Виды консалтинговых услуг и порядок их оказания О компании КСК групп Отрасли Услуги Кейсы Контакты
Виды консалтинговых услуг и порядок их оказания Кейсы КСК групп Услуги Отрасли О компании

Виды консалтинговых услуг и порядок их оказания. Совет на все времена

Рынок консалтинговых услуг — относительно молодой, но уже достигший фазы активного роста. Какими тенденциями определяется его развитие и в каких услугах сегодня наиболее заинтересованы клиенты консалтинговых компаний?

Рынок консалтинговых услуг в России

Как вид бизнеса консалтинг представляет собой услуги профессионального консультирования по широкому кругу вопросов экономической, финансовой, юридической и многих других сфер хозяйственной деятельности.

Первая в мире консалтинговая компания появилась в 1914 году. Она представляла собой службу бизнес-исследований. К началу 1930 годов сложилось понимание, что дальнейшее развитие бизнеса невозможно без четкого стратегического планирования, в том числе в областях маркетинга и кадровой политики. Консалтинговыми услугами, наряду с представителями крупного частного бизнеса, заинтересовались государственные предприятия и представители военно-промышленного комплекса. Безусловно, это дало мощный импульс активному развитию рынка консалтинговых услуг.

В развитых странах консалтинговые услуги давно стали неотъемлемой частью функционирования всей бизнес-системы. Рынок консалтинговых услуг вполне сопоставим с другими сферами бизнеса по объемам финансирования и масштабам прибыли. Участие профессиональных консультантов в разрешении различных бизнес-задач происходит на постоянной основе.

Рынок консалтинговых услуг в России преодолел пока сравнительно короткий путь развития. Первые профессиональные консультанты появились у нас в начале 90-х годов, одновременно с переходом к рыночной экономике. По мере эволюционного развития российского бизнеса существенные изменения претерпевал и рынок консалтинговых услуг. Сейчас его с полным правом можно назвать профессиональным и конкурентоспособным, а структура услуг, которые предоставляют российские компании, практически не имеет отличий от зарубежных аналогов.

Потребность в услугах профессиональных консультантов в той или иной мере возникает у большинства участников российского бизнеса. Нестабильность валютных курсов, скачки биржевых котировок на сырье, регулярные изменения в законодательстве, а также непростая внешнеполитическая обстановка, безусловно, серьезно влияют на развитие бизнеса и требуют всестороннего анализа ситуации, который лучше доверить профессионалам.

Кроме того, любая компания периодически может сталкиваться с проблемами внутреннего характера, связанными, например, с взаимоотношениями в коллективе, с приходом нового руководства, с изменением привычных деловых партнеров. Взглянуть на ситуацию непредвзято также поможет независимый консультант.

Нередко консалтинговые услуги становятся востребованными при желании увеличить темпы роста компании и при необходимости оптимизации издержек. Консалтинг используется и в PR, когда, например, результаты аудиторской проверки становятся достоянием общественности и влияют на создание положительного образа компании.

Между тем за последние годы на рынке консалтинговых услуг наметился тренд на снижение роста доходов. Если в 2014 году выручка демонстрировала рост на 9 %, то в 2015 году доходы показали прирост на 7%, а по результатам 2016 года — лишь на 5 % (здесь и далее приводятся статистические данные рейтингового агентства «Эксперт РА» по итогам 2016 года). Однако в цифрах суммарная выручка за 2016 год участников рэнкинга «Эксперт РА» выглядит значительно — 97,5 млрд рублей[1]. Ведущие игроки на рынке консалтинговых услуг России, согласно тому же рэнкингу 2016 года, приведены в таблице.

Таблица. Большая пятерка российского рынка консалтинга по результатам 2016[2] года

Название компании Год основания Годовой доход
1 ЛАНИТ 1989 13 465 621тыс. руб.
2 PwC 1989 7 483 307 тыс. руб.
3 КРОК 1992 7 309 740 тыс. руб.
4 AT Consulting («ЭйТи Консалтинг») 2001 6 592 769 тыс. руб.
5 «Техносерв» 1992 5 022 015 тыс. руб.

Отметим, что в 2016 году перечень консалтинговых компаний нашей страны, участвующих в рэнкинге, состоял из 170 наименований[3]. Для сравнения — в первом рэнкинге, составленном по результатам 1995 года, было представлено всего 20 компаний. Таким образом, за минувшие двадцать лет число активных игроков возросло почти в 9 раз.

Виды востребованных услуг

Большинство экспертов, говоря об основных видах консалтинговых услуг, выделяют общее управление и администрирование, IT-консалтинг, финансовый, юридический, налоговый, маркетинговый и производственный консалтинг, оценочную деятельность и HR-консалтинг.

Компании, работающие в сфере консалтинга, успешно применяют комбинацию различных форм и методов. Помимо консультаций, специалисты проводят аудит, занимаются бухгалтерским обслуживанием, инвестиционным банкированием, тренингами, рекрутментом, инжинирингом, используют все профессиональные методики, которые позволяют сделать бизнес более эффективным.

По информации рейтингового агентства RAEX («Эксперт-РА»), наиболее востребованными на 2016 год были услуги IT-консалтинга (рис. 1). Доходы от этого вида консалтинга составили большую часть суммарной выручки членов рэнкинга — 64%. Второе место с большим отрывом от лидера принадлежит финансовому управлению, оценке и стоимостному консультированию (16%). Третью позицию заняли налоговый и юридический консалтинг (8%). Далее идут стратегическое планирование, маркетинг и PR (5%). На долю консалтинга в области производства товаров и услуг пришлось 4% выручки, а HR-консалтинг заработал 2% суммарной выручки[4].

Российский консалтинг

Рис. 1. Российский консалтинг. Структура выручки участников рэнкинга по итогам 2016 года, % (Источник: данные рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА»)

IT-консалтинг объединяет две сферы деятельности: управленческое консультирование и системную интеграцию. Безоговорочным лидером в двух номинациях стала компания «ЛАНИТ». В области управленческого консультирования отличились также «Группа Борлас» и «Консист Бизнес Групп». В число наиболее успешных системных интеграторов также вошли «КРОК», «Техносерв» и «Ай-Теко».

Финансовым управлением называется анализ деятельности предприятия, который не требует аудиторской проверки, он строится на административных и бухгалтерских документах. Лидирующие позиции здесь занимают «Интеркомп», SCHNEIDER GROUP и TMF Group.

Учитывая сложность нынешней экономической ситуации, важно четко представлять себе стоимость активов, кредитоспособность и инвестиционную привлекательность компании. Поэтому оценка и стоимостное консультирование приобретают столь большое значение для принятия стратегических решений. Лидерами этой сферы являются консалтинговые компании «Центр независимой экспертизы собственности», «Нексиа Си Ай Эс» и «АФК Аудит».

Налоговый консалтинг востребован среди предприятий любого уровня — от крупных корпораций до индивидуальных предпринимателей. Крупнейшими представителями налогового консалтинга на данный момент являются «Объединенные консультанты ФДП», «Уральский союз» и ЮК «Васильев. Солянко и партнеры».

Юридический консалтинг на протяжении многих лет не теряет популярности среди заказчиков, ведь российское законодательство пребывает в режиме регулярных изменений и дополнений. Лидирующие позиции в сфере юридических консультаций занимают КСК групп, «Ховард Раша» и Коллегия Адвокатов ЮК «Хренов и партнеры».

Стратегическое планирование сегодня не входит в число приоритетных услуг, однако, его заказчики — представители крупного бизнеса. Наиболее активно в данной сфере работают компании «Альянс Консалтинг Инвестмент Групп», «ЦНИИ Электроника» и «АйТи».

Определенный спад интереса потребителей переживает также и консалтинг в области маркетинга и PR. Максимальную выручку в этом сегменте получили компании «ИМА консалтинг» и «Альянс Консалтинг Инвестмент Групп».

Всплеск интереса возник к консалтингу в области производства товаров и услуг (рис. 2). Это обусловлено ориентацией на импортозамещение, которая заставляет искать альтернативных поставщиков, каналы сбыта и выстраивать новые технологические цепочки. Ведущими специалистами этого направления стали «Деловой профиль», «Альянс Консалтинг Инвестмент Групп» и «Эккона UHY». Лидеры в номинации управление персоналом — компании MOLGA Consulting («МОЛГА Консалтинг»), «Альянс Консалтинг Инвестмент Групп», и «АйТи»[5].

Российский консалтинг.

Рис. 2. Российский консалтинг. Темпы роста выручки участников рэнкинга по видам услуг за 2016 год, %[6] (Источник: данные рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА»)

Отметим лишь, что разделить консалтинг на виды и направления можно лишь условно. На практике большая часть компаний работает в широком консалтинговом поле и предоставляет услуги по всем или нескольким направлениям.

Порядок оказания консалтинговых услуг и нюансы заключения договора

Исходя из самой природы консалтинга, проведение этой процедуры определяется договором об оказании консультационных услуг. Консалтинговые услуги — понятие собирательное и допускающее массу толкований. Поэтому, составляя договор консалтинговых услуг, стоит четко прописать, какого рода услуги входят в перечень и в какой форме.

Договор на оказание консалтинговых услуг, наряду с формальными данными (такими как наименование документа, место и дата составления, реквизиты сторон и подписи) обычно содержит существенные сведения: предмет договора, сроки выполнения, сумму вознаграждения и условия получения, права и обязанности сторон, зоны ответственности заказчика и исполнителя. Также договор может содержать положение о конфиденциальности и условия расторжения.

Как правило, договор консалтинговых услуг в качестве приложения содержит техническое задание. Это важнейшая составляющая документа. В техническом задании стороны определяют, какие цели ставит заказчик и какими методами их будет достигать эксперт. В техническом задании дается характеристика поставленных проблем, определяется объем работы, формулируется прогнозируемый результат, перечисляются способы достижения этого результата.

Чем точнее и подробнее будет составлено техническое задание, тем больше вероятность того, что ожидания клиента совпадут с решением, предложенным консультантом. Грамотно составленный договор на оказание консалтинговых услуг с приложением четко прописанного технического задания — залог успешного результата, в полной мере соответствующего запросам заказчика.

Цены на услуги консультирования

На стоимость консалтинга влияет целый ряд факторов: сложность проблем, сроки их решения, специфика поставленных задач и даже местоположение клиента. Поэтому прежде чем определить стоимость консалтинговых услуг, проводится предварительное исследование проблем клиента, определение конечной цели и доступных средств для ее достижения.

Значительную часть конечной стоимости услуг составляют затраты компании на оплату интеллектуальной деятельности экспертов, консультантов и труда дополнительного персонала. Также учитываются расходы на аренду помещений, мобильную связь и интернет, расходные материалы, бухгалтерское обслуживание, рекламу, оплату налогов. Если клиент находится в другом регионе, стоимость консалтинговых услуг включает также затраты на проживание, командировочные и транспортные расходы.

Суммировав все эти постоянные и проектные затраты, а также учитывая норму прибыли компании в пределах 10–15%, можно получить итоговую стоимость услуг профессионального консультирования.

Мировая практика при выставлении счета за консалтинговые услуги использует один из вариантов оплаты проекта: по фиксированной стоимости, выплату процентов от прибыли, почасовую оплату, а также фиксированную сумму плюс премию по результатам работы. Каждый вариант имеет свои нюансы в определении конкурентоспособной цены, которая не отпугнет клиента и послужит достойным вознаграждением консультанту.

Стоит сказать, что цены на консалтинговые услуги в России значительно ниже мировых. Привлекая иностранных консультантов, некоторые отечественные компании готовы оплачивать их услуги по мировым стандартам. Однако доля таких щедрых клиентов на российском рынке невелика — это, как правило, крупные предприятия нефте- и газодобывающей отраслей, а также банковской сферы. Значительная же часть клиентов не готова платить больше за сервис аналогичного качества, поэтому делает выбор в пользу отечественного поставщика услуг.

Безусловно, стоимость услуг зависит от сложности задачи и времени, затраченного экспертом на ее выполнение. Подбор персонала, проведение обучающих тренингов, управление продажами — подобные мероприятия можно привести как примеры недорогих консалтинговых услуг. В число дорогостоящих консалтинговых услуг входит, например, стратегическое планирование, финансовое управление, разработка и системная интеграция. Такие проекты, как правило, бывают довольно масштабными по объему поставленных задач и продолжительными по времени исполнения, требуют значительных интеллектуальных усилий, глубоких знаний и высокого профессионализма.

Справедливую стоимость консалтинговых услуг, как и любого продукта интеллектуальной деятельности, определить отнюдь не просто. Кроме того, цены формируются под воздействием различных внешних сил, таких как рыночная конъюнктура или государственная экономическая политика.


Многие американские и европейские консалтинговые компании ведут свою историю с середины прошлого века, тогда как старейшие бизнес-консультанты России появились лишь в 90-х годах. Однако сегодня все без исключения крупные игроки реального сектора экономики, будь то государственные компании или частные предприятия, уже пользуются услугами консалтинговых агентств. Наметилась тенденция к росту заказчиков из числа малого и среднего бизнеса. В сложившейся экономической ситуации руководство любых предприятий, в независимости от размера и формы собственности, стремится повысить эффективность хозяйственной деятельности, и помощь независимых консультантов в этом может оказаться бесценной.

консалтинг

Решение вопросов в экономической, финансовой, юридической и других сферах можно осуществить с помощью опыта профессиональных консультантов консалтинговой компании.

Ознакомиться с услугами...
эксперт

Независимый эксперт может быть более объективным, чем штатный сотрудник, особенно если дело касается внутренних процессов в компании.

Узнать больше о консалтинговом агентстве...
издержки

Специалисты консалтингового агентства могут оптимизировать бизнес-процессы и снизить финансовые риски и издержки.

Подробнее...
консалтинг

Основными направлениями деятельности консалтинговых агентств являются:

  • налоговый и бухгалтерский консалтинг;
  • аудиторские услуги;
  • консалтинг в области юриспруденции;
  • HR-консалтинг;
  • финансовый консалтинг.
Подробнее...
консалтинг

При выборе консалтингового агентства стоит ознакомиться с уже готовыми проектами, выполненными специалистами, и отзывами клиентов.

Подробнее...
монеты

Цены на услуги консалтингового агентства зависят в том числе от профессиональной области, сложности проблемы, предполагаемых сроков реализации процедуры.

Получить бесплатную консультацию...

Мнение редакции

Без­ус­лов­но, кон­суль­тан­ты не пре­тен­ду­ют на то, что раз­би­ра­ют­ся в биз­не­се луч­ше его собст­вен­ни­ка, яв­ля­ясь при этом экс­пер­та­ми в сво­их сфе­рах де­я­тель­нос­ти. Ос­нов­ная их цен­ность со­сто­ит в том, что они име­ют све­жий и не­пред­взя­тый взгляд на хо­зяйст­вен­ную де­я­тель­ность за­каз­чи­ка, ко­то­рый, на­хо­дясь в рам­ках сво­ей па­ра­диг­мы, за­мы­лен­ным взгля­дом по­рой с тру­дом спо­со­бен уви­деть наибо­лее эф­фек­тив­ные биз­нес-ре­ше­ния.