Примерное время чтения: 4 минуты
250

Раскольников против «ментов». Звёзды классики в битве за ТВ-рейтинг

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. лучший новогодний подарок-подписка на АиФ 19/12/2007

Среди снимающихся за год почти двух сотен многосерийных телефильмов экранизации классики всё активнее отвоёвывают себе «место под софитами». Сезон 2007 года закрывают телеверсии «Преступления и наказания» и «Бесов» Достоевского, в следующем году нам обещают «Анну Каренину», «Отцов и детей», 22 серии «Полонеза Кречинского» по пьесам Сухово-Кобылина и даже перенесённое на экран Житие протопопа Аввакума.

Даниил Дон Дурей, социолог, главный редактор журнала «Искусство кино»

В том, что наш прайм-тайм (самое «смотрибельное» время. — Прим. ред.) уже давно забит исключительно сериалами, нет ничего удивительного. Уникально другое: более 90% всех «мыльных опер», идущих сегодня на российских каналах, — отечественные. Даже в Латинской Америке — чемпиону по «телемылу» — доля выходящих в эфир сериалов их собственного производства не превышает 50%.

Сложившуюся ситуацию я могу объяснить тем, что у нас очень мало снимается кино на актуальные для сегодняшнего зрителя темы. Режиссёров по-прежнему гораздо больше увлекают жизнь и «подвиги» бандитов, а не проблемы обычных людей.

Но зрители всех возрастов — это в сущности дети. Они нуждаются и в сказках, и -самое главное! — в осмыслении происходящего. Телезритель не примет самостоятельного решения до тех пор, пока телевизор ему всё не растолкует. А если и есть на нашем ТВ хоть какое-то объяснение, хоть какое-то проигрывание и попытки анализа жизненных ситуаций, то только в сериалах, игровых и неигровых.

Сегодня граждане России живут под аккомпанемент телевизора. Приходя домой, 64% населения сразу же включают свет и «ящик», чтобы ощутить себя живыми. Как показывают рейтинги, во время предвыборной кампании большая часть страны с нетерпением ожидала, когда же наконец дебаты политиков перестанут перебивать любимые «мыльные оперы».

Дискуссии партийных боссов набирали в лучшем случае рейтинг в 3%. А первые серии той же «Ликвидации» собрали 27%.

Однако большая часть снимаемых сегодня сериалов не имеет никакого отношения ни к высокой культуре, ни к духовному развитию нации. Эту просветительскую работу проделывают экранизации как раз классики. Телебоссы понимают, что не имеют морального права занимать эфир только лишь рассказами о маньяках, любовными подвигами звёзд или страшилками, как мать посадила сына на цепь. Надо ещё показать и обществу, и Кремлю, что они думают не только о заработке, но и о душе. И ради этого готовы несколько раз в году жертвовать прибылями ради «В круге первом» Солженицына, или «Доктора Живаго» Пастернака, или «Преступления и наказания» Достоевского.

Однако жертвы эти не так и страшны! Как показал сериал «Идиот», и на классике можно неплохо заработать. Увидев рейтинг первой серии «Мастера и Маргариты»

В. Бортко, топ-менеджеры телеканалов ахнули: это единственный проект, который смог обойти святая святых — новогоднее поздравление президента! Доля зрителей, посмотревших первую серию фильма, составила 58,5%! Потом, правда, аудитория опомнилась, поняла, что не такой уж это шедевр, и к третьей серии доля зрителей упала до нормальных 30%. Но в любом случае руководство каналов, проанализировав показатели «Мастера и Маргариты», «Идиота», «Доктора Живаго» и т.п., поняло, что, выводя в эфир классику, оно не теряет самого главного — рекламных денег. А на таких условиях оно готово учить зрителей даже… разумному, доброму, вечному и экранизировать «Ромео и Джульетту» вместо подготовки интервью с «битцевским маньяком».

Зрителям же от таких жертв — только плюсы. Во-первых, наши великие русские писатели, в отличие от авторов современных сериалов, были людьми благородными, продвинутыми, думающими и гуманистичными. Что-то эти парни — Толстой, Чехов, Достоевский — знали и рассказали про человека такое, что их до сих пор изучают во всех школах от Кейптауна до Рейкьявика. Во-вторых, так как среднестатистический россиянин серьёзных книг уже давно не читает, ему в этих сериалах пересказывают сюжеты великих произведений. И он наконец запомнит, кто же именно бросился под поезд: Анна Каренина или её муж.

Конечно, и эта «классика» в свою очередь «замылится». Но произойдёт это нескоро: жажда высоких прибылей не позволит телевизионным боссам снимать и ставить больше, чем аудитория, воспитанная на «Аншлаге» и «Комеди клаб», смогла бы «съесть».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах