aif.ru counter
Николай Бердяев 3 3418

Николай Бердяев: Поймём ли друг друга?

Сейчас, когда на нашу страну валятся обвинения в имперском мышлении и крайнем национализме, нелишне вспомнить слова русского мыслителя, к мнению которого советовал прислушиваться и Владимир Путин.

Николай Бердяев.
Николай Бердяев. © / Public Domain

Николай Бердяев. «Россия и Запад», 1910 г.:

Во имя чего должна Россия утверждать и охранять себя как некую личность? Во имя мощи государственной, во имя имперской политики, во имя национального самолюбия?

Англичане, немцы, французы, все культурные европейцы — националисты. У всех у них сильно не сознание своей общечеловеческой миссии в мировой истории, а национальное самолюбие и национальное хищничество. Можно ли желать, чтобы этот буржуазный национализм входил в плоть и кровь русского народа?

Страна становится великой, когда государственная власть — покорный слуга нации. Когда же национальное чувство становится слугой государства, тогда разражается позор. Мы должны стать не государственниками, не империалистами, а патриотами, должны обрести национальное чувство в высшем смысле этого слова.

Лучшие русские люди всегда мечтали, что Россия никогда не станет по-европейски буржуазной страной, что в ней заложена потенция высшей жизни.

Вспомним, как почувствовал себя Герцен в Западной Европе, что он писал «с того берега»! Западник Герцен возненавидел западное мещанство и на Западе обрёл свою славянофильскую душу. Многие русские люди испытывали эту славянскую тоску на Западе и по-разному её выражали. Должно и можно освободиться от старых грехов славянофильства, но не от веры в великую Россию и в особую её душу, враждебную западному мещанству.

Но не нужно забывать, что «истинно русские» пугачёвство и хулиганство не менее опасны для великой задачи России, не менее пагубны для человеческой души, чем мещанство и трезвость западного позитивизма.

Все мы хотим стать западниками в одном только смысле — Россия должна стать на высшую ступень мировой культуры. Но мы никогда не полюбим западной буржуазной государственности, оголённо себя утверждающей, и не превратимся в буржуазных националистов и шовинистов.

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Виктор
    |
    09:58
    29.11.2014
    1
    +
    -
    В статье "Об истинном и ложном национализме" русский философ Н. С. Трубецкой отмечает, что "чело-век с ярко выраженной эгоцентрической психологией бессознательно считает себя центром вселенной. Поэто-му всякая естественная группа, к которой человек принадлежит, признается им, без доказательств, самой со-вершенной. Его семья, его племя, его сословие, его раса кажутся ему лучше всех остальных. Какую ситуацию в межэтнических отношениях Н. С. Трубецкой считает оптимальной? Начнем с понятия национализма", кото-рый в его "истинном" виде он считает безусловно, положительным. "Истинный национализм состоит не в за-имствованиях у чужих этносов и не в навязывании соседям своих навыков и представлений, а в самопознании. Это долг, хорошо сформулированный двумя афоризмами: "познай самого себя" и "будь самим собой". Прин-цип самопознания "одинаково приемлем для всех людей без различия национальностей и исторических эпох". Прочность и жизнеспособность этого принципа Н. С. Трубецкой видит в диалектическом единстве задач само-познания, решаемых на личном уровне и на уровне этноса. Культура каждого этноса своеобразна, и именно эта мозаичность человечества как вида придает ему пластичность, благодаря которой вид Homo Sapiens выжил на планете Земля. Этническая пестрота - это оптимальная форма существования человечества. Культура, опирающаяся на национальный принцип, стимулирует "духовно возвышающие человека ценности".
  2. Виктор
    |
    10:00
    29.11.2014
    1
    +
    -
    «Тезис интернационализма – это грандиозная сила, и в основе ее лежит абсолютная правда. Но ложь не замедлила вкрасться и сюда: мысль, будто все народы по своим характерам, по своей одаренности и по своему историческому долженствованию равны между собой, - пустая демагогия. Разумеется, одного или нескольких народов, особо предпочтенных перед остальными и которым поэтому позволено больше, чем остальным, - нет. Но каждый народ предназначен - если угодно, избран – для решения некоторых особых исторических и культурных задач; и эти миссии неповторимо своеобразны. Как для личности, так и для народа повышенная одаренность и масштаб суть основания не для повышенных требований к другим, а только к самому себе. Вообще, исключительность не дает абсолютно никаких дополнительных прав: она накладывает только дополнительные обязанности. Именно такое понимание заключает в себе опровержение любых расистских или национальных теорий. И только нравственные дикари могут полагать, будто большая национальная одаренность и мощь дают народу право на эксплуатацию меньших. Просвещать темных, кормить голодных, нести радость горюющим, лечить больных, поднимать отсталых, озарять, украшать и смягчать их жизнь – вот истинное бремя великих наций. Народ, возомнивший себя мессией, а все остальное человечество – блуждающим во тьме, обрекает себя на одно из двух: или на трагедию разрушения своей исторической цитадели, или на бесплодное кипение и выкипание в самом себе, в тех самых границах, которые он счел броней против великих культурных и этических соблазнов: вспомним Византию. Давно уже осознан и выражен тот факт, что всякий народ, несущий в мир, как говорил Достоевский, новое слово, ощущает свое избранничество. Но это избранничество – не единственное, и всякое самообольщение на этот счет грозит катастрофой».
Комментарии (3)
  1. Виктор
    |
    09:58
    29.11.2014
    1
    +
    -
    В статье "Об истинном и ложном национализме" русский философ Н. С. Трубецкой отмечает, что "чело-век с ярко выраженной эгоцентрической психологией бессознательно считает себя центром вселенной. Поэто-му всякая естественная группа, к которой человек принадлежит, признается им, без доказательств, самой со-вершенной. Его семья, его племя, его сословие, его раса кажутся ему лучше всех остальных. Какую ситуацию в межэтнических отношениях Н. С. Трубецкой считает оптимальной? Начнем с понятия национализма", кото-рый в его "истинном" виде он считает безусловно, положительным. "Истинный национализм состоит не в за-имствованиях у чужих этносов и не в навязывании соседям своих навыков и представлений, а в самопознании. Это долг, хорошо сформулированный двумя афоризмами: "познай самого себя" и "будь самим собой". Прин-цип самопознания "одинаково приемлем для всех людей без различия национальностей и исторических эпох". Прочность и жизнеспособность этого принципа Н. С. Трубецкой видит в диалектическом единстве задач само-познания, решаемых на личном уровне и на уровне этноса. Культура каждого этноса своеобразна, и именно эта мозаичность человечества как вида придает ему пластичность, благодаря которой вид Homo Sapiens выжил на планете Земля. Этническая пестрота - это оптимальная форма существования человечества. Культура, опирающаяся на национальный принцип, стимулирует "духовно возвышающие человека ценности".
  2. Виктор
    |
    10:00
    29.11.2014
    1
    +
    -
    «Тезис интернационализма – это грандиозная сила, и в основе ее лежит абсолютная правда. Но ложь не замедлила вкрасться и сюда: мысль, будто все народы по своим характерам, по своей одаренности и по своему историческому долженствованию равны между собой, - пустая демагогия. Разумеется, одного или нескольких народов, особо предпочтенных перед остальными и которым поэтому позволено больше, чем остальным, - нет. Но каждый народ предназначен - если угодно, избран – для решения некоторых особых исторических и культурных задач; и эти миссии неповторимо своеобразны. Как для личности, так и для народа повышенная одаренность и масштаб суть основания не для повышенных требований к другим, а только к самому себе. Вообще, исключительность не дает абсолютно никаких дополнительных прав: она накладывает только дополнительные обязанности. Именно такое понимание заключает в себе опровержение любых расистских или национальных теорий. И только нравственные дикари могут полагать, будто большая национальная одаренность и мощь дают народу право на эксплуатацию меньших. Просвещать темных, кормить голодных, нести радость горюющим, лечить больных, поднимать отсталых, озарять, украшать и смягчать их жизнь – вот истинное бремя великих наций. Народ, возомнивший себя мессией, а все остальное человечество – блуждающим во тьме, обрекает себя на одно из двух: или на трагедию разрушения своей исторической цитадели, или на бесплодное кипение и выкипание в самом себе, в тех самых границах, которые он счел броней против великих культурных и этических соблазнов: вспомним Византию. Давно уже осознан и выражен тот факт, что всякий народ, несущий в мир, как говорил Достоевский, новое слово, ощущает свое избранничество. Но это избранничество – не единственное, и всякое самообольщение на этот счет грозит катастрофой».
  3. Алексей Шевкун
    |
    22:17
    06.12.2014
    0
    +
    -
    Согласен с Виктором. Если народ не достигает какой- либо промежуточного результата ( более высокого уровня), она не может помочь другим народам. Плохо, что до сих пор в большей степени внутренние силы РФ, я уже не говорю о внешних, сопротевляются достижение РФ выше указанного результата, поскольку их устраевает система углеводороды-деньги-инностраная продукция!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли вылечить гипертонию?
  2. Обязательно ли прописывать супруга в квартире после свадьбы?
  3. Сколько хотят зарабатывать предпенсионеры и работающие пенсионеры?


Самое интересное в регионах