерами рынка или компаниями, работающими в сфере бухгалтерского аутсорсинга долгие годы, не может быть дешевле, чем у фирмы-однодневки. Крупные бухгалтерские организации страхуют свою ответственность, что также сказывается на цене услуги.

В качестве примера: для компании с нулевым оборотом, работающей на упрощенной системе налогообложения (6%), цена на бухгалтерские услуги в Москве начинается с 4–5 тысяч рублей в квартал. Если в компании работает хотя бы три человека и оборот составляет до 10 операций в месяц, стоимость услуги составит уже 7–10 тысяч рублей в месяц. А при увеличении числа операций до 50 услуги бухгалтерского учета и налогообложения будут стоить от 11 до 15 тысяч рублей в месяц.


Итак, передача бухгалтерского учета на аутсорсинг имеет несколько неоспоримых преимуществ. И главное из них — повышение эффективности финансового учета в компании, что ведет к законной оптимизации сумм уплаченных налогов, а также косвенному снижению затрат через сокращение штрафов, пеней, судебных издержек и прочих аналогичных расходов. Кроме того, на аутсорсинге можно сэкономить, если выбрать наиболее подходящую вам аудиторскую компанию и трезво оценить потребности собственной организации в ведении бухучета.

бухгалтер

Передача бухгалтерских услуг на аутсорсинг является современной альтернативой традиционному способу организации бухгалтерии.

Подробнее...
бухгалтер

Аутсорсинг бухгалтерских услуг имеет следующие преимущества:

  • двойной контроль качества: внутренний и внешний — со стороны аудиторов;
  • минимизация бухгалтерских рисков;
  • оптимизация финансовых и временных затрат.
Подробнее об аутсорсинге бухгалтерских услуг...
стоимость

Стоимость ведения бухгалтерии с помощью сторонней организации зависит от системы налогообложения, количества сотрудников, объема транзакций и оборотов организации.

Узнать точную стоимость...
сотрудничество

Выбирая компанию для ведения бухгалтерской отчетности, стоит обратить внимание на репутацию фирмы, опыт работы, штат сотрудников, отзывы. Серьезные компании также страхуют свою ответственность.

Как выбрать организацию для аутсорсинга?
отчет

Бухгалтерское обслуживание может включать в себя:

  • бухгалтерский учет;
  • организацию бухгалтерского и налогового учета;
  • составление бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • расчет зарплаты.
Ознакомиться с услугами...
бухгалтер

При небольшом количестве транзакций за период стоимость аутсорсинга бухгалтерских услуг часто бывает ниже, чем затраты на штатного бухгалтера.

Подробнее о стоимости услуг...

Мнение редакции

Аут­сор­синг бух­гал­тер­ских услуг яв­ля­ет­ся хо­ро­шим ре­ше­ни­ем в том чис­ле по­то­му, что это воз­мож­ность для ком­па­нии сни­зить рис­ки. К со­жа­ле­нию, с от­де­лом бух­гал­те­рии или глав­ным бух­гал­те­ром не­льзя за­клю­чить до­го­вор про­фес­си­о­наль­ной от­вет­ст­вен­нос­ти, со­от­вет­ст­вен­но, нет граж­дан­ско-пра­во­вых га­ран­тий воз­ме­ще­ния ущер­ба в де­неж­ной фор­ме. А аут­сор­сер не­сет от­вет­ст­вен­ность пе­ред за­каз­чи­ком в со­от­вет­ст­вии с та­ким до­го­во­ром.