Тендерное сопровождение: что входит в услугу и зачем она нужна

Многие компании отказываются от участия в тендерах из-за сложности правил и большого количества подводных камней. При этом совсем не обязательно заниматься этим самостоятельно — существуют компании, предоставляющие тендерное сопровождение. Что включает в себя данная услуга и какие особенности следует учесть тем, кто решил ею воспользоваться?

Для многих компаний тендер становится ситуацией из разряда «и хочется и колется». С одной стороны, при победе в тендере компания приобретает не только надежного и, как правило, крупного заказчика, но и определенную репутацию, укрепляя имидж. С другой — правила подготовки документации для тендера настолько сложные и запутанные и меняются так часто, что руководители предпочитают даже не пытаться принимать участие в конкурсе: слишком велик риск потратить время впустую и получить отказ из-за малозначительной ошибки в оформлении документов.

Однако на самом деле это вовсе не повод отказываться от участия в тендере. Тендерное сопровождение — услуга, которая создана как раз для подобных ситуаций. Компании, предоставляющие сопровождение тендеров, помогают быстро и без ошибок пройти этот квест.

Сопровождение тендеров: пытаемся дойти до самой сути

Тендерное законодательство в нашей стране находится на стадии формирования. Правила и нормы меняются очень часто и быстро. И это создает массу проблем для предпринимателей. Даже если у вас уже был опыт участия в тендере пару лет назад и вы сделали все так же, как делали в прошлый раз, нет гарантии, что вас допустят к участию в конкурсе — за это время многое могло измениться. Чтобы держать руку на пульсе, необходимо содержать специалистов по тендерному законодательству, которые будут отслеживать любые изменения и точно знать требуемый порядок действий в случае участия в конкурсе. Крупные корпорации так и поступают, но что делать относительно небольшим компаниям, которые не могут выделить ресурсы на содержание тендерного отдела? Все просто — отдать эту работу на аутсорс.

Сопровождение тендеров может быть комплексным и локальным. Комплексное — это сопровождение тендеров под ключ, от первого до последнего этапа. Локальное тендерное сопровождение предполагает участие специалистов лишь на каком-то определенном этапе — например, при подготовке пакета документов или сопровождении торгов.

Тендерное сопровождение — услуга крайне востребованная. Прежде всего, в ней нуждаются компании, не имеющие опыта участия в тендерах, организации, в которых просто нет специалистов нужного профиля, и компании, которые уже пытались принять участие в тендере, но из-за допущенных ошибок не добились успеха. В таком случае имеет смысл выбрать вариант под ключ.

Услуги сопровождения тендеров нужны и тем, кто хочет сократить траты на содержание собственных специалистов или сталкивается с затруднениями лишь на каком-то этапе — в этих случаях чаще выбирают локальное тендерное сопровождение. Конечно, существуют руководители, которых опыт ничему не учит. Но большинство бизнесменов, хоть раз пытавшихся поучаствовать в тендере, не опираясь на специалистов, знает, что шансы на успех минимальны. Если вы не хотите терять свое время или не можете отвлечься от дел компании, чтобы углубиться в тендерное законодательство, перепоручите тендерное сопровождение тем, кто хорошо в этом разбирается, выбрав локальный вариант.

Этапы тендерного аутсорсинга: каждому по потребностям

Тендерный аутсорсинг под ключ снимает с компании все заботы, связанные с участием в конкурсе, а локальный — по одному из этапов, но тоже полностью. Как правило, такое обслуживание включает в себя:

  • Получение и перевыпуск электронной подписи (по № 63-ФЗ «Об электронной подписи», она выдается на срок до 15 месяцев и требует регулярной замены).
  • Аккредитация организации на электронных торговых площадках.
  • Мониторинг и выбор тендеров по требованиям, озвученным компанией. Здесь важно не только собирать все подходящие тендеры, но и оценивать условия участия в них, требования к исполнителям и поставщикам, обеспечению заявки и срокам исполнения. Необходимо учитывать и репутацию заказчика. Словом, даже мониторинг тендеров — это уже существенный пласт работы, требующий времени и ресурсов.
  • Предоставление тендерного займа, помощь в получении банковской гарантии или кредита для участия в тендере. Получить такой заём и кредит намного проще и быстрее через тендерного брокера.
  • Подготовка документации и подача заявки на участие в тендере. Один из самых сложных этапов, поскольку документов потребуется много, у каждого заказчика их список свой, а ведь еще нужно учесть, что даже отсутствие одной единственной справки или печати может свести все усилия на нет и заявка будет отклонена.
  • Сопровождение торгов от имени организации. Этот шаг также предполагает презентацию проектов, услуг или товаров, и очень важно, чтобы она была убедительной. Далеко не всякий предприниматель знает, как именно убедить заказчика в качестве своего товара.
  • Подписание контрактов с помощью ЭЦП от имени организации.
  • В случае неудачи — обжалование результатов в Федеральной Антимонопольной Службе.
  • Юридическое сопровождение сделок.
  • Обучение персонала компании и повышение его квалификации. Это вложение, которое окупится в будущем — впоследствии при участии в тендере можно будет переложить часть подготовки на плечи собственных сотрудников, а не нанимать новых.

При заказе тендерного сопровождения компания может либо полностью передать процесс в руки экспертов, либо отдать на аутсорс один или несколько этапов. Вариант под ключ предполагает оплату сразу за несколько месяцев сопровождения с ограниченным количеством тендеров, а при локальном тендерном сопровождении оплачивается один выбранный этап.

Сильные и слабые стороны услуги тендерного сопровождения

Стоит ли заказывать тендерное сопровождение у сторонней компании или лучше обойтись своими силами? У аутсорсинга есть как преимущества, так и недостатки.

Плюсы:

  • Не придется отслеживать все изменения закона и разбираться в тонкостях. Как мы уже говорили, тендерное законодательство меняется очень быстро, поэтому за ним нужно следить. К примеру, с 1 января 2018 года будет снижен порог выручки для заказчиков тендеров — если раньше он равнялся 2 млрд рублей в год, то теперь снизится до 500 млн рублей в год. Это расширит возможности как заказчиков, так и участников тендеров. С другой стороны, значительно ужесточатся требования к банкам, выдающим банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контракта, и, следовательно, таких банков станет меньше.
  • Благодаря участию экспертов вы сможете подготовиться к участию в тендере очень быстро, поскольку вся процедура им знакома до мелочей и многократно отработана.
  • На любом этапе вам будет предоставлена любая возможная юридическая поддержка и консультации экспертов.
  • Вы не упустите выгодный тендер, поскольку сотрудники компании, оказывающие услуги по тендерному сопровождению, будут следить за всеми предложениями и вовремя информировать вас о подходящих конкурсах.
  • Обращаясь к специалистам, вы полностью исключаете возможность ошибки в оформлении документов.
  • Вам будет гораздо проще получить банковскую гарантию, поскольку банки охотнее сотрудничают с брокерами. К тому же это будет быстрее — что особенно важно в свете грядущих изменений законодательства, о которых мы писали выше.

Минусы:

  • Услуга платная, поэтому придется выделить из бюджета некоторые средства. Тендерное сопровождение под ключ на срок 3 месяца в Москве обойдется примерно в 40–60 тысяч рублей. В случае победы в тендере вам придется выплатить дополнительную комиссию — 2–2,5% от цены контракта. Это очень приблизительные цифры, поскольку разные компании предлагают разные тарифы в зависимости от профессионализма и опыта сотрудников.
Важно!
Стоимость банковской гарантии и тендерного займа оплачивается отдельно согласно тарифу банка. Сумма напрямую зависит от величины кредита.
  • Вам все равно придется уделять внимание процессу — никто, кроме вас, не сможет ознакомиться с техническим заданием и принять окончательное решение. Однако тендерное сопровождение в любом случае сэкономит вам немало времени.
  • Это не гарантия победы, хотя очень большой вклад в нее.

Насколько целесообразен для вас тендерный аутсорсинг? Если участие в тендерах в вашем случае — рутинная процедура и основной способ привлечения новых заказчиков, экономнее будет создать отдельный тендерный отдел, обучив имеющихся сотрудников (этим, кстати, тоже могут заняться компании, предоставляющие тендерное сопровождение) или наняв новых специалистов. Если же вы участвуете в тендерах лишь время от времени, например всего несколько раз в год, тендерный отдел будет совершенно лишней и крайне ощутимой финансовой нагрузкой — в такой ситуации проще и значительно дешевле обратиться к профессионалам на стороне, выбрав тот вариант, который максимально подойдет вашей компании.

аукцион

Услуги тендерного сопровождения могут способствовать скорейшей подготовке к участию в тендерных закупках, а также снизить риски отказов, штрафов.

Что такое тендерное сопровождение?
деньги

Участвовать в тендере и не выводить значительные суммы из оборота компании можно, воспользовавшись услугой «тендерный заём» в некоторых брокерских компаниях.

Как оформить тендерный заём?
женщина

Некоторые компании могут предложить сопровождение на всех этапах участия в тендере: от сбора документов до обжалования результатов.

Подробнее...
документы

Стоимость тендерного сопровождения может зависеть от сроков, объема услуг, результатов тендера.

Узнать стоимость...
команда

Доверять организацию участия в тендере стоит только зарекомендовавшим себя компаниям, имеющим солидный опыт в данной сфере.

Как выбрать компанию?
аукцион

В рамках тендерного сопровождения специалисты могут:

  • подготовить заявку;
  • проанализировать шансы на допуск;
  • провести мониторинг тендеров;
  • предоставить тендерный заём;
  • подготовить жалобу в контролирующие органы.
Заказать услугу...

Мнение редакции

Вы­би­рая бро­ке­ра, об­ра­ти­те вни­ма­ние на спи­сок его кли­ен­тов. Если ком­па­ния от­ка­зы­ва­ет­ся предо­став­лять эти све­де­ния, луч­ше по­ищи­те дру­гую. Бро­ке­ры, ра­бо­та­ю­щие до­бро­со­вест­но, гор­дят­ся сво­и­ми кли­ен­та­ми и не опа­са­ют­ся, что они мо­гут дать им не­лест­ную ха­рак­те­рис­ти­ку.