aif.ru counter
225

Сцена - это фронт

Известный режиссёр и актёр Марк РОЗОВСКИЙ был одним из основателей легендарного студенческого театра МГУ «Наш дом». Затем создал...

- Театральные мэтры сетуют, что у молодых актёров сегодня — доллары в глазах, а понятия «театр-дом» для них уже не существует.

— Я москвич и люблю не только архитектуру, но, так сказать, и то, что внутри, то, что прячется за московскими стенами. Это способ жить вместе, по-коллективистски, по-дружески. Театр — редкое место, где Искусство может соединить людей, но для этого он сам должен быть родным «нашим домом» — и для зрителей, и для актёров. Вспоминаю неповторимый «Наш дом» с трепетом и благоговением — там не только возникали «убойные» спектакли, на которые ломилась вся Москва, но и была чудодейственная атмосфера студийного братства, бессребреничества, лихая свобода и доброта переплетались со служением Высшему. Разве можно отказываться от такого счастья?! Что же касается долларов в глазах у молодёжи… Хочется, чтобы Артист получал за свой труд достойно. И это не противоречит служению Высшему. Но у нас сегодня всё то же, что и в обществе, — есть богатые, есть бедные… Бедных значительно больше. У нас, я бы так сказал, есть театры-олигархи и есть театры — нищие, театры-бомжи. Причём «олигархам» государство помогает грантами и субсидиями, а нуждающимся — шиш. Как и везде.

- А что вы говорите актёрам, которые из-за московских пробок задерживают спектакль?

— Нет и нет. Умри, но приди вовремя. Такое уж у нас дело — требует живого участия. Поэтому никакие аргументы не принимаются. Знаешь, что пробки в Москве, — значит, выходи загодя, имей ответственность. Даже болезнь — недостаточное основание для срыва спектакля. Играй с температурой! Сцена — это фронт, а актёр — это боец на фронте. Не вышел — значит, дезертир. Больной актёр — плохой актёр, а больной режиссёр хуже больного актёра. Не болеть — входит в нашу профессию. Поэтому кутайся в шарфы, чтобы не простудиться. Cледи за собой. Ведь отмена спектакля есть преступление. Перед зрителями. Перед Богом, наконец.

- Ну а если несчастный случай?

— Сами определили: этот случай будет несчастьем.

- К следующему сезону ваш театр обретёт новое пристанище?

— Да, счастье близко. Открытие нового помещения — цель жизни, я к ней шёл начиная с 60-х гг. Конечно, потребуется новая репертуарная политика, ведь скоро мы начнём работать на двух сценах. Новый большой зал на 300 мест и старый — на 100 — это уже совсем другая история театра начнётся. Но мы не замерли в ожидании. Уже сейчас готовимся к «новоселью» — началась работа над двумя постановками, в основе которых два великих автора — титаны литературы ХХ века Борис Пастернак и Владимир Маяковский: откроемся «Слепой красавицей» и «Новой мистерией-буфф» одновременно. Далее пьесы современных драматургов-«классиков»: «Будь здоров, школяр» Булата Окуджавы и «Знаки» Александра Кабакова — мощные и глубокие по своему осмыслению картины нравов и современной жизни. В общем, откроется занавес — и мы полетим к небу.

- Какие пьесы актуальны сейчас для московского зрителя?

— Мои последние премьеры — «Носорог» Ионеско, «Живой труп» Толстого. Приглашённые режиссёры поставили «Входит свободный человек» Стоппарда, «Полицию» Мрожека и «Конец игры» Беккета. Все эти вещи, разные по жанрам и формам, объединяет тема защиты личности в её многозначных и противоречивых изъявлениях, попадающих в контекст реальной истории с её катаклизмами, кровопролитиями и метаморфозами. В этом плане ничего не изменилось и измениться не может. Моя «платформа» — прежняя, зиждется на противостоянии пустоте и интересе к психологии человека как носителю огромного духовного мира. Сегодня быть верным этой традиции и означает быть «авангардистом», ибо такие подходы становятся, к сожалению, редкостью.

Наша справка. По данным Департамента культуры, сегодня в репертуарных театрах Москвы работают 3,7 тыс. актёров. Среди них молодых (до 35 лет) только 800. За последние 15 лет произошло заметное «старение» театральных трупп. Ежегодный приток молодых актёров в каждый московский театр составляет в среднем лишь 1-2 чел.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как часто можно будет повышать цены на жизненно важные лекарства?
  2. Что изменится в правилах ОМС с мая 2019 года?
  3. Что делать, если банкомат выдал больше денег?


Самое интересное в регионах