Владимир Полупанов 11 1838

Евгений Гришковец: «Зачем представители культуры вылизывают власть?»

«Налицо какой-то странный психоз», - написал в своём интернет-дневнике актёр, драматург, писатель Евгений

«АиФ»: - Евгений, вы заявили, что у вас возникло чувство «неловкости и досады от того, что на фоне начавшейся «самой фальшивой в новейшей истории предвыборной кампании ряд известных работников культуры и искусства выступили как обслуживающий власть персонал». Почему это происходит?

Е.Г.: - Почему это происходит, мне непонятно. Но мне это представляется весьма постыдным делом.

                                                               
Досье
Евгений Гришковец родился в 1967 г. в г. Кемерово. Окончил филологический факультет Кемеровского государ-
ственного университета. Автор пьес и спектаклей «Как я съел собаку», «ОдноврЕмЕнно», «Зима», «Город», «Планета», «+1» и др.

«АиФ»: - Вы не были замечены ни среди тех, кто регулярно встречается с властью, ни среди тех, кто власть ругает. Сознательно сторонитесь и того и другого?

Е.Г.: - Я говорю не столько о власти, сколько о своих коллегах, ведущих себя позорно по отношению к власти. На мой взгляд, активно высказываются за власть или против те деятели культуры, которые мало снимают кино или вовсе его не снимают по тем или иным причинам, не играют в кино или в театре и не пишут музыку. То есть это те люди, у которых нет ролей, нет замыслов и нет никакой творческой работы. В противном случае им просто было бы некогда заниматься активной поддержкой или противостоянием власти. Мне некогда.

«Лизость» власти

«АиФ»: - Может, всё дело в том, что многие люди творческих профессий остались глубоко в душе крепостными?

Е.Г.: - Нет, почему это? Они зарабатывают миллионы, делают что хотят, у них полная творческая и финансовая свобода. Какие же они крепостные? Вот поэтому меня и удивляет желание представителей культуры во что бы то ни стало вылизывать власть. И, давайте будем честными, никаких репрессий в отношении представителей культуры сегодня нет. Верховная власть настолько уверена в себе, что ей нет дела до этих муравьёв, этих клоунов, так называемых писателей и актёров. Им репрессии не грозят, и по такой же причине вряд ли власть готова много платить. Но вот какая странная штука... До кризиса расценки в шоу-бизнесе на проведение корпоративов были существенно ниже, чем сейчас. Потом грянул кризис в 2008 г., и где-то полгода длился спад. Корпоративов почти не было. И люди, на них зарабатывавшие, очень перепугались. Потом всё это возобновилось, и цены на выступления артистов выросли более чем в два раза, а у кого-то и в три. Я не могу найти этому никакого объяснения, кроме того, что раньше эти корпоративы оплачивали коммерсанты, а сейчас это делают и чиновники, которые денег не считают. За многих из них опять-таки платят те же бизнесмены. Может быть, поэтому деятели культуры так прогибаются под власть, чтобы сообщить ей, что да, мы всегда готовы выступить, мы всегда на низком старте.

«АиФ»: - Честно говоря, наша беседа - это моя немного запоздалая попытка выразить вам своё восхищение фильмом «Сатисфакция», где вы сыграли главную роль. Он о таких важных вещах, как дружба, любовь, одиночество, дети и т. д. Вам тяжело было его продвигать?

Е.Г.: - Продвигать его было невыносимо тяжело. Поэтому я для себя решил в дальнейшем не связываться ни с кинопроизводством, ни с продвижением. Это такое сложное дело на всей территории постсоветского пространства по нескольким причинам. Во-первых, наши кинематографисты отбили у зрителя всякое желание смотреть отечественное кино, они полностью уничтожили всякое доверие к фильмам, сделанным у нас. Кроме жутких кинокомедий, рассчитанных, по сути, на детей. Во-вторых, сформировался целый пласт кинопрокатчиков, которым абсолютно безразлично отечественное кино. Они не хотят его продвигать, потому что им неинтересно и скучно этим заниматься.
Когда мы показывали свой фильм на кинорынке, ко мне подходила масса людей. Все говорили, что фильм понравился, что они впечатлены и что такое кино нам всем просто необходимо. И они с удовольствием бы приобрели его себе на DVD. Но вот прокатывать фильм в кинотеатрах они бы не хотели. Потому что гораздо проще взять американский фильм, получить бюджет на его прокат и при этом не беспокоиться о прокатной судьбе этого кино. С отечественным кино, тем более таким непростым, как наш фильм, нужно возиться, что-то придумывать, создавать условия, чтобы зритель узнал о нём и захотел прийти в кинотеатр. А им лень. За те полтора года, что я занимался продвижением фильма, столкнулся с таким количеством безразличных, равнодушных людей, что больше этого делать не хочу.

«АиФ»: - Писатель и журналист Дмитрий Быков в одной из статей высказал предположение, что сегодня идёт целенаправленное уничтожение профессионалов, людей, любящих свою работу. Ибо человеком равнодушным, безразличным и ненавидящим свою работу легче манипулировать. Есть у вас подобные ощущения?

Е.Г.: - Дмитрий всё-таки поэт, поэтому, думаю, что это просто красивая метафора. Разве может существовать какая-то целенаправленная программа по уничтожению профессионалов? Уверен, что это не так. Общее состояние страны - это апатия, безразличие, которое касается всех сфер жизни. Эта апатия дошла уже чуть ли не до семейных отношений.

«АиФ»: - С чем это связано?

Е.Г.: - Не знаю. Профессионалы - это всегда люди азартные, особенно в тех сферах деятельности, где необходимо некоторое бескорыстие: в науке, медицине, образовании, культуре и т. д. В общем, в таком деле, которое не может быть оценено даже высокой зарплатой. Вот таких людей, которые горят и хотят что-то делать, становится всё меньше и меньше. Будь я сейчас молодым аспирантом-медиком и понимая, что в сложившейся ситуации никакого серьёзного развития медицины не будет, глубоко бы задумался. Ведь если его не будет, а жизнь одна и я молод, наверное, мне надо либо уехать к чёртовой матери из этой страны, либо, по крайней мере, свою жизнь продать подороже. То есть уйти из науки или медицины в коммерцию, чтобы хотя бы было комфортно жить. Профессионалы меняют свои убеждения и некое профессиональное счастье на спокойное «бытовое» проживание жизни. Вот что происходит, и это ужасно... Но ожидать другого в той ситуации, которая есть в стране, наивно. В противном случае человек будет выглядеть сумасшедшим.

Герои - клоуны

«АиФ»:- Не поэтому ли, как утверждает Константин Эрнст, сегодня вместо профессионалов востребованы фрики (люди, которые слегка не в себе - Ред.) во всех сферах деятельности, даже в медицине - доктор Хаус, доктор Тырса, доктор Быков?

Е.Г.: - Мне очень понравилась эта статья Эрнста, и я многим знакомым рекомендовал её почитать. Конечно, сейчас главными героями являются фрики - в основном звёзды эстрады и кино. Филипп Киркоров, Борис Моисеев, Сергей Зверев - это всё фрики. Герои сериалов сегодня тоже в большинстве своём клоуны. Но удивляет другое: это говорит Константин Эрнст, который сам же и плодит этих фриков. У Эрнста всё равно самый лучший канал страны, но почему-то очень умное хорошее кино он показывает только ночью. А днём и вечерами (в самое смотрибельное время) Первый канал переполнен фриками. И КВН, который Эрнст всячески поддерживает, пестует и любит, тоже превратился в сборище фриков. Там нет ни одной острой шутки. Все кавээновские шутки - это в основном ласковые высказывания по поводу власти, всё остальное - это пародия на рекламу или на тех же самых фриков, которые сегодня заполонили телевидение и эстраду. То есть фрики пародируют фриков.

Памяти Джобса

«АиФ»: - В своём дневнике вы упомянули о том, что у вас родился замысел нового спектакля. Уж не будет ли он остросоциальным?

Е.Г.: - Нет. Замысел связан с осмыслением эпохи. Почитаемый мною Стив Джобс умер ровно в тот момент, когда, дав человечеству придуманные им предметы, он не сказал, что с ними делать. В тот момент, когда надо было начинать просветительскую деятельность, он и ушёл из жизни. Человечество сегодня пребывает в абсолютной растерянности. На нас обрушился Интернет, но нет ни культуры пользования им, ни дисциплины, никаких нормативов и правил. Никто не понимает, что вредно в этой сфере, а что полезно. Люди кричат о том, что в сфере информации не должно быть ограничений, но очевидно же, что безграничная информация крайне вредна.

Или, скажем, много говорят о пользе свободы общения, а для меня общение в социальных сетях является очевидным злом и фикцией. Я имею в виду все социальные сети. В этом сложно разобраться. Но мне сейчас невероятно интересно исследовать это неведомое космическое безвоздушное пространство, в которое мы шагнули. Сейчас идёт диффузия прошлого, настоящего и будущего. К чему всё это приведёт - никому не известно. С одной стороны, человек пользуется айподом, но с другой - ему всё ещё нравится полистать книгу, пошелестеть бумажными купюрами и оставить кому-то записку в двери, хотя в ХХI веке всё это уйдёт безвозвратно.

Я говорю о том, что у нас и наших детей будут большие трудности. Сейчас нужна новая просветительская деятельность. И эти просветители должны появиться. И они должны быть весьма мощными людьми.

«АиФ»: - И когда же нам ждать вашего спектакля на эту тему?

Е.Г.: - Думаю, что к началу следующего сезона (в 2012 году) - либо в начале осени, либо в начале зимы. Замысел уже появился, я начал над ним работать. В ближайшее время выйдет моя книга, состоящая из двух повестей. Думаю, она так и будет называться - «Две повести, не ставшие романами». Также выйдет книга дневников. Это всё планы на 2012 год. Их немного, но и немало.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (11)
  1. Ева
    |
    18:27
    16.11.2011
    0
    +
    -
  2. АДАМ
    |
    11:19
    21.11.2011
    0
    +
    -
    Свобода волеизъявления смыкается на перечислении чужих камней преткновения. За этими цитированиями я не нашел автора, может быть его там и нет...
  3. Анд
    |
    11:38
    21.11.2011
    0
    +
    -
    Ещё один оппозиционер хренов. Во, мода-то пошла!
  4. Berserk
    |
    18:24
    21.11.2011
    0
    +
    -
    Анд писал(а): Ещё один оппозиционер хренов. Во, мода-то пошла! --- А почему хренов? Сегодняшнюю власть любят либо дебилы либо корыстные лизоблюды.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда водители будут обязаны надевать светоотражающие жилеты?
  2. Как будет выглядеть форма олимпийской сборной РФ по хоккею?
  3. Зачем сторонники Саакашвили штурмовали Октябрьский дворец в Киеве?




Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах


Новое на AIF.ru