Примерное время чтения: 12 минут
1849

«Красная Шапочка»: новый фильм раскрывает многие тайны знаменитой сказки

На первый взгляд она кажется простенькой басней о том, как должны себя вести подрастающие девочки. Но в действительности там все гораздо сложнее, и занимаются ей не только я, но и настоящие ученые-сказочники. И ответы найдены пока не на все вопросы.

Даже невооруженным взглядом видны некоторые странности этой сказки. Например, почему девочка без страха разговаривает с волком на узкой лесной дорожке? Почему расставшись с ним, она не вернулась домой? Что это за мать, которая послала маленькую дочку одну в страшный лес? Почему Красная Шапочка ведет идиотскую беседу про уши, зубы и когти, она что, не может отличить бабушки от волка? И конечно, самое главное: что означает эта шапочка и её красный цвет? А если мы присмотримся к прообразу этой истории, на основе которой Шарль Перро написал свою сказку, то вопросов окажется ещё больше. Не верите? Тогда прочитайте сказку в том виде, как её рассказывали французские крестьяне ещё до Перро. Предупреждаем, мы взяли один из самых популярных вариантов сказки, но он один и из самых шокирующих. Кстати, называется она незамысловато – «История про бабушку». Но для начала пару слов о фильме (правда, если вы его видели, то можете пропустить этот раздел и сразу перейти к сказке).

Киносказка

Фильм оказался фантазиями в стиле «Братьев Гримм». Нет, он снят не по сказке из сборника этих знаменитых сказочников (их версия отличается от одноименной сказки Шарля Перро хорошим концом – бабушка и внучка остаются живыми). Речь о кино «Братья Гримм», одну из главных ролей в котором играл погибший недавно Хит Леджер - оба фильма это такое фентези, происходящее в абстрактно-средневековой Европе. Кино про братьев не имеет ничего общего с реальной жизнью Якоба и Вильгельма Гримов, а в «Красной Шапочке» нет почти ничего из сказки. Но, как ни странно, внимательному зрителю фильм помогает понять многие тайны этой знаменитой истории.

Сценарий, если описывать его кратко, выглядит так. Красную Шапочку зовут Валери, и это девушка на выданье. Она любит дровосека Питера, но её хотят отдать в жены богатому юноше – кузнецу Генри. Вдруг, сестру героини убивает волк-оборотень, который уже 20 лет никого в деревне не трогал. Кипя благородным гневом, мужчины уходят за ним на охоту, и возвращаются с трофеем – головой огромного волка, и жертвой – оборотень задрал отца Генри. В это время в деревню приезжает знаменитый специалист по оборотням отец Соломон. Он убеждает всех, что это лишь голова зверя, а оборотень жив, и что он один из жителей деревни. Это оказывается правдой: огромный волк нападает на селение, и побеждает всех, включая Соломона. Он откусывает ему кисть с серебряными ногтями – только они опасны для оборотня. По ходу фильма подозрение падает на всех – оборотнем кажутся Питер, Генри, бабушка, другие персонажи. А сама Валери оказывается избранной им, она понимает язык волка, и он требует её к себе. Деревня согласна ей пожертвовать. Девушка уходит в лес к бабушке, положив в корзину вместо молока и пирожков откушенную руку Соломона. Но старушка уже убита оборотнем… своим сыном и отцом Валери. Он предлагает передать дочери свой мощнейший дар, но она вместе с подоспевшим Питером убивает его рукой Соломона с серебряными ногтями. Однако, отец успел укусить юношу, и тем самым сделал его оборотнем. Тот убегает в лес и в каждое полнолуние приходит в виде волка к дому бабушки, в котором теперь живет Валери. У них роман, и он, наверно, самый добрый оборотень из всех известных.

«История про бабушку»

Теперь, крестьянская сказка. Предупреждаем, в таком варианте она печатается по-русски впервые.

Однажды женщина, у которой было немного хлеба, сказала своей дочери: «Собирайся и отнеси горячий хлеб и бутылку молока бабушке».

Маленькая девочка собралась и пошла. На перекрестке она встретила оборотня (волка), который спросил её: «Куда ты идешь?» «Я несу горячий хлеб и бутылку молока моей бабушке».

«Какую дорогу ты выберешь, - спросил он, - дорогу Игл или дорогу Булавок?» «Дорожку Игл», - сказала маленькая девочка. «Хорошо, я выбираю дорогу Булавок».

Маленькая девочка наслаждалась, собирая иглы. Тем временем оборотень прибежал к бабушке, убил её, положил часть её мяса в кладовку, а бутылку с её кровью поставил на полку. Девочка пришла и постучала в дверь.

«Толкни дверь, - сказал оборотень. - Она закрыта».

«Здравствуй, бабушка; я принесла тебе горячий хлеб и бутылку молока».

«Положи их в кладовую. Покушай мясо, оно в кладовке, выпей из бутылки вина, оно на полке».

Пока она ела, пришла  маленькая кошка и сказала: «Неряха – она ест плоть и пьет кровь своей бабушки!»

«Разденься, моя детка, - сказал оборотень, - и ляг поспи рядом со мной».

«Куда мне деть мой фартучек?»

«Брось его в огонь, моя детка; он тебе больше не понадобится.» И она потом спрашивала, куда положить всю другую одежду, лифчик, платье, юбку, и волк каждый раз отвечал: «Брось их в огонь, моя детка; они тебе больше не понадобятся».

«Бабушка, какая ты волосатая?» «Это чтобы согреть тебя, моя детка».

«Бабушка, какие у тебя длинные ногти?» «Это чтобы лучше чесаться, моя детка!»

«Бабушка, какие у тебя большие плечи?» «Это чтобы лучше носить дрова из леса для растопки, моя детка».

«Бабушка, какие у тебя большие уши?» «Это чтобы лучше слышать, моя детка».

«Бабушка, какой у тебя большой рот?» «Это чтобы лучше съесть тебя, моя детка!»

«Бабушка, я должна выйти, чтобы опорожниться».

«Делай это прямо в кровати, моя детка».

«Нет, бабушка, я хочу выйти».

 «Хорошо, но не оставайся там долго».

Оборотень привязал шерстяную нить к ее ноге и позволили ей выйти, и когда маленькая девочка вышла, она привязала конец нити к большому дереву сливы во дворе. Оборотень забеспокоился и сказал: «Что ты там тянешь?»

Когда никто не ответил на этот вопрос, он выпрыгнул из кровати и увидел, что маленькая девочка убежала. Он побежал за ней, но достиг ее дома только тогда, когда она была уже благополучно внутри.

А была ли шапочка?

Теперь вам понятно, почему девочка не испугалась волка, и говорила с ним про когти, зубы и уши? Это был вервольф (так называют оборотней волков), в лесу он был в образе человека, а в постели - обратился в бабушку. Конечно, уши и зубы у него получились несколько больше, чем у старушки, а шкура поволосатей. Кстати, эти превращения в облике бабушки весьма неплохо показаны в фильме. Но самое главное, кино ближе к сказкам того времени, чем их изложение Шарлем Перро, а потом и Братьями Гримм. Крестьяне тогда поголовно верили в оборотней, но с волками не говорили.

Почему Перро превратил вервольфа просто в вольфа? Есть данные, что великий сказочник, который, кстати, до этого был не только писателем и поэтом, но и весьма высокопоставленным чиновником, выполнял социальный заказ: боролся с суевериями неграмотных крестьян, делая сказки более светскими и убирал из них все подобные пережитки. В итоге получилась несуразица, но она была здорово «замаскирована» красной шапочкой – эту деталь Перро придумал сам. Ни в одном крестьянском варианте на голове у девочки ничего не было. Интересно, что придумка эта оказалась гениальной – многие ученые трактовали сказку именно через этот предмет яркого цвета, усматривая в нем самую разную символику. Особенно в это преуспели психоаналитики. Представляете, как они лажанулись.

Кстати, в фильме бабушка подарила внучке не красную шапочку, а плащ с капюшоном. Но это не только киношный прием, чтобы снять очень эффектные кадры с длинным ярко-красным плащом, тянущимся по белым горным снегам. Это прямое заимствование из англо-саксонского варианта сказки, которая называется “Red Little Ridding Hood” (и точно так же называется фильм). Если перевести это на русский, то получится абракадабра - «Маленькая красная дорожная накидка с капюшоном». Но с изобразительной точки зрения использование плаща гораздо выигрышнее шапочки.

На острие иглы

Надеюсь у вас есть ещё вопросы в связи с «Историей про бабушку». Например, что это за дорожки Игл и Булавок? Скажу вам по секрету, ни одного более-менее правдоподобного объяснения этому нет даже в научной литературе. Ученые мужи пишут об этом всякую ерунду и сами удивляются, что это за прикол такой с дорожками. Почти все считают, что устранение «острых предметов» из текста Шарля Перро логично и уместно, и что Красная Шапочка, собирающая цветы и всё такое выглядит симпатичнее и правдоподобнее.

Я тоже так думал, пока не посмотрел фильм. Тайна иголок и булавок стала мне понятной во время совершенно жуткой патологоанатомической сцены, когда Валери сама кровавыми руками зашивала булыжники в теле отца, чтобы утопить его труп. У ученых-сказочников есть такой термин «волшебный предмет». Это нечто, помогающее герою победить всех врагов – волшебная палочка, меч-кладенец, клубок, указывающий дорогу… Таких предметов много, и иголки – из их числа. А девочка обрела их, выбрав правильную дорогу, и выдержав первое испытание (вообще, эта сказка об испытании, об инициации, которую в древние времена обязательно проходила вся молодежь). Именно поэтому, девочка не возвращается домой после встречи с опасным оборотнем. Поэтому, мать посылает её одну в лес. Ей нужно пройти испытание и стать взрослой, в древних обществах избегать этого было нельзя.

Представляете, как бы она зашила волка булавками, если бы выбрала другую дорогу? Помните, конец сказки у братьев Гримм, когда охотник, вспоров волка, вытащил бабушку и внучку: «Тут уж Красная Шапочка натаскала поскорее больших камней, которые они и навалили волку в брюхо - и зашили разрез; и когда он проснулся, то хотел было улизнуть, но не вынес тягости камней, пал наземь и издох». А если бы было нечем зашить камни, он бы проснулся и остался жив.

Тогда конец мог бы быть как у Перро, где девочка с бабушкой погибли. Вот что значит лишить героя волшебного предмета. Но конечно, по настоящему, эти иголочки не только для зашивания вервольфа, это ещё и орудие его убийства. Наверняка, в исконной древней сказке это были какие-то особые иголки (может быть серебряные), способные заколоть оборотня. То есть, они могли сыграть точно такую же роль, как и отрубленная рука отца Соломона с серебряными ногтями в фильме. Валери обрела этот волшебный предмет прямо как в сказке – отправляясь к бабушке, она откопала его под снегом рядом с церковью. Рука валялась там все время после того, как её откусил волк.

Ещё будут вопросы?

Предвижу, что у вас есть ещё вопрос про каннибализм внучки, поедающей плоть бабушки. Такое впечатление, что в фильм этот эпизод хотели ввести. Уж больно выпукло нам показывают сцену, где оборотень-отец из-за занавеса предлагает дочери перекусить, и как её передергивает после того, как она попробовала содержимое котелка. Хотя раньше с удовольствием ела из него угощение бабушки. Так и кажется, что это намёк на эпизод из «Истории про бабушку». Но даже если так и было, то развивать каннибальскую тему в окончательном варианте фильма не стали.

Не нашел я в кино и намеков на два других эпизода, неизбежно вызывающих вопросы. Вы понимаете, о чем я - о вынужденном стриптизе, и об экзотическом способе девочки освободиться с помощью освобождения кишечника. Всё это очень законные вопросы, их трудно не задать. И ответы на них известны. Но, к сожалению, они не столь приличны, чтобы обсуждать их здесь. Это всё-таки информация, которую выдержат только научные академические издания.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах