aif.ru counter
Анастасия Рогова 3 2852

Полиция «в законе». Фильм «Майор» о коррупции и российском менталитете

Рецензия на российскую картину, получившую главный приз Международного кинофестиваля в

Режиссер Юрий Быков. Фото предоставлено пресс-службой компании BAZELEVS

Фильм «Майор» - вторая полнометражная  работа режиссера Юрия Быкова. Первой был триллер «Жить» о российском бытии. В новом фильме режиссер оставил сходный антураж, но главной темой выбрал коррупцию в правоохранительных органах.

Действие происходит в маленьком городке где-то под Рязанью. Майор полиции Соболев (Денис Шведов), заместитель начальника местного РОВД, насмерть сбивает семилетнего ребенка на глазах у матери (Ирина Низина). И, поддавшись первому порыву, звонит «своим», чтобы сослуживцы приехали и помогли ему все «разрулить». Коллеги, конечно, в беде его не покинули, но неожиданно открылись для Соболева с новой стороны: приехавший друг и сослуживец Коршунов (его роль сыграл режиссер Юрий Быков) с помощью друзей-гаишников сфальсифицировал улики, а начальник РОВД (которого блестяще сыграл Борис Невзоров) потребовал, чтобы убитая горем мать подписала показания в пользу убийцы своего ребенка. Любой ценой.

Соболев внезапно прозрел. Он, конечно, хотел ситуацию решить в свою пользу, но по-хорошему, мирно. Его мучит совесть. Но выясняется, что никто из коллег его угрызений не разделяет, а всех держит только круговая порука: у каждого есть свой грех за пазухой, выгораживая Соболева, они спасают в первую очередь собственные шкуры.

Ирина Низина в фильме Майор Ирина Низина в фильме «Майор». Фото предоставлено пресс-службой компании BAZELEVS

Проверка «сверху» никому не нужна. Так начинается череда кровопролитий, и Соболеву ничего не остается, кроме как спасать ненавидящую его женщину – одному против всех бывших коллег и бывшего лучшего друга Коршунова. В городке, из которого нельзя убежать.

Юрий Быков снял жесткий и предельно честный фильм о современной нам действительности. Вернее, об одной из ее сторон – потому что все связи со «светлой» стороной жизни режиссер безжалостно обрубил, из-за чего взгляд его получился несколько однобоким, даже если сравнивать с такой классикой жанра, как, например «Брат». В «Брате», при сходных методах киноязыка, основным посылом была мысль о добре, которое всегда побеждает зло, и что каждый человек способен изменить мир к лучшему, пусть даже в одной конкретной ситуации.  «Майор» же, наоборот,  о том, что все мы одним миром мазаны, а своя рубашка всегда ближе к телу. Если ты, конечно, не Супермен, а простой человек, за которого некому «вписаться».

Кадр из фильма Майор Кадр из фильма «Майор». Фото предоставлено пресс-службой компании BAZELEVS

Жизненная философия персонажей «Майора» близка к философии героев «Бумера», но там нет такого контраста между главным героем и окружающим миром, как в картине Быкова. Перед парнями из «Бумера» не стоял столь сложный моральный выбор. Хотя даже если поверить в то, что Соболев - один из всего отделения полиции, как аленький цветочек посреди выжженной пустыни, был честным и хорошим, то все равно его «хорошесть» не выглядит убедительной. Разве мог герой не знать, с кем работает?

Быков показывает нам неплохого, в сущности, человека, который в силу обстоятельств вынужден поступить вопреки собственным моральным установкам. Которому не хватило цельности и моральных сил стоять до конца, когда цена за сохранение его принципов оказалась слишком высока. Потому излишне идеализированный образ майора Соболева – одно из слабых мест в картине.

В целом же фильм «держит» зрителя с первой до последней минуты, несмотря на предсказуемый финал. Режиссеру удалось передать напряженное психологическое состояние героев при минимуме используемых средств. Сюжет картины не перегружен лишними деталями, каждая секунда экранного времени психологически оправдана, герои говорят коротко и по делу, нет временных лакун и «провисаний» действия. Отдельных аплодисментов заслуживает оператор Кирилл Клепалов, камера которого ловила героев с самых невероятных ракурсов и в самых неожиданных ситуациях.

При этом «Майор», который собрал награды как на отечественных, так и на зарубежных фестивалях, кино не фестивальное, а стопроцентно ориентированное на аудиторию кинотеатров. На зрителя, который соскучился по качественной отечественной кинопродукции, устал от голливудских однотипных блокбастеров и примитивных комедий и хочет посмотреть кино «про себя». Про нас.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли узнать заранее, в старом или новом вагоне поезда поедешь?
  2. Почему Голанские высоты так называются?
  3. Что за доклад подготовил экс-директор ФБР Мюллер и о чем в нем говорится?


Самое интересное в регионах