Примерное время чтения: 5 минут
325

Здесь был императорский дворец, затем тюрьма. Как 100 лет назад создавался ГМИИ им. Пушкина

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Резину добудут... из одуванчиков 22/02/2012
Торжественное открытие Музея изящных искусств им. Александра III состоялось 13 июня 1912 г. Фото с сайта oldmos.ru

На Колымажном дворе

Тогда, сто лет назад, он именовался Музеем изящных искусств имени Александра III при Московском университете. С инициативой его создания выступил доктор римской словесности и историк искусства, профессор Иван Цветаев, ставший первым директором нового музея. Поначалу он задумывался как учебный музей слепков со скульптур античного времени и эпохи Ренессанса. Некоторые до сих пор экспонируются в Пушкинском, другие составили ядро экспозиции университетского музея РГГУ.

Основную сумму на строительство - более 2 млн руб. - пожертвовал владелец Гусев­ского стекольного завода Юрий Нечаев-Мальцов. Это была большая часть его состояния, составлявшего 2,6 млн руб. На деньги мецената привезли цветной мрамор из Венгрии, морозоустойчивый мрамор с Урала, доставили на баржах из Норвегии по морю и рекам десяти­метровые колонны.

Под здание музея отвели участок царского Колымажного двора, где в XVIII в. архитектор Матвей Казаков построил деревянный дворец Екатерины II (императрица прожила в нём всего год), а в XIX в. размещалась пересыльная тюрьма. Конкурс выиграл архитектор Роман Клейн. Инженер Владимир Шухов оснастил залы светопрозрачными перекрытиями из железного каркаса и стекла. На церемонии открытия музея присутствовал император Николай II. Коллекцию кроме слепков составили купленные Думой египетские древности собирателя Владимира Голенищева.

После революции новая власть реорганизовала музей. В него вошли произведения искусства из Румянцевского музея, из Эрмитажа, национализированные коллекции Дмитрия Щукина, Генриха Брокара... А в 1948 г. добавилось собрание расформированного Музея нового западного искусства, открытого в 1923 г. на основе бывших коллекций Ивана Морозова и Сергея Щукина. Тот музей следовало бы, по мнению директора ГМИИ Ирины Антоновой, восстановить, вернув ему картины, отданные Эрмитажу.

В годы войны коллекцию Пушкинского эвакуировали в Сибирь. Здание, сотрясавшееся от близких бомбёжек, пострадало: разрушились стеклянные перекрытия. Ирина Антонова, пришедшая работать в музей в 1945 г., помнит, как она вместе с другими сотрудниками выгребала лопатами снег из залов и с парадной лестницы. И до начала 60-х то и дело поднималась с ведром и тряпкой вытирать протечки, угрожавшие сохранности произведений искусства. Лишь спустя несколько десятилетий после войны министр культуры Фурцева по указанию премьера Косыгина распорядилась отремонтировать стеклянные плафоны.

 

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.1971 год. РИА Новости

Золото Трои

Сразу после войны, в 1946 г., Пушкинский был открыт для широкого зрителя. В музее также образовался склад вернувшихся из эвакуации экспонатов, вывезенных из Германии трофейных ценностей и подарков генералиссимусу. Сокровища Дрезденской галереи, включая «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, много лет хранившиеся в ГМИИ, были возвращены ГДР в конце 50-х. Другие трофеи, о которых десятилетиями молчали, до сих пор хранятся в Москве. Речь идёт о древних находках Генриха Шлимана, условно именуемых кладом троянского царя Приама (хотя эти памятники на тысячу лет старше).

Раскопав легендарную Трою, а позже греческие Микены и Тиринф, талантливый дилетант и авантюрист завещал свои находки родной Германии, где они и хранились до Второй мировой войны. В сентябре 1939 г. Гитлер велел троян­ские клады и другие ценности Музея древнейшей и древней истории спрятать в бетонированный бункер в хранилище банка, а в 1941 г. они были перевезены в камеру железобетонного бункера противозенитного форта на территории берлинского зоопарка. Весной 1945-го эти художественные ценности были переданы представителям Советской военной админист­рации и вывезены в СССР. После 1949 г. этот фонд получил статус «особого», доступ к которому был запрещён. Золотые, серебряные и хрустальные памятники отдали Пушкинскому, а бронзу и керамику - Эрмитажу.

Мне довелось много лет дружить с Натальей Сидоровой, специалистом по греческой вазописи, около полувека проработавшей в Пушкинском музее. Лишь в начале 90-х она доверила мне страшную тайну - что в музее хранится вывезенное из гитлеровской Германии «золото Шлимана».

В период гласности россий­ская власть признала этот факт, а в 1996 г. музей устроил выставку троянского золота. Приглашённые эксперты из Берлина, Тюбингена, Афин и Стамбула подтвердили подлинность экспонатов и надеялись, что либералы из нового правительства РФ вернут коллекцию законным владельцам. Но эти надежды не оправдались. Известно, что Шлиман был гражданином не только Германии и США, но и России, куда он прибыл 24-летним искателем приключений и где в короткое время стал миллионером - спекулировал на продаже товаров в ходе Крымской войны. А перед выходом царского манифеста 1861 г. об освобождении кресть­ян, предвидя, что потребуется много бумаги для его массовой печати, хитрый коммерсант загодя скупил колоссальные бумажные запасы и в нужный момент втридорога продал правитель­ству. Подобные махинации нигде и никогда не приветствовались. Пришлось скрываться за границей. Позже Шлиман послал прошение царю: нельзя ли вернуться в Россию, чтобы вести раскопки в Колхиде? Интересен тот факт, что Шлиман воспользовался для этого знакомством с сыном Ивана Владимировича Цветаева. Не лишённый остроумия Александр II откликнулся: приезжайте - повесим.

В 1876 г. Шлиман писал в Петербург, что хотел бы продать свою троянскую коллекцию именно России и даже готов вдвое снизить цену. В итоге всё получилось, как он хотел. Правда, цена оказалась непомерно высокой: десятки тысяч вывезенных немцами культурных ценностей с территории СССР (не говоря уже о сотнях разрушенных поселений и миллионах загубленных жизней). Вот почему ценнейшие антич­ные экспонаты Пушкинского могут и не поменять владельца.

В последние годы музей расширяется. Ему передали соседние особняки. В проекте музейного городка предполагают соединить все здания подземными переходами. И у музея появится шанс превратиться в один из крупнейших в мире музейных комплексов.

Читайте также:

Мумии ГМИИ. Что творилось в Египетском зале музея?

 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах