Примерное время чтения: 12 минут
2960

Были Шишкин и Коровин. Жители Вязников узнали о картинах после их кражи

Фото Эльфии Гариповой

Тихая кража

Вязники. Одноэтажная Россия. Автор фото Эльфия Гарипова

Вязники — провинциальный тихий городок с кварталами одноэтажных ветхих домов, среди которых изредка высятся «хрущёвки». Если на пути попадается каменное двухэтажное строение, десятилетия не знавшее ремонта, то можно безошибочно угадать, что это офис или административное здание. Автомобилей на улицах немного, зато водители, пользуясь свободой на трассах, отчаянно лихачат. Словом, типичная российская глубинка. Причём настолько тихая, что мало кто из прохожих знает о том, что их городок недавно «прославился» на всю страну: из местного историко-художественного музея украли три полотна знаменитых русских художников XIX века: «Лес. Ели» Шишкина, «Первый снег» Жуковского и «Рыболов» Коровина.

Фрагменты картин «Лес. Ели» Шишкина, «Рыболов» Коровина и «Первый снег» Жуковского. Коллаж AIF.ru

Старушки, торгующие на импровизированном рынке около минимаркета, неподдельно удивляются: «Украли? Вот ироды-то! Дочка, а дорогие картины-то были?».

Высокий флегматичный мужчина, напоминающий кинорежиссёра Леонида Гайдая, любезно показывает дорогу к музею. Узнав, что из него украли культурные ценности, иронично выгибает бровь: «Да разве ж это ценности? Ценности должны быть в душе, а мы зацепились за материальное».

Мало кто из жителей Вязников знает о краже в музее. Автор фото Эльфия Гарипова

По дороге к музею около полуразрушенного здания, напоминающего иллюстрации о послевоенной разрухе в учебнике истории, встречаем двух парней. Александр и Дмитрий Городничевы не удивляются вопросу о краже из музея.

«Друга на мопеде остановил патруль ГИБДД, а я был рядом, — рассказывает Александр, — и тут по рации полицейскому передают, что было совершено ограбление музея. Украдены картины. Я в шоке: никогда такого не было у нас в городе!»

«А я узнал об этом только по телевизору из новостей, — добавляет Дмитрий. — Думаю: ну и ну, вот это «прославился» наш маленький городок».

Коллекция не по статусу города

Справка
Вязниковский историко-художественный музей существует с 1919 года. В нём выставлено 110 полотен русских художников к. XIX – нач. XX века из частной коллекции фабриканта С. И. Сенькова (К. Коровин, И. Шишкин, В. Верещагин, В. Маковский, С. Жуковский и другие).

Трёхэтажное здание музея с портиком и колоннами на пыльной улочке выглядит заметным и даже роскошным. Табличка на стене музея гласит, что этот дом когда-то принадлежал купцу Елизарову, как, впрочем, многие музейные здания в России. Проход около правой стороны дома огорожен предупредительной лентой. Но это сделано не в связи с кражей (добротные решётки на окнах на месте): просто осыпается кровля и штукатурка.

В глубине небольшого ухоженного двора с клумбами виден деревянный дом, в котором, судя по табличке, хранится уникальная паровая машина Уатта. Две входные двери в музей легко отрываются. Звенит дверной колокольчик, и на его звук выходит пожилая седая женщина.

«Вы к директору? — тихо спрашивает она. — Зайдите, пожалуйста. Но у неё сейчас представители из органов».

Вход в музей. Автор фото Эльфия Гарипова

Лилия Фёдоровна Ковалёва приветлива и интеллигентна.

«Из Владимира должна приехать экспертная комиссия, — говорит она, предлагая присесть, — чтобы подтвердить подлинность украденных полотен и оценить их стоимость. Когда происходят такие случаи, прежде всего возникает вопрос о подлинности произведений, это общепринятая практика. А в нашем случае ещё возникают сомнения у специалистов, потому что ценность этих полотен и вообще нашей коллекции как бы не соответствует уровню нашего городка. Все туристы, пройдя по нашей экспозиции, говорят, что въезжая в Вязники, не могли подумать, что встретят здесь такие выдающиеся работы».

Директор музея Лилия Ковалёва. Автор фото Эльфия Гарипова

Директор музея извиняется, что не может продолжать беседу, указывая глазами на мужчину средних лет в штатском, который усердно перебирает документы. Представитель из Управления экономической безопасности противодействия коррупции ГУМВД России по Владимирской области по фамилии Бобров, по его словам, «не собирается запрещать общение», но тем не менее прикладывает все усилия, чтобы сделать его невозможным.

Вместо Шишкина царапины на стене

Здание музея выделяется среди остальных строений. Автор фото Эльфия Гарипова

В музее тихо, всё будто застыло. Запах времени, присущий маленьким провинциальным залам искусств, стоит в воздухе и обещает художественные открытия.

В Вязниковском музее достойная экспозиция. Автор фото Эльфия Гарипова

Экскурсовод и смотритель рассказывают о происшествии неохотно. Да и знают о нём немного. В ночь, когда было совершено ограбление, музей должен был охранять 70-летний сторож, но получилось так, что его заменила женщина 62 лет. Когда сработала сигнализация, в помещение охраны ворвались трое мужчин в масках и связали пожилую женщину. Наряд полиции прибыл достаточно быстро, но грабители вместе с ценными произведениями искусства успели скрыться.

«Говорят, что грабители могли затаиться в залах, — вздыхает пожилая смотрительница. — Трудно сказать… Ведь мы считаем всех посетителей, кто вошёл, кто вышел! Видели, у нас дверной колокольчик? Не хуже сигнализации».

На входной двери висит колокольчик для гостей. Автор фото Эльфия Гарипова

Экскурсовод Вера отказалась назвать свою фамилию, но показала экспозицию, которая размещена на нескольких этажах.

Справка
Билет на экскурсию в Вязниковском музее стоит 30 рублей, право на произведение фотосъёмки одной экспозиции — 50 рублей. Средние зарплаты рядовых сотрудников музея порядка 5–7 тысяч рублей.

«Украденные картины висели в соседних залах, — говорит Вера, — в одном — Жуковский и Коровин, рядом друг с другом, а Шишкин — отдельно». На месте украденного «Рыболова» и «Первого снега» зияет пустое пространство. А картину Шишкина, видимо, снимали второпях, поэтому на стене, где висели шишкинские ели, остались царапины. В остальном в залах царит музейный порядок, но сотрудники музея растеряны, выглядят подавленными и погружены в беспокойное ожидание. Понять их можно: такое случилось в музее впервые с момента создания в 1919 году.

Вместо Жуковского и Коровина — пустота на стене. Автор фото Эльфия Гарипова

Особо тяжкое хищение

Вязниковская полиция располагается практически на соседней улице с музеем. В отличие от владимирского коллеги, местные полицейские были готовы к общению с прессой.

Кирилл Решетов. Автор фото Эльфия Гарипова

Кирилл Решетов, заместитель начальника ММ ОМВД России «Вязниковский», за двадцать лет работы в органах не припомнит случая, подобного нынешнему ограблению — городок тихий, преступления, в основном, бытовые. Рассказывает, что после срабатывания охранной сигнализации на место происшествия выехала группа задержания вневедомственной охраны. Чтобы попасть в закрытое помещение, вызвали представителя музея. Внутри обнаружили сторожа, скованного наручниками, а также пропажу трёх картин из экспозиции.

В этом помещении совершили нападение на сторожа. Автор фото Эльфия Гарипова

«Ночью в музее работала местная оперативно-следственная группа, сотрудники из Владимира, — говорит Решетов. — Было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 164-й УК РФ — «Хищение предметов, имеющих особую культурную и художественную ценность». Преступление тяжкое, и статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет. По предварительной оценке, стоимость украденных полотен составляет не менее 14 тысяч долларов». Однако по оценкам искусствоведов, их цена в сотни раз выше. На недавнем аукционе в Лондоне полотно Шишкина было продано за 3 миллиона долларов, картина Коровина ушла с молотка примерно за миллион долларов, немного дешевле Жуковский — его стоимость чаще измеряется в десятках тысяч долларов.

В этом зале висела картина Шишкина. Автор фото Эльфия Гарипова

Как преступники проникли в здание, оставались ли они в помещении после окончания экскурсии, чтобы затем ограбить музей, следствию пока неясно: отрабатываются и проверяются все версии. По горячим следам работали кинологи со служебной собакой, которая взяла след, но он оборвался: вероятно, преступники воспользовалась машиной.

«Пока не установлено, имели ли грабители ранее какое-либо отношение к музею или информацию о ценности картин и их расположении в экспозиции они получили самостоятельно, — продолжает Кирилл Решетов. — Сейчас следственно-оперативная группа занимается только этим преступлением и отрабатывает все версии случившегося».

Вязниковский ОМВД ведёт следствие. Автор фото Эльфия Гарипова

Известно, что похищенные предметы искусства сразу ставятся на учёт в специальную базу данных, поэтому на открытых аукционах их продать невозможно. Поэтому картины, похищенные из Вязниковского историко-художественного музея, могут осесть только в какой-либо частной коллекции. А Вязники продолжают жить тихо, даже сонно: для самого городка мало что изменилось. Разве что местные дети и туристы, зашедшие на экскурсию, в ближайшее время не смогут полюбоваться картинами, которые составляли гордость коллекции Вязниковского музея.

Отметим, что это не первая кража произведений искусства из провинциальных художественных музеев. Так в марте этого года злоумышленники выкрали полотно Вячеслава Бычкова - его картина «Базар», хранившаяся в Кинешемском художественно-историческом музее, оценивается в несколько тысяч долларов. В 2004 году в Плесе Ивановской области из Музея пейзажа украли полотно Ивана Шишкина «Луг на опушке леса. Сиверская». На черном рынке картина оценивается в 100 тысяч долларов. Годом раньше из запасников Астраханской картинной галереи похитили картины Ивана Айвазовского «Восход» и Алексея Саврасова «Осень». Страховая стоимость каждой картины – около 2 миллионов долларов.  

 

Читайте также

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах