aif.ru counter
Ольга Шаблинская 5372

Куда Данелия Михалкова вёл. Все места столицы в фильме «Я шагаю по Москве»

Все материалы сюжета Экскурсии по Москве

В реальности на маршрут, на который герои любимого многими поколениями фильма «Я шагаю по Москве» тратят не так уж много времени, уйдет много часов.

Режиссер Георгий Данелия на съемочной площадке фильма «Я шагаю по Москве».
Режиссер Георгий Данелия на съемочной площадке фильма «Я шагаю по Москве». © / www.globallookpress.com

Провожая в последний путь режиссёра Геогрия Данелию, про этот его фильм говорили, пожалуй, больше всего. Фильм «Я шагаю по Москве», который Данелия снял по сценарию Геннадия Шпаликова, вышел на экраны 11 апреля 1964 года. Это сейчас он стал классикой, а тогда в СССР к нему отнеслись неоднозначно, зато в Каннах назвали «самой оптимистичной лентой кинофестиваля». Однако многие десятилетия фильм смотрят, пересматривают и пытаются повторить тот маршрут, которым шагали по Москве герои картины. А ещё благодаря многим кадрам мы можем увидеть, какой была Москва 1960-х годов, атрибуты тогдашней жизни, которых сегодня уже нет и в помине. Зато пройтись маршрутами фильма можно. Но уйдёт на это много часов.

По сюжету монтажник-сибиряк Владимир Ермаков (Алексей Локтев) оказывается Москве проездом — его рассказ, опубликованный известным журналом «Юность», заинтересовал писателя Воронина. Поэтому литератор предлагает Володе встретиться для беседы. В метро сибиряк знакомится с молодым метростроевцем Колей (Никита Михалков), который только-только отработал ночную смену. Володя планирует остановиться у друзей, но не знает, где находится нужный ему переулок. Коля хочет помочь гостю столицы и предлагает проводить по названному адресу. Ну а по дороге с героями и их друзьями происходят самые разные истории — забавные и поучительные.

По Красной площади — с ветерком

— «Я шагаю по Москве» — прекрасная ода позднехрущевской Москве, — уверяет москвовед Татьяна Воронцова. — Столица в фильме одновременно и уютная, и динамичная, и лиричная, и старомодная, и современная. Общей тенденцией для кино 1950-х-60 годов было стремление показать городские пейзажи. Поэтому и развитие сюжета фильма проходит на фоне красивой живой декорации — Москвы. Картину открывает эффектная панорамам, вид с высотки на Котельнической набережной на центр города с Кремлем, Москвой-рекой и строящейся гостиницей «Россия». С высоты птичьего полета нам предлагают взглянуть на Плющиху, Бородинский мост, кусочек района Драгомилово перед Киевским вокзалом. Когда камера поворачивает в другую строну, виден и сам Киевский вокзал с подъездными путями.

Самая неожиданная картинка для нас, сегодняшних, — это проезжая Красная площадь, которую мы видим в фильме. Сегодня уже мало кто помнит, что главная площадь страны была активной городской магистралью со скоростным движением. Там была нанесена дорожная разметка, ездил общественный транспорт и автомобили. Но со временем количество машин увеличивалось, из-за чего износ площади становился всё больше. Одновременно возрастал статус Красной площади как главной достопримечательности Москвы. Поэтому в 1950-60 годы общественный транспорт оттуда начали выводить, а потом Красную площадь окончательно перекрыли для автомобильного транспорта. Комплекс Красной площади со всеми постройками — Кремлевская стена и Исторический музей, Собор Василия Блаженного и ГУМ — получил охранный статус ЮНЕСКО.

Проезжая Красная площадь.
Проезжая Красная площадь. Кадр из фильма

Коммуналки в ГУМе

Гость из Сибири Володя хочет найти в Москве Строительный переулок. Сразу проясним ситуацию: это кинофальсификация. В Москве переулка с таким названием никогда не было — были улица Строителей и Строительный проезд. Тем не менее, москвичи рекомендуют сибиряку выйти на станции «Кировской» (ныне это станция метро «Чистые пруды») и обозначают дальнейший маршрут. Герои Локтева и Михалкова оказываются на Чистопрудном бульваре, где Володю кусает собака. И Коля зовет его к себе в гости, чтобы зашить порванные штаны. 

Перед зрителем в кадре предстают Чистые пруды, любимые москвичами того времени автоматы с газированной водой, куда бросали 1, 2 и 3 копейки, чтобы выпить газировку, обычную или с сиропом. Ну, а за Строительный переулок, который ищет Володя, кинематографисты выдают переулок Кривоарбатский. На то, чтобы пройти пешком с Чистопрудного бульвара в Кривоарбатский переулок, надо потратить час.

Чистые пруды.
Чистые пруды. Кадр из фильма

К Коле в гости заходит друг — призывник Саша Шаталов (Евгений Стеблов) и просит сходить с ним в военкомат, чтобы попросить отсрочку от армии, потому что он женится.

Позже герои оказываются в центре Москвы в поисках свадебного костюма. Благодаря фильму мы можем увидеть устройство знаменитого ГУМа в 1960-е годы. Кстати, на самом деле долгое время ГУМ не был только лишь магазином, там размещались самые разные конторы и даже коммуналки, в которых жили семьи борцов с преступниками — энкавэдэшников. Позже благодаря Хрущёву в ГУМе был проведён ремонт, и он опять стал главным универсальным магазином Москвы с фонтанами, витринами, зеркалами. Всё это выглядит в фильме достаточно любопытно.

Устройство знаменитого ГУМа в 1960-е годы.
Устройство знаменитого ГУМа в 1960-е годы. Кадр из фильма

Дальше герои оказываются на Пушкинской площади, на Садовой-Спасской улице. Заданный героями вопрос, как это ни смешно, актуален вплоть до сегодняшнего дня: «Простите, пожалуйста, вы случайно не клад здесь ищете?.. Вы уже здесь четвёртый раз копаете на этом месте». 

Стиляги из Москвы

Есть и другие интересные кадры, ставшие кинодокументом. Помните, молодых ребят ловит таксист и просит объяснить на английском языке японцу, как проехать в Третьяковскую галерею? Встречаются они на Большой Молчановке, часть этой улицы в тот момент «превращается» в проспект Калинина (ныне Новый Арбат). В кадр попадают дома, которые совсем скоро будут снесены, стоит кран, расчищающий пространство. На заднем плане в момент беседы с иностранцем выглядывает... высотная башня Моссельпрома, которая стоит внутри Бульварного кольца. Герои решают помочь японцу и едут вместе с ним по Москве, и мы видим Манежную площадь, которая тогда ещё тоже была проезжей.

Ну, и конечно, в фильме нам показывают Парк Горького — главное место проведения культурного досуга у москвичей. В кадре предстают и колоннада центрального входа, и ландышевые аллеи, и стеклянные кафе, и Зеленый театр, который пользовался большой популярностью. Идёт концерт, конкурсы всевозможные проходят. Для конца 1950-х-начала 1960 — это обычное явление. В кадр попадает дискотека, через неё пробегают главные герои. Танцпол в Парке Горького считался главным местом сборищ московских стиляг.

Парк Горького.
Парк Горького. Кадр из фильма

В конце фильма есть занятный киноляп. В момент съемок станция Университет, где оказываются герои, была конечной, т.е. поезда следовали только до нее. Станции «Проспект Вернадского», «Юго-Западная» открылись позже. Но в картине герои уезжают в разные стороны, т.е. получается, что часть персонажей у нас уехала в тупик. Более того, в кадре видны метрошные таблички «Посадки нет». Однако поезд с пассажирами спокойно уезжает в сторону непостроенных станций.

Когда герой Михалкова едет на эскалаторе под замечательную песню «А я иду, шагаю по Москве», мы видим табличку «Выход к Университету» — это как раз подтверждение того, что действие происходит именно там.

Фильм «Я шагаю по Москве» режиссера Георгия Данелия. Мосфильм. 1964. СССР. На фото: Никита Михалков.
Фильм «Я шагаю по Москве» режиссера Георгия Данелии. Мосфильм. 1964. СССР. На фото: Никита Михалков. Фото: www.globallookpress.com

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Князев
    |
    21:43
    11.04.2019
    1
    +
    -

Актуальные вопросы

  1. Как отличить настоящий алкоголь от поддельного?
  2. Что такое генетически отредактированные организмы?
  3. Каких животных могут запретить держать дома?


Самое интересное в регионах
Роскачество