aif.ru counter

Разгадка Рафаэля. Почему русские считают мастера Возрождения «своим»

Открывшаяся в ГМИИ им. Пушкина выставка «Рафаэль. Поэ­зия образа» приобретает черты культового события - в первый же день её посетили 4600 человек, а электронные билеты раскуплены до конца октября.

Посетительница у автопортрета художника Рафаэля Санти.
Посетительница у автопортрета художника Рафаэля Санти. © / Владимир Песня / РИА Новости

Вполне возможно, что к 11 декабря (а именно до этого дня продлится выставка) будет установлен или побит ещё целый ряд рекордов.

Масштаб самой экспозиции невелик — восемь живописных работ и три графических произведения. Но ажиотаж понятен и объясним. Во-первых, это Рафаэль. Тот самый, который ещё при жизни удостоился от своих соотечественников эпитета divino — божественный. Во-вторых, видимо, сказывается «голос крови» или, если угодно, «зов предков». Дело в том, что среди наших соотечественников, создавших классическую русскую культуру, поклонение Рафаэлю было естественным и почти повсеместным.

Русский культ

Рафаэль присутствует в нашей жизни незримо, но постоянно. Всякий раз, когда кто-либо проифзносит знаменитое «гений чистой красоты», он повторяет слова поэта Василия Жуковского: «Час, который провёл я перед этой Мадонной, принадлежит к счастливым часам жизни... Гений чистой красоты был с нею». Впоследствии эту формулу подхватит Пушкин и облечёт в стихи. Но первоначально «сей поэтический алмаз» относился к «Сикстинской Мадонне» Рафаэля.

Поклонение Рафаэлю передавали как бы по наследству. Писатель Алексей Константинович Толстой, автор стихо­творения «Мадонна Рафаэля», специально заказал большую фоторепродукцию картины и очень ею дорожил. Впоследствии его вдова подарила репродукцию Фёдору Достоевскому. «Мадонна» постоянно висела в его кабинете — «великий исповедник русской души» отошёл в мир иной под копией этого полотна.

«Сикстинская Мадонна» (1513-1514) считалась не самой удачной работой Рафаэля. Слава к ней пришла только после восхищения Гёте.
«Сикстинская Мадонна» (1513-1514) считалась не самой удачной работой Рафаэля. Слава к ней пришла только после восхищения Гёте

Кстати, у наших по­клонников Рафаэля не получится найти ни одного упоминания о «скандальной» детали. Даже те, кто, как Пушкин, видел только копии «Сикстинской Мадонны», были внимательны и точно знали — у римского папы Сикста на правой руке изображено не шесть, как многим кажется, а пять пальцев. Лишний мизинец — игра воображения. На самом деле это внутренняя сторона ладони.

И уж конечно, не подобные мелочные «загадки» делали Рафаэля столь близким русскому человеку. Было что-то иное.

Возможно, привлекательной казалась его любовь и бережное отношение «к родному пепелищу» и «отеческим гробам». Известно, что папа Лев X назначил Рафаэля «Комиссаром древностей и раскопок». Для постройки собора Святого Петра требовался камень. Брали его, разрушая античные постройки Древнего Рима варварски и безжалостно. Рафаэль, став куратором строительства, прекратил уничтожение антич­ности. Он замыслил восстановить Вечный город во всём величии и порядке. И это ему отчасти удалось — было раскопано несколько фундаментов. Восторг папы и народа был неописуем: «Господь послал нам Рафаэля для спасения Древнего Рима!»

Возможно, русские, всегда ценившие находчивость и ост­рое слово, вспоминали эпизод мелкой пикировки между гениальными соперниками и современниками. Нелюдимый Микеланджело как-то встретил Рафаэля, дорого и со вкусом одетого, в окружении толпы почитателей. И решил съязвить: «Вы, сударь, идёте по улице словно князь!» На что получил ответ: «А я и есть князь. Князь живописи. Но почему вы, гораздо более достойный, чем я, идёте одиноко, словно палач?»

Мастерство, любовь и гордыня

Нельзя исключить, что в Рафаэле привлекала чувственность и страстность. Александр Пушкин в 1819 г. пишет стихо­творение «Недоконченная картина». Посвящено оно работе Рафаэля «Преображение». Полотно действительно не было закончено — смерть прервала работу художника:

Ты гений!.. Но любви страданья
Его сразили. Взор немой
Вперил он на своё созданье
И гаснет пламенной душой.

«Преображение» (1518-1520) было поставлено у гроба Рафаэля: «При виде живой картины у мёртвого тела надрывалась душа».
«Преображение» (1518-1520) было поставлено у гроба Рафаэля: «При виде живой картины у мёртвого тела надрывалась душа»

Установлено, что Пушкин, говоря о сразившей Рафаэля любви, имел в виду факт, который описывается всеми биографами живописца: «Он продолжал заниматься своими любовными делами, превыше всякой меры предаваясь этим утехам... Случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару, а так как он в своём распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь, что его ослабило до полной потери сил...»

Конечно, поражало мастерст­во. Вот как художник Джорджо Вазари говорит о впечатлении, которое работы Рафаэля производили на современников: «В это же время, пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе». Русский живописец Карл Брюллов тоже трепетал. Но не перед папой, а перед гением Рафаэля: «Чем больше смотришь, тем более чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, соединена со строжайшим стилем...»

Портрет папы Юлия II (1511-1512). Католические священники брились. Борода Юлия - знак скорби по военным неудачам Ватикана.
Портрет папы Юлия II (1511-1512). Католические священники брились. Борода Юлия - знак скорби по военным неудачам Ватикана. Фото: репродукция

Но хочется думать, что больше прочего русским в Рафаэле нравилась его доброта. Смирение без унижения. И отвращение ко всякого рода гордыне — качества, которые ценятся нами испокон веков. Иногда кажется, что русские пословицы говорят как раз о нём. «Стоишь высоко — не гордись, стоишь низко — не гнись». Или «Гордым быть — глупым слыть». Тот же Джорджо Вазари отмечал: «Среди всех его редких качеств одно меня удивляет: небо одарило его способностью иначе себя вести, нежели это принято среди нашей братии художников. Он не переставал являть наилучший пример того, как нам следует обращаться как с равными, так и с выше и ниже нас стоящими людьми». И слова Челио Калканьини, секретаря папы Льва X: «Это молодой человек исключительной доброты и замечательного ума... Он настолько чужд горделивости, что дружески обходится с каждым».

Самый русский из всех философов, «доморощенный мыслитель» Козьма Прутков прекрасно обобщил: «На беспристрастном безмене истории кисть Рафаэля имеет одинаковый вес с мечом Александра Македонского».


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как выбрать вкусную клубнику?
  2. Как задать вопрос Владимиру Путину на прямой линии в 2019 году?
  3. Почему День отца празднуется в разные даты?


Самое интересное в регионах