Государственные закупки: нюансы участия в государственных тендерах в 2018 году

Английским термином «тендер», дословно переводящимся как «предложение», обозначается технология запроса с последующим рассмотрением предложений на приобретение товаров или услуг. При объявлении тендера заказчик прописывает условия заключения сделки и устанавливает критерии для отбора победителя, оптимально подходящего под заявленные требования.

«Тендер» является общим термином для определения поставщиков в условиях честной конкурентной борьбы и является более широким понятием, чем «конкурс», «аукцион» или «торги».

Сфера государственных закупок: регулирующие документы и изменения в них

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 насчитывает десяток форм конкурсов и аукционов[1], причем каждый вид предполагает свой порядок объявления государственного тендера и отклика на него со стороны потенциальных исполнителей. Все это требует тщательной работы с документацией, на основе которой принимается решение о выборе подрядчика. Дополнительную сложность представляет то, что законодательство в сфере госзакупок постоянно меняется и совершенствуется с целью установления прозрачности и объективности заключения сделок. Чтобы иметь шансы на победу в тендере, нужно держать руку на пульсе, следить за актуальностью нормативно-правовой базы и гибко реагировать на вводимые изменения.

Основными документами, регламентирующими деловые отношения заказчиков и исполнителей в сфере государственных контрактов, являются упомянутый выше № 44-ФЗ, а также № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011.

В № 44-ФЗ описаны нормы проведения закупок для всех госзаказчиков (государственных и муниципальных бюджетных организаций), утвержден список электронных площадок для проведения закупа, детально расписаны этапы и условия торговых процедур. Отдельные статьи посвящены таким узким вопросам, как меры противодействия демпингу, обоснование стартовой цены контракта и т. д. По правилам государственных закупок, нарушение порядка процедур, описанных в № 44-ФЗ, приводит к отмене закупки и штрафам на имя заказчика. А мерой наказания подрядчика, не выполнившего условия контракта, является занесение в Реестр недобросовестных поставщиков. Таким образом достигается порядок и дисциплина, взаимное соблюдение условий и своевременное финансирование контрактов.

В отличие от него, № 223-ФЗ охватывает более широкий круг заказчиков. Среди них: организации с государственным участием, предприятия с регулируемым видом деятельности (электроснабжение, газ, водоснабжение), субъекты естественных монополий в области транспорта, связи, добычи и поставки природных ресурсов и т. д. Широк и выбор площадок для осуществления закупки — фактически заказчик может выбирать любую из двух сотен тендерных площадок. Существенной разницей между законами является и то, что в № 223-ФЗ определены только основные нормы проведения закупок. Все детали и тонкости процедур регулирует сам заказчик, излагая их в положении к тендеру. Таким образом, несмотря на внешнее сходство, тендерные запросы, осуществляемые на основе № 223-ФЗ, могут разительно отличаться друг от друга, требуя от поставщиков внимательного изучения документации при подаче заявки.

Дополнительные нормы, регулирующие взаимодействие заказчика и подрядчика, а также порядок осуществления сделки с момента объявления условий до их выполнения и оплаты, описаны в Постановлениях Правительства РФ.

Например, в Постановлении Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 приводится перечень штрафных санкций за ненадлежащее исполнение заказчиком или поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом[2]. А особенности предоставления банковских гарантий, правил формирования и ведения реестра БГ, требования к банкам-гарантам описаны в Постановлении Правительства от 08.11.13 № 1005 «О банковских гарантиях»[3]. С января 2018 года в него внесены существенные изменения на основании Постановления № 11 от 15.01.2018[4], ужесточившего требования к кредитным организациям, выдающим банковские гарантии для конкурсов и аукционов.

К самим Федеральным Законам 44 и 223 также инициируются поправки. Значительные изменения в статьи № 44-ФЗ внесены Федеральным законом № 504-ФЗ от 31.12.2017. Нововведения вступят в силу с 1 июля 2018 года.

Участие в государственных тендерах по-новому: виды определения исполнителей

В новой редакции № 44-ФЗ пункт 2 статьи 24 про перечень форм отбора поставщиков дополняется требованием (в 2018 году — добровольно, по решению заказчика, а с 2019 года — в обязательном порядке) проводить приведенные ниже виды конкурсов и аукционов в электронной форме:

  • Открытый конкурс (в № 223-ФЗ встречается просто определение «конкурс»). Выигравшим тендер признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора и отобранный таковым после объективного сопоставления всех поступивших заявок[5].
  • Конкурс с ограниченным участием — тендер, при котором заказчик размещает сообщение о закупке в ЕИС (единой информационной системе), предъявляя к участникам как общие, так и дополнительные требования, по соответствию которым осуществляется предварительный квалификационный отбор. Таким образом, победитель определяется из ограниченного круга участников[6]. Обращение к такой форме отбора подрядчика целесообразно, когда требуется заказ инновационных, технически или технологически сложных товаров или услуг, требующих от исполнителей специфической, редкой квалификации. Другим примером выбора в пользу конкурса с ограниченным участием может стать тендер на работы по сохранению объектов культурного наследия.
  • Двухэтапный конкурс — как следует из названия, проводится в два шага. Победителем становится участник, успешно преодолевший первый этап и выдвинувший максимально приемлемые для заказчика условия исполнения контракта на втором этапе объявленного конкурса. Путем двухэтапного конкурса зачастую заключаются контракты на проведение научных исследований, проектных архитектурно-строительных работ, создание произведений искусства[7].

Помимо открытых форм, в госзакупках уместно проведение закрытых конкурсов — если, например, закупки ведутся для проекта, составляющего государственную тайну. Другой случай — заключение контрактов на услуги по страхованию, транспортировке и охране предметов, представляющих государственную ценность (архивные документы, музейные экспонаты, драгоценности, редкие книжные и периодические издания).

  • Закрытый конкурс. Под закрытым понимается конкурсный отбор, при котором информация о закупке сообщается не публично, а лишь ограниченному кругу лиц. Принцип определения победителя такой же, как при открытом конкурсе[8].
  • Чтобы стать поставщиком по итогам закрытого конкурса с ограниченным участием, необходимо успешно пройти предквалификационный отбор и предложить госзаказчику условия исполнения контракта, оптимально совпадающие с его запросами[9].
  • Победителем закрытого двухэтапного конкурса становится тот, кто прошел в число допущенных ко второму этапу и представил заявку с максимально выгодными совокупными условиями исполнения контракта[10].

Помимо перевода тендерного документооборота в электронную форму, устанавливается порядок регистрации и ведения единого реестра участников закупки.

Важно!
Подавая заявку на участие в торгах (в особенностина государственные закупки), важно внимательно изучить форму проведения отбора. Так, если объявлен аукцион, то согласно статье 24 № 44-ФЗ, регулирующего деятельность в сфере госзакупок[11], победителем станет участник, предложивший минимальную цену[12]. В то время как конкурс выиграет участник, который предложит лучшие совокупные условия исполнения контракта[13]. То есть помимо цены тут будут учитываться дополнительные количественно-качественные критерии: например, сроки поставки товаров и выполнения работ, отзывы других заказчиков, опыт и квалификация персонала и т. д.

Правила подачи заявки и процедура ее обеспечения

Кратко рассмотрим правила осуществления государственных закупок на примере открытого конкурса, требования к которому прописаны в статье 51 № 44-ФЗ[14].

Заявки представляются в письменной (в запечатанном конверте) или электронной форме, по уставленному заказчиком образцу и в отведенные для этого сроки (эти и другие условия указываются в конкурсной документации). Требуется предоставление полных и достоверных сведений о наименовании и местонахождении юридического лица, юридических реквизитов организации: ИНН, выписка из ЕГРЮЛ, Устав и иные учредительные документы, решение (приказ) о назначении конкретного физического лица на должность, в рамках которой он уполномочен принимать участие в тендере, и т. д. Если исполнителем является физическое лицо — предоставляются паспортные данные, идентификационные документы из налоговой службы, пенсионного фонда и т. д.

В обязательном порядке заявка должна содержать ценовое предложение. Если заказчиком прописаны требования к квалификации исполнителя, то в заявку могут быть включены документы, подтверждающие данную квалификацию (дипломы, лицензии, сертификаты и т. д.).

Важно!
В случаях, когда участник готов выполнять работу более чем на 25% дешевле стоимости, изначально установленной заказчиком, с целью антидемпингового регулирования исполнитель обязан представить документы, подтверждающие его деловую репутацию и добросовестность. А именно: выписки из реестра контрактов за период от года до трех лет, свидетельствующие о надлежащем исполнении обязательств перед другими заказчиками (без пеней и штрафов) в сходных условиях (с аналогичными скидками)[15].

Кроме того, заказчик, желая подстраховать себя от рисков несвоевременного или некачественного выполнения работ и поставок товара, вправе выдвинуть требование об обеспечении заявки. В таком случае участник тендера обязан предоставить соответствующее платежное поручение, свидетельствующее о перечислении средств, или банковскую гарантию, где поручителем за него выступает третья сторона.

Кстати, вводимые с июля 2018 года изменения касаются в том числе и процедуры обеспечения заявки при участии в государственных закупках. Так, согласно нововведениям подрядчик обязан завести отдельный банковский счет в аккредитованном Минфином РФ банке, включенном в специальный перечень кредитных организаций. Указанный счет создается с возможностью блокировать (замораживать) денежные средства участника закупки в качестве обеспечения его заявки вплоть до конца окончания приема товара или подписания акта выполненных работ.

Банк, в котором открывается счет, должен пройти проверку надзорным органом и иметь достаточный рейтинг кредитоспособности (определяется отраслевыми экспертными рейтинговыми агентствами). Согласно Постановлению Правительства РФ № 1005 «О банковских гарантиях» (с изменениями от 15 марта 2018 г.) отдельный реестр будет вестись и по самим банковским гарантиям[16].

Возвращаясь к № 44-ФЗ, надо отметить, что изменения касаются и подачи электронных заявок. В такой форме осуществлять участие в тендере могут лишь лица, зарегистрированные в ЕИС и аккредитованные на электронной площадке[17].

Заявка на участие в электронном аукционе, как и раньше, состоит из двух частей. При этом первая часть заявки должна содержать коммерческое предложение участника государственных закупок, которое фиксируется с применением программно-аппаратных средств электронной площадки и не подлежит последующему изменению.

Вторая часть заявки содержит юридические данные организации или паспортные данные физического лица, сертификаты на соответствие товара или квалификацию персонала и ряд иных документов — на усмотрение заказчика. Заявка на участие направляется оператору электронной площадки. Первая и вторая части подаются одновременно. Именно на оператора возложена функция заведения реестра поступивших заявок и их беспристрастной оценки. Он присваивает заявке идентификационный номер и извещает об этом участника либо возвращает заявку обратно при выявлении каких-либо нарушений, которые легко допустить, если не следовать букве закона.


Таким образом, в 2018 году участникам электронных государственных закупок предстоит внимательно изучить десятки страниц изменений и дополнений к текущим законам, так как каждый недочет не только может уменьшить шансы на выигрыш, но и вовсе грозит отводом от участия в выгодной сделке.

монеты

Участие в госзакупках требует средств в качестве обеспечения рисков. Банковская гарантия позволяет в качестве обеспечения привлекать кредитные средства, не выводя финансов из оборота компании.

Подробнее...
время

При отсутствии опыта процедура оформления банковской гарантии может занять продолжительное время.

Как можно ускорить рассмотрение заявки?
калькулятор

Стоимость банковской гарантии во многом зависит от суммы и срока гарантии.

Узнать стоимость...
документы

Чтобы снизить риски получения поддельной банковской гарантии, стоит внимательно отнестись к выбору брокера. Серьезные компании сотрудничают только с организациями, входящими в реестр и имеющими лицензии.

Где можно получить банковскую гарантию?
брокеры

Повысить шанс получения банковской гарантии можно, воспользовавшись услугами брокеров: опытные специалисты помогают заполнить необходимые анкеты, проводят скоринг, проверку документов, отправляют заявку в банк.

Узнать больше...
менеджер

Выбирая брокерскую компанию, стоит обратить внимание на опыт работы организации, список клиентов, а также отзывы.

Как выбрать брокера?

Мнение редакции

Ре­естр на­деж­ных бан­ков, со­от­вет­ст­ву­ю­щих предъ­яв­лен­ным Пра­ви­тельст­вом РФ тре­бо­ва­ни­ям, еже­ме­сяч­но раз­ме­ща­ет­ся на ин­тер­нет-ре­сур­се Мин­фи­на . На мо­мент на­пи­са­ния статьи ре­естр пред­став­лен 274 бан­ка­ми.