Николай Бердяев 3 3358

Николай Бердяев: Поймём ли друг друга?

Сейчас, когда на нашу страну валятся обвинения в имперском мышлении и крайнем национализме, нелишне вспомнить слова русского мыслителя, к мнению которого советовал прислушиваться и Владимир Путин.

Николай Бердяев.
Николай Бердяев. © / Public Domain

Николай Бердяев. «Россия и Запад», 1910 г.:

Во имя чего должна Россия утверждать и охранять себя как некую личность? Во имя мощи государственной, во имя имперской политики, во имя национального самолюбия?

Англичане, немцы, французы, все культурные европейцы — националисты. У всех у них сильно не сознание своей общечеловеческой миссии в мировой истории, а национальное самолюбие и национальное хищничество. Можно ли желать, чтобы этот буржуазный национализм входил в плоть и кровь русского народа?

Страна становится великой, когда государственная власть — покорный слуга нации. Когда же национальное чувство становится слугой государства, тогда разражается позор. Мы должны стать не государственниками, не империалистами, а патриотами, должны обрести национальное чувство в высшем смысле этого слова.

Лучшие русские люди всегда мечтали, что Россия никогда не станет по-европейски буржуазной страной, что в ней заложена потенция высшей жизни.

Вспомним, как почувствовал себя Герцен в Западной Европе, что он писал «с того берега»! Западник Герцен возненавидел западное мещанство и на Западе обрёл свою славянофильскую душу. Многие русские люди испытывали эту славянскую тоску на Западе и по-разному её выражали. Должно и можно освободиться от старых грехов славянофильства, но не от веры в великую Россию и в особую её душу, враждебную западному мещанству.

Но не нужно забывать, что «истинно русские» пугачёвство и хулиганство не менее опасны для великой задачи России, не менее пагубны для человеческой души, чем мещанство и трезвость западного позитивизма.

Все мы хотим стать западниками в одном только смысле — Россия должна стать на высшую ступень мировой культуры. Но мы никогда не полюбим западной буржуазной государственности, оголённо себя утверждающей, и не превратимся в буржуазных националистов и шовинистов.

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Виктор
    |
    09:58
    29.11.2014
    1
    +
    -
    В статье "Об истинном и ложном национализме" русский философ Н. С. Трубецкой отмечает, что "чело-век с ярко выраженной эгоцентрической психологией бессознательно считает себя центром вселенной. Поэто-му всякая естественная группа, к которой человек принадлежит, признается им, без доказательств, самой со-вершенной. Его семья, его племя, его сословие, его раса кажутся ему лучше всех остальных. Какую ситуацию в межэтнических отношениях Н. С. Трубецкой считает оптимальной? Начнем с понятия национализма", кото-рый в его "истинном" виде он считает безусловно, положительным. "Истинный национализм состоит не в за-имствованиях у чужих этносов и не в навязывании соседям своих навыков и представлений, а в самопознании. Это долг, хорошо сформулированный двумя афоризмами: "познай самого себя" и "будь самим собой". Прин-цип самопознания "одинаково приемлем для всех людей без различия национальностей и исторических эпох". Прочность и жизнеспособность этого принципа Н. С. Трубецкой видит в диалектическом единстве задач само-познания, решаемых на личном уровне и на уровне этноса. Культура каждого этноса своеобразна, и именно эта мозаичность человечества как вида придает ему пластичность, благодаря которой вид Homo Sapiens выжил на планете Земля. Этническая пестрота - это оптимальная форма существования человечества. Культура, опирающаяся на национальный принцип, стимулирует "духовно возвышающие человека ценности".
  2. Виктор
    |
    10:00
    29.11.2014
    1
    +
    -
    «Тезис интернационализма – это грандиозная сила, и в основе ее лежит абсолютная правда. Но ложь не замедлила вкрасться и сюда: мысль, будто все народы по своим характерам, по своей одаренности и по своему историческому долженствованию равны между собой, - пустая демагогия. Разумеется, одного или нескольких народов, особо предпочтенных перед остальными и которым поэтому позволено больше, чем остальным, - нет. Но каждый народ предназначен - если угодно, избран – для решения некоторых особых исторических и культурных задач; и эти миссии неповторимо своеобразны. Как для личности, так и для народа повышенная одаренность и масштаб суть основания не для повышенных требований к другим, а только к самому себе. Вообще, исключительность не дает абсолютно никаких дополнительных прав: она накладывает только дополнительные обязанности. Именно такое понимание заключает в себе опровержение любых расистских или национальных теорий. И только нравственные дикари могут полагать, будто большая национальная одаренность и мощь дают народу право на эксплуатацию меньших. Просвещать темных, кормить голодных, нести радость горюющим, лечить больных, поднимать отсталых, озарять, украшать и смягчать их жизнь – вот истинное бремя великих наций. Народ, возомнивший себя мессией, а все остальное человечество – блуждающим во тьме, обрекает себя на одно из двух: или на трагедию разрушения своей исторической цитадели, или на бесплодное кипение и выкипание в самом себе, в тех самых границах, которые он счел броней против великих культурных и этических соблазнов: вспомним Византию. Давно уже осознан и выражен тот факт, что всякий народ, несущий в мир, как говорил Достоевский, новое слово, ощущает свое избранничество. Но это избранничество – не единственное, и всякое самообольщение на этот счет грозит катастрофой».
Комментарии (3)
  1. Виктор
    |
    09:58
    29.11.2014
    1
    +
    -
    В статье "Об истинном и ложном национализме" русский философ Н. С. Трубецкой отмечает, что "чело-век с ярко выраженной эгоцентрической психологией бессознательно считает себя центром вселенной. Поэто-му всякая естественная группа, к которой человек принадлежит, признается им, без доказательств, самой со-вершенной. Его семья, его племя, его сословие, его раса кажутся ему лучше всех остальных. Какую ситуацию в межэтнических отношениях Н. С. Трубецкой считает оптимальной? Начнем с понятия национализма", кото-рый в его "истинном" виде он считает безусловно, положительным. "Истинный национализм состоит не в за-имствованиях у чужих этносов и не в навязывании соседям своих навыков и представлений, а в самопознании. Это долг, хорошо сформулированный двумя афоризмами: "познай самого себя" и "будь самим собой". Прин-цип самопознания "одинаково приемлем для всех людей без различия национальностей и исторических эпох". Прочность и жизнеспособность этого принципа Н. С. Трубецкой видит в диалектическом единстве задач само-познания, решаемых на личном уровне и на уровне этноса. Культура каждого этноса своеобразна, и именно эта мозаичность человечества как вида придает ему пластичность, благодаря которой вид Homo Sapiens выжил на планете Земля. Этническая пестрота - это оптимальная форма существования человечества. Культура, опирающаяся на национальный принцип, стимулирует "духовно возвышающие человека ценности".
  2. Виктор
    |
    10:00
    29.11.2014
    1
    +
    -
    «Тезис интернационализма – это грандиозная сила, и в основе ее лежит абсолютная правда. Но ложь не замедлила вкрасться и сюда: мысль, будто все народы по своим характерам, по своей одаренности и по своему историческому долженствованию равны между собой, - пустая демагогия. Разумеется, одного или нескольких народов, особо предпочтенных перед остальными и которым поэтому позволено больше, чем остальным, - нет. Но каждый народ предназначен - если угодно, избран – для решения некоторых особых исторических и культурных задач; и эти миссии неповторимо своеобразны. Как для личности, так и для народа повышенная одаренность и масштаб суть основания не для повышенных требований к другим, а только к самому себе. Вообще, исключительность не дает абсолютно никаких дополнительных прав: она накладывает только дополнительные обязанности. Именно такое понимание заключает в себе опровержение любых расистских или национальных теорий. И только нравственные дикари могут полагать, будто большая национальная одаренность и мощь дают народу право на эксплуатацию меньших. Просвещать темных, кормить голодных, нести радость горюющим, лечить больных, поднимать отсталых, озарять, украшать и смягчать их жизнь – вот истинное бремя великих наций. Народ, возомнивший себя мессией, а все остальное человечество – блуждающим во тьме, обрекает себя на одно из двух: или на трагедию разрушения своей исторической цитадели, или на бесплодное кипение и выкипание в самом себе, в тех самых границах, которые он счел броней против великих культурных и этических соблазнов: вспомним Византию. Давно уже осознан и выражен тот факт, что всякий народ, несущий в мир, как говорил Достоевский, новое слово, ощущает свое избранничество. Но это избранничество – не единственное, и всякое самообольщение на этот счет грозит катастрофой».
  3. Алексей Шевкун
    |
    22:17
    06.12.2014
    0
    +
    -
    Согласен с Виктором. Если народ не достигает какой- либо промежуточного результата ( более высокого уровня), она не может помочь другим народам. Плохо, что до сих пор в большей степени внутренние силы РФ, я уже не говорю о внешних, сопротевляются достижение РФ выше указанного результата, поскольку их устраевает система углеводороды-деньги-инностраная продукция!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Нужно ли включать «нейтраль» на «автомате» на светофоре?
  2. Какие продукты вредят нервам?
  3. Что за проект окололунной станции готовит Россия?

Самое интересное в регионах