aif.ru counter
Вера Копылова 729

Ирина Пегова стала женой. Премьера в «Табакерке»

Огромный успех в прошлом театральном сезоне получил спектакль молодого режиссёра Михаила Станкевича «Дьявол», который был поставлен на сцене театра под руководством Олега Табакова. Самую острую для Толстого «стыдную» тему интимного взаимоотношения полов Станкевич поставил – скажем так – яростно

Ирина Пегова. Фото пресс-службы театра п/р Олега Табакова

Огромный успех в прошлом театральном сезоне получил спектакль молодого режиссёра Михаила Станкевича «Дьявол», который был поставлен на сцене театра под руководством Олега Табакова. Самую острую для Толстого «стыдную» тему интимного взаимоотношения полов Станкевич поставил – скажем так – яростно, сочно. А молодая звезда МХТ и «Табакерки» красавец Максим Матвеев не менее сочно и искренно сыграл там главную роль.

Внимание, новость: недавно Олег Павлович взял Михаила Станкевича в штатные режиссёры. И вот 9 и 10 ноября (пятница и суббота) в «Табакерке» покажут «Жену» – первую премьеру сезона. В роли жены – звезда современной театральной Москвы Ирина Пегова. Станкевич – снова о любви, но на этот раз любовь он развернул к себе совсем другой стороной. Не головой, так сказать, а хвостом. Правда, тут-то и выяснится, что любовь, как и рыба, гниёт всё-таки с головы…

Режиссёр Михаил Станкевич Режиссёр Михаил Станкевич. Фото www.russianlook.com

– Сам Чехов писал, что его рассказ «Жена» скучный, – рассказал Михаил Станкевич. – Мы поставили такой по-хорошему, по-чеховски скучный спектакль. Сейчас ставят отметки: 6+, 12+… Вот к нашему спектаклю я бы поставил 25+, 30+. Он для людей, успевших пожить семейной жизнью. Герой чеховского рассказа строит мосты, он инженер. Но построить мост к собственной жене он так и не смог. Ирина Пегова играет такую яркую, смелую женщину с немного вульгарными манерами – она хорошо воспитана, но она из Одессы, небольшая вульгарность чувствуется в ней, и это раздражает и одновременно дразнит и манит её мужа. Это очень актуальная сегодня история: муж и жена живут под одной крышей, но страшно далеки друг от друга, они стали чужими. На самом деле это спектакль о том, что надо всё делать вовремя. Если у тебя ребёнок, надо посвящать ему время сейчас, пока он маленький, потом будет поздно. Если у тебя жена, надо отдавать себя ей – и сейчас, а не потом…

По-хорошему скучный спектакль – это правильно сказано. Он и не устаревший, и не новомодный, и без нафталина, и без осовременивания традиций, классически чеховский с чеховскими же страстями а-ля «то ли чаю выпить, то ли повеситься». Наталья Гавриловна (Ирина Пегова) и Павел Андреевич (Сергей Угрюмов) женаты уже несколько лет, но сейчас их отношения безнадёжно испортились. Стадия вспыхивающих ссор и бурных примирений давно прошла, сейчас это вечный мрак и холод. С её стороны – постоянное неизменное презрение и нежелание идти на сближение, с его – злой, раздражённый зуд к ней, усталость и обида.

Ирина Пегова и Сергей Угрюмов Ирина Пегова и Сергей Угрюмов. Фото пресс-службы театра п/р Олега Табакова

«…Мне было скучно, грустно, бесконечно жаль чего-то, и хотелось в её отсутствие пройтись по её комнатам, и хотелось, чтобы вопрос, который я и жена не сумели решить, потому что не сошлись характерами, поскорее бы решился сам собою, естественным порядком, то есть поскорее бы эта красивая 27-летняя женщина состарилась и поскорее бы моя голова стала седой и лысой…»

Оформительское решение спектакля блестяще: в пространстве малюсенького зала «Табакерки» удалось построить целую перспективу (художник Алексей Вотяков). Мы на рельсах под железнодорожным мостом – возможно, под одним из тех, что всю жизнь строил инженер Павел Андреевич. Конечно, зима. Снег лежит на каждом квадратном сантиметре, кружит со всех сторон, остаётся на одежде, пальто, шапках… Ровным слоем стелится туман, пусть и из дымовой машины.

Обратите внимание, сколько российских фильмов и спектаклей сейчас выбирают зиму. Милейшее русское лето, не менее прекрасное, чем в Италии или Греции, стало слишком коммерчески успешным сезоном и не вызывает у зрителя достаточно трагических и мрачных ассоциаций. Но ведь и правда: в зимнее время в России особенно тяжело и, кажется, безнадёжно жить…

Михаил Станкевич нам сделал спектакль-вопрос, на который мучительно ищешь ответ – и никаких подсказок. Как сложился этот холод между мужем и женой? Потому ли, что Павел Андреевич – на самом деле человек принципиальный, во всём порядок любит, но человек он тяжёлый, скучный, и даже помощь его голодающим Поволжья оказалась неуместна и никому не нужна?

Все актёры работают тщательно – но все будто немного укутаны чеховским оцепенением. У каждого, конечно, своя правда. Сергей Угрюмов создал персонажа, который слышит только себя – но винит во всём других. Ирина Пегова – конечно, звезда, яркая женщина и яркая актриса со взрывной энергией, и её героиня такая и есть: амбициозная, яркая, не слишком умная женщина, для которой семейная жизнь оказалась тисками, а присутствие любимого когда-то человека – худшим из наказаний. Нельзя не вспомнить роль Людмилы Целиковской в старом фильме «Попрыгунья»: Ирина Пегова даже внешне похожа на неё. Вот она, загадка театра: отношения персонажей Пеговой и Угрюмова в спектакле сложились так плохо, что им впору давать премию за лучший дуэт.

Борис Плотников и Максим Матвеев в спектакле Дьявол Борис Плотников и Максим Матвеев в спектакле «Дьявол». Фото www.russianlook.com

Отдельная история – роль Бориса Плотникова, которого мы знаем по доктору Борменталю в фильме «Собачье сердце». Иван Иваныч, помещик, «человек сырой, обрюзг», бормочет себе под нос, ничего толком сказать не может. Плотников – феноменальный актёр, это знают все зрители МХТ. И здесь, в «Табакерке», он точен в каждом движении своего персонажа. Вот, будучи в гостях у сложной семьи, он наколол на вилочку огурчик, который ему никак не дают съесть. У него в данный момент одна только цель – положить его скорее в рот. И вот, улучил момент и – ням! – скушал. Поддакивает, бурчит, а как что скажет – так правду-матку, от которой только хуже. «Павел Андреевич, перемените ваш характер, голубчик, тяжело с вами, ей-Богу, тяжело!» Ближе к финалу мы попадём к Иван Иванычу в гости. Как у Обломова был свой слуга Захар, так у Иван Иваныча – Сидор, который за барином, как за дитятей смотрит. И в финале раскрывается одной фразой трагедия этого, в общем, совсем пустого и разложившегося человека: «Я только эти комнаты топлю, – бормотал Иван Иваныч, показывая мне свои комнаты. – С тех пор, как умерла жена и сына на войне убили, я запер парадные. Да… вот…»

Этот небольшой, с «глубоким погружением» спектакль – для тех, кто может себе позволить полтора часа размышлений о себе и о своих самых близких людях – мужьях и жёнах.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какой фильм победил на ММКФ-2019?
  2. Что обсуждали на встрече Владимир Путин и Ким Чен Ын?
  3. Что известно о новой атомной подводной лодке «Белгород»?


Самое интересное в регионах