aif.ru counter
Сергей Грачёв 1509

«ЧОПовая» история. Сценарист — о том, как делают смешные сериалы

Известный продюсер и сценарист Антон Щукин рассказал о сериале «ЧОП» и о том, как вообще устроена индустрия телешоу.

Кадр со съемок сериала / Пресс-служба телеканала ТНТ

На канале ТНТ стартовал новый комедийный сериал со звучным названием «ЧОП». В двух словах — это история о бестолковых охранниках частного охранного предприятия, которые всё время попадают в нелепые ситуации и с трудом выпутываютсяиз них. «АиФ» поговорил с продюсером Антоном Щукиным, который, помимо сериала «ЧОП», продюсировал такие известные проекты, как «Физрук» (ТНТ), «Реальные пацаны» (ТНТ), «Воронины», «Восьмидесятые» и многие другие.

Антон Щукин
Антон Щукин. Фото: Пресс-служба телеканала ТНТ

— Антон, «ЧОП» — это абсолютно оригинальный сериал, или вы ориентировались на какие-то западные аналоги?

— Это абсолютно российская история, не основанная ни на каких форматах… Абсолютно оригинальный сценарий! И мне сложно сказать, какие из западных сериалов, что я видел, похожи на «ЧОП». Идея моя, но реализовать её удалось не сразу. Первый вариант сценария, который мы написали со сценарной группой, мне не нравился. История получалась слишком брутальная в плохом смысле, несмешная. Всё было слишком серьёзно, без иронии. А потом я как-то увидел в интернете шоу Дениса Кукояки, Кирилла Трифонова и Александра Шулико «Полицейские будни». Там не было истории как таковой, но интонации были мне близки. Мы встретились с ребятами, и я предложил им написать новый вариант сценария проекта «ЧОП». В итоге мы довольно быстро написали первую серию, сняли «пилот» и предложили каналу.

Денис Бузин и Артур Гальченко. Фото: Пресс-служба телеканала ТНТ
 

— Извиняюсь, может быть, за совершенно дурацкий вопрос, но как проходили сами съёмки?

 — Съёмочный процесс у сериала «ЧОП» был очень необычный, потому что актёры на площадке очень много прибавляли к сценарию. У нас получилось какое-то сумасшедшее количество отснятого материала, который не вошёл в финальный монтаж. Иногда очень жаль бывало, что не удавалось вставить всё смешное, что получилось снять.

— Несмотря на то, что понятия «ситком» и «сериал» существуют в сознании зрителя давно, никто толком и не отличит ситком от сериала, если там нет, например, закадрового смеха. Вот, скажем, взять проекты «Физрук» и «Интерны» — это ситкомы или сериалы?

— Ситком — это американская технология съёмки, которая предполагает наличие зрителей в зале, которые смотрят разыгрываемую комедию и смеются. То есть это не просто наложенный смех, а смех реальных зрителей, как в театре. Так, например, до сих пор снимаются «Два с половиной человека», «Теория большого взрыва» и куча других шоу. Всё остальное называется однокамерная комедия. Если вы смеётесь — значит, это комедия, если плачете — драма. При этом сегодняшние сериалы более сложно устроены, чтобы быть просто комедией или просто драмой. Взять даже прекрасное советское наследие — фильмы Рязанова, Гайдая, Данелии. В их комедиях тоже всегда есть сцены, которые заставляют зрителя сопереживать, переживать драму.

— Вы автор идеи и продюсер сериала «Физрук» на ТНТ. Почему одних зрителей он бесит до ужаса, а я знаю таких, а другие его смотрят взахлёб, пересматривают, обсуждают? Чем объяснить успех этого проекта?

— Любое шоу, которое имеет преданных зрителей, обязательно имеет и преданных ненавистников. Я считаю, это признаки того, что шоу работает. Сегодняшнее время диктует хейтерские мотивы и настроения — людям приятно что-то обругать, раскритиковать, оплевать.

Геннадий Масленников, Денис Кукояка (сценарист) и Антон Щукин
Геннадий Масленников, Денис Кукояка (сценарист) и Антон Щукин. Фото: Пресс-служба телеканала ТНТ

— На этапе идеи, сценария, съёмок возможно ли понять, насколько проект окажется удачным?

— Когда ты много пишешь и работаешь, появляется ощущение, что ты в чём-то разбираешься. Но очень важна комбинация времени и места выхода, это очень мощные факторы. Надо быть самонадеянным придурком, чтобы думать, что что-то может быть понятно на этапе сценария или съёмок.

Денис Кукояка и Антон Щукин
Денис Кукояка и Антон Щукин. Фото: Пресс-служба телеканала ТНТ

— Вы наверняка знакомы с западными ситкомами, сериалами для семейного просмотра — есть ли у них какие-то отличия от российских аналогов?

— На Западе это более серьёзная индустрия. Самое главное — это то, что там соблюдается очень правильная пропорция количества производимого продукта на единицу времени. Зритель готов любить и смотреть сериал не по 20 эпизодов в месяц. На Западе делают 12–16 серий в год, они быстрее получают фидбэк, есть возможность реагировать в сценариях, в работе над своим продуктом, отвечать на появившиеся вопросы. Это более сбалансированная, правильная, трезвая структура. Минимум, что у нас удаётся, — это полгода писать, полгода снимать, полгода постпродакшена, и потом всё «выстреливает», выходит в эфир за один месяц. Это тяжело и продюсерам, и сценаристам. Да и зрителям тоже… У них накопительный эффект мгновенно происходит, без всякого ожидания — раз и посмотрели 4 серии в неделю.

— Сегодня многие режиссёры и продюсеры говорят о кризисе свежих идей. Однако в жанре сериала сегодня всё больше появляется экспериментальных проектов. Насколько это рискованно и насколько это работает?

— Я считаю, что ТВ — это прекрасная площадка для того, чтобы реализовывать новые и смелые идеи. Телевидение — это самый доступный способ достучаться до зрителя. Мне кажется, за последние 5 лет скорость, с которой растёт телевидение и качество продукта, постоянно увеличивается. Хотелось бы, чтобы так было и дальше… Это, естественно, скажется на том, что будут появляться какие-то специализированные, нишевые продукты, которые будут интересовать самых привередливых зрителей.

— Разве не проще купить права на проверенный, обкатанный в самых разных странах мира сериал и снять свою версию? Удачных примеров адаптаций предостаточно — «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой», «Счастливы вместе», да хоть бы «Родина», кстати…

— Неудачных примеров тоже достаточно. Это обыкновенная мировая практика. Американцы адаптируют кучу шоу — из Британии, из Скандинавии. Та же «Родина» — это израильский формат, который адаптировали в Америке. Ещё не настала та эра, когда не важно, где произведён продукт. Есть разные примеры. Скажем, российская адаптация сериала «Как я встретил нашу маму» получилась неудачной. С другой стороны, российская судьба таких проектов, как «Воронины», «Моя прекрасная няня» и ряда других, сложилась удачно. Это сложная практика, которая требует очень неформального подхода.

— Ещё лет 10–20 назад, если не ошибаюсь, сериалом считалось зрелище серий на 150, условно говоря. Сегодня сезон того или иного сериала порой укладывается в 8–16 серий. Чем это можно объяснить?

— Я бы хотел, чтобы сериалов делалось больше, но они бы производились медленнее. Как художнику, как сценаристу, мне было бы приятно видеть материал не так сжато. У нас у зрителей получается перенасыщение, ты не можешь верить в драму «Физрука» каждую серию. Поэтому в начале недели ты смеёшься, в середине недели что-то случается, и в конце происходит что-то такое, что даёт крючок на следующую неделю. Приходится разбавлять плотность рассказа, иначе произойдёт коллапс. Приходится придумывать подход. А представьте, что вы в понедельник пойдёте в МХТ, во вторник — в Ленком, в среду — в Моссовет, а в четверг — в Театр Маяковского. И так 20 дней подряд. У вас просто лопнет голова. Отчасти у телезрителя уже лопается голова, но он хочет посмотреть всё и сразу, всю историю до конца. Это все каналы должны договориться, чтобы не было преимущества у того, кто сразу 20 серий выпускает. И зритель от этого только выиграет. Потому что получит более специальный продукт.

— Люди жалуются на нехватку времени, ритм жизни ускоряется, при этом сериалы сегодня востребованы как никогда ранее. Чем бы вы это объяснили?

— Я думаю, что пока у нас есть телевизор в каждом доме, сериалы, несмотря ни на что, будут оставаться любимым способом времяпрепровождения очень большого количества людей. Единственное, хотелось бы, чтобы качество этих сериалов росло…

Смотрите также: Лучшие российские сериалы →



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Повышает ли маргарин уровень холестерина?
  2. Можно ли подать в суд, если фильм не соответствовал возрастному цензу?
  3. На сколько продлят «заморозку» накопительной части пенсии?


Самое интересное в регионах