Пора переходить на IP-связь: возможности и протоколы интернет-телефонии

IP-телефония — это технология передачи голосовых данных через интернет. Первые провайдеры подобной услуги появились в 1990-е годы. К ним обращались в основном гиганты рынка, количество сотрудников у которых было более тысячи, а клиенты исчислялись десятками и даже сотнями тысяч. Сегодня интернет-телефония доступна не только крупным организациям, но и малому бизнесу. Число пользователей технологии неуклонно растет, что объясняется ее очевидной экономической и организационной выгодой.

Протокол интернет-телефонии

Речь пойдет о подходе к организации связи, объединяющем телефонные и интернет-технологии. Принцип работы интернет-телефонии, или IP-телефонии (от англ. Internet Protocol — интернет-протокол), заключается в передаче голосовых сигналов через глобальную сеть. Также широко известна аббревиатура VoIP (голос через IP).

Наиболее известные интернет-протоколы:

  1. IP-протокол, или VoIP. Его минус — ограниченный функционал. В общем-то речь идет только о передаче голосовых сигналов.
  2. SIP-протокол. Именно его появление позволило перевести услугу интернет-телефонии в разряд доступных и широко распространенных. SIP-телефония обеспечивает быстрое подключение к поставщику услуг, мгновенное предоставление добавочных номеров и отсутствие привязки к определенному месту.
Это интересно
В некоторых странах существуют законодательные ограничения на использование новых технологий в телефонной связи. Это делается для защиты местных операторов аналоговой связи от конкуренции со стороны IP-телефонии. Например, в Бразилии крупнейший оператор Brasil Telekom прилагал титанические усилия, чтобы остановить распространение VoIP-телефонии. А Германия, занимающая 5 место по уровню распространения IP-сервисов, просто монополизировала VoIP-услуги на государственном уровне.

По данным исследования Comnews, в конце 2014 года в России насчитывалось 27 млн пользователей интернет-телефонии. К концу 2016 года объем рынка услуг увеличился до 3,8 млрд рублей[1]. В целом, российский рынок IP-телефонии хотя и отстает от мирового (по оценкам экспертов, на 1–3 года), но развивается в рамках общемировых тенденций. Развитию не в последнюю очередь способствует и кризис, который стимулирует владельцев компаний снижать затраты на связь.

Преимущества IP-телефонии для бизнеса

IP-телефония значительно расширила возможности голосовой связи. В первую очередь она разорвала прочную связь с телефонными аппаратами. Принимать и совершать звонки стало возможно с любого устройства, подключенного к интернету или работающего через SIM-карту — ПК, ноутбук, планшет и смартфон. Для этого достаточно заранее установить на устройство специальную программу или приложение. Существуют также специализированные SIP-телефоны. Адаптировать под новый тип связи можно и аналоговый телефон. Необходимо лишь подключить его к специальному IP-шлюзу.

Возможности интернет-телефонии значительно превосходят функционал традиционных проводных коммуникаций. Среди основных опций IP-телефонии:

  • Многоканальный номер. Предназначен для приема большого количества звонков одновременно, позволяет ставить клиента в виртуальную очередь в том случае, если нет возможности сразу же ответить на его звонок. Эта функция очень важна при организации колл-центров.
  • Добавочные номера. Всем сотрудникам присваиваются дополнительно короткие добавочные номера для организации внутренней связи в компании.
  • Подключение виртуальной АТС. Эта опция дает возможность обходиться без установки дорогостоящей аппаратуры в офисе, а также оперативно и эффективно управлять всей телефонией компании. Среди инструментов АТС:
    • голосовое меню опция дает клиенту возможность самостоятельно переключиться на нужного ему специалиста, минуя секретаря или оператора;
    • интеллектуальная переадресация — алгоритмы соединения с тем или иным отделом могут быть настроены в зависимости от времени суток, дня недели и других параметров;
    • интеграция с сайтом и CRM — функция дает возможность клиенту совершить звонок в компанию прямо с сайта нажатием специальной кнопки. Интеграция с CRM позволяет сотруднику компании при входящем звонке видеть карточку клиента, производить автоматическую переадресацию на нужного специалиста;
    • конференц-связь позволяет организовывать удаленные совещания, переговоры и конференции;
    • голосовая почта — голосовые сообщения от клиентов или партнеров приходят на электронную почту в виде аудиофайлов;
    • запись телефонных разговоров — функция помогает анализировать работу сотрудников, решать спорные ситуации и обеспечивать контроль за исполнением обязательств.

Наряду с расширенными возможностями связи IP-телефония дает и ряд других преимуществ:

  • быстрый старт для молодой компании — телефонизация при минимальных затратах;
  • возможность создать имидж крупной компании за счет подключения городских номеров и/или федеральных номеров бесплатного дозвона 8-800 и 8-804. Последние обычно воспринимаются партнерами и клиентами как признак надежности организации;
  • связь семь дней в неделю 24 часа в сутки, в том числе благодаря переадресации звонков с офисных телефонов на мобильные;
  • масштабируемость связи в зависимости от текущих потребностей организации;
  • дистанционная настройка и подключение;
  • мобильность сотрудников благодаря функции переадресации звонков на сотовые телефоны.

Экономически IP-телефония выгоднее традиционной, поскольку исчезают затраты на установку и обслуживание оборудования. Например, аналоговая АТС требует первичных вложений на 40 000–50 000 рублей.

Что касается тарифов, то в случае ВАТС они значительно выгоднее тех, что предлагают провайдеры аналоговой и мобильной телефонии. Особенно если предполагаются частые междугородние или международные звонки.

Единственный недостаток IP-телефонии — ее зависимость от интернета. Но и эту проблему разработчики решили при помощи услуги FMC (Fixed Mobile Convergence) — объединения мобильной и фиксированной связи. Данная опция позволяет «перевести» мобильные телефоны сотрудников в разряд офисных.

Как подключить услугу

Подключение IP-телефонии с нуля возможно буквально за несколько минут. Любое устройство с интернет-каналом и SIM-картой легко подключается — это не требует дополнительного оборудования. Настройку несложно провести самостоятельно, все действия сопровождаются подсказками и производятся в онлайн-режиме буквально в несколько шагов.

Алгоритм подключения IP-телефонии:

  1. Регистрация на сайте компании-провайдера.
  2. Выбор номера.
  3. Заполнение персональных данных и заключение договора.
  4. Получение доступа в личный кабинет.
  5. Настройка функций.

Удобный и понятный интерфейс позволяет настроить систему самостоятельно, но при возникновении проблем серьезные провайдеры всегда обеспечивают квалифицированную техподдержку.

мобильный телефон

Мобильные телефоны сотрудников можно сделать частью офисной сети:

  • входящие звонки на номер компании переадресуются на мобильный номер сотрудникам;
  • при исходящем звонке сотрудника клиент увидит номер компании.
Подробнее...
стоимость

Стоимость связи с помощью IP-телефонии может быть значительно дешевле по сравнению с городской или мобильной.

Узнать стоимость...
вызов

IP-телефония позволяет пользоваться не только голосовой связью, но и рядом сервисов:

  • web-виджет на сайте;
  • номера 8-800/8-804;
  • многоканальные номера;
  • запись разговоров;
  • подробная статистика и отчеты.
Узнать больше...
запись

Запись телефонных разговоров позволяет контролировать работу сотрудников, анализировать звонки и улучшать качество обслуживания.

Подробнее об услуге...
callcenter

На номера 8-800 клиенты звонят чаще, так как исходящий звонок является бесплатным.

Как подключить номер 8-800?
телефон

Некоторые провайдеры предоставляют возможность бесплатного тестирования IP-телефонии и сервисов.

Провести тест-драйв...

Мнение редакции

Пе­ред вы­бо­ром про­вай­де­ра VoIP-те­ле­фо­нии ре­ко­мен­ду­ет­ся про­шту­ди­ро­вать сай­ты и со­ста­вить таб­ли­цу с дейст­ви­тель­но не­об­хо­ди­мы­ми вам функ­ци­я­ми. За­тем сфор­ми­ро­вать пе­ре­чень до­пол­ни­тель­ных бес­плат­ных сер­ви­сов, та­ких как тех­под­держ­ка, пе­ре­ад­ре­са­ция, воз­мож­ность опла­ты раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми, элек­трон­ные кви­тан­ции для бух­гал­те­рии и др. По­том про­вес­ти ре­аль­ное тес­ти­ро­ва­ние свя­зи и толь­ко пос­ле это­го пе­рей­ти к во­про­су це­но­вой по­ли­ти­ки про­вай­де­ров. Та­кой под­ход да­ет воз­мож­ность оце­нить при­о­бре­та­е­мую вы­го­ду и по­став­щи­ка услу­ги ком­плек­с­но.