aif.ru counter
Вячеслав Костиков 26 3742

Возвращение Галича. В какой культурной упаковке живёт сегодня Россия?

Вспомнить популярного поэта и барда в день его столетия и воздать должное его памяти – дело естественное. И хорошо, что в дни юбилея Александра Галича страна снова заговорила о нём. Значит, мы не совсем потеряли память. И это обнадёживает.

Вячеслав Костиков.
Вячеслав Костиков. © / АиФ

У меня с Александром Галичем связано несколько личных воспоминаний. В годы его изгнания из СССР я работал в Париже, в Секретариате ­ЮНЕСКО. Числился международным служащим и в этом качестве имел, в отличие от работников советского посольства, больше возможностей для неформального общения. Пару раз мне довелось слушать Галича в небольшом зале Русского дома при Русской консерватории им. Рахманинова в Париже. Это было одно из культурных пристанищ русской эмиграции.

Чужой среди своих

Аудитория Галича в Париже была крохотной. Собиралось по 50-70 человек. И это объяснимо. К 70-м годам, когда Галич оказался во Франции, старая эмиграция заметно поредела, а новая волна эмиграции ещё не поднялась. К тому же старожилы эмиграции не воспринимали Галича как своего. Ирония его песен, запрещаемых советской цензурой, намёки на советскую номенклатуру, на «сидящую» Россию, казавшиеся такими острыми в Москве, им были непонятны. Как непонятен им был и Высоцкий. Что касается сотрудников советских учреждений в Париже, которые втихую восхищались Галичем, то они опасались ходить не только в Русский дом, в эмигрантские книжные магазины, торговавшие запретными книгами Солженицына, но и даже в русскую церковь на ул. Дарю. Всегда была опасность «попасть на карандаш» работников наших спецслужб. Когда Галича отпевали в этой исторической церкви, построенной ещё при Александре II, работников советского посольства там замечено не было. Ну за исключением тех, кто «брал на карандаш».

Выступления Галича в Русском доме оставляли грустное впечатление. В СССР, где официально декларировалось «единство партии и народа», а лидер ЦК КПСС считался чуть ли не главной «скрепой» страны, число молчаливых диссидентов исчислялось миллионами и росло год от года. И именно они были главными почитателями Галича. В Париже Галич, привыкший к огромной популярности, выглядел растерянным. В изгнании ему не хватало и диссиденствующей аудитории, и страны, которую он так горестно любил. Эта внутренняя тоска чувствовалась в его едва ли не самой пронзительной песне «Когда я вернусь».

Когда я вернусь, я пойду
в тот единственный дом,
Где с куполом синим не властно соперничать небо.
И ладана запах, как запах
приютского хлеба,
Ударит меня и заплещется
в сердце моём...

До горбачёвской оттепели и перестройки, которые открыли бы ему дверь на родину, было ещё более 10 лет. И потаённая мечта «услышать в феврале пение соловьёв» так и не сбылась. На могильной плите его захоронения в русской части кладбища в парижском пригороде Сент-Женевьев-де-Буа выбита надпись: «Блажени изгнани правды ради».

Дефицит доверия

Недавнее празднование юбилея Галича собрало в телевизионной студии Первого канала огромный зал. Означает ли это, что некогда запрещённый цензурой поэт и бард вместе со своими песнями возвращается в культурный обиход страны? И если возвращается, то случайно ли это? Созвучны ли его песни сегодняшней России?

Одна из причин официального возвращения Галича в публичное пространство, мне кажется, состоит в том, что в официальной пропаганде ощущается нарастающий дефицит идей, символов и эмоций, которые можно было бы использовать для украшения образа «русского мира». Есть и другие причины, по которым где-то наверху, в высших сферах, где куётся новая мораль, неведомая рука дала необходимую для возвращения Галича отмашку. Несмотря на обилие разрекламированных имён, которые заполонили информационное и попсовое пространство России, в стране ощущается острый дефицит личностей, которые население воспринимало бы не как нарисованных пророков, а как людей, вызывающих неподдельное доверие. В СССР Галич, Высоцкий, Окуджава были именно такими людьми. Они были не только звуковыми символами целой эпохи – эпохи молчаливого неповиновения. Они были из тех, кто воспринимал служение отечеству как потребность говорить правду, «жить не по лжи». Галича возвращают России не только потому, что замусолились имена поющих «пророков», но прежде всего потому, что новая элита почувствовала потребность в пополнении убывающего «стратегического резерва» доверия.

Крики и шёпоты

Самый сложный вопрос, который возникает в связи с именем Галича: а о чём сегодня запел бы он, если бы неким чудом оказался на сцене или экране телевидения? Какой негласный запрет нарушил бы он сегодня? Ведь в сравнении с застойными временами Хрущёва, Брежнева и Черненко (не говоря уже о немой эпохе Сталина) запретных тем почти не осталось. О «прелестях» олигархической верхушки, о нравах тюремной системы, о жадности и лживости новой номенклатуры не говорит только ленивый. Сегодня песнями «Товарищ Парамонова», «Облака плывут в Абакан», «Тонечка», «Промолчи – попадёшь в первачи!» никого не удивишь. Чтобы смеяться над стукачами и топтунами под окнами высших чиновников, сегодня большой смелости не требуется. Обо всём этом ежедневно шумит пресса и судачит блогосфера. В сегодняшней России едва ли сыщется несколько сакральных имён и несколько табу, о которых было бы невозможно сочинить частушку или весёлый куплетец.

*  *  *

Недавно один из публицистов, руссуждая о новых формах инакомыслия в России, привёл слова уругвайского писателя Эдуардо Галеано: «Мы живём в мире, где похороны важнее покойника, где свадьба важнее любви, где внешность важнее ума. Мы живём в культуре упаковки, презирающей содержимое». Лучше не скажешь.

Для тех, кто сегодня, как некогда Галич или Высоцкий, испытывает потребность выйти из «культуры упаковки» и говорить правду, наступили непростые времена. Особенность новых времён и новой политической морали состоит в том, что правящая элита позволяет говорить правду, но воспринимает эту правду как шум, на который можно не обращать внимания. Доносящемуся с улиц народному шуму и даже крику власть научилась предъявлять свою простиранную и отутюженную правду. На формирование этой рафинированной правды сегодня направлены мощные усилия всего пропагандистского аппарата. Противостоять ему с помощью самой яркой песни крайне трудно. Но как же России без песни? Давайте-ка петь…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Любовь Яковлева[vkontakte]
    |
    13:03
    31.10.2018
    5
    +
    -
    Правду в официальных СМИ, на центральных каналах ТВ, на театральных сценах искать не нужно: все изолгались. На них же процветает антикультура. Но правда есть в интернете, на ютубовских каналах. Им пока не перекрыли кислород.
  2. Ренат Мавлютов
    |
    20:12
    31.10.2018
    4
    +
    -
    Галича в наши дни в Федерации посадили бы быстро и надолго предварительно "посадив на бутылку". Только за публичное исполнение: "Бойтесь того, кто скажет я знаю, как надо", уже можно смело лепить 282, а то и измену Родине...
Комментарии (26)
  1. Виктор
    |
    08:19
    31.10.2018
    0
    +
    -
    Сравнение двух отрывков из статьи вызывает сакраментальный вопрос: «А что стоит за авторским «мы»?». «И хорошо, что в дни юбилея Александра Галича страна снова заговорила о нём. Значит, мы не совсем потеряли память». «Одна из причин официального возвращения Галича в публичное пространство, … потому, что новая элита почувствовала потребность …».
  2. Виктор
    |
    10:12
    31.10.2018
    1
    +
    -
    Можно не цепляться к словам, но если выражения, состоящие из этих слов, вызывают некоторые ассоциации, то почему бы и нет? «Особенность новых времён и новой политической морали состоит в том, что правящая элита позволяет говорить правду, но воспринимает эту правду как шум, на который можно не обращать внимания». «Особенность новых времён» – это, конечно, не о чаплинских «Новых временах», и не о разделе истории «Новое время». Похоже, это о «нынешнем» времени и о «нынешней» политической морали, которые автор выделяет по признакам, отличающих их от старых. От какого старого времени? Явно не от времени Галича. Тогда от времени более близкого. Нелестная получается характеристика времени после развала СССР.
  3. Виктор
    |
    12:54
    31.10.2018
    0
    +
    -
    Удивительно, что наш автор ставит в один ряд Высоцкого и Галича. Мне кажется, есть одно кардинальное отличие Высоцкого – он не уехал. Иногда цитируют запись из дневника Высоцкого: «Пошел я с одним человеком... на вручение премии А.Синявскому и всех их там увидел, чуть поговорил, представляли меня всяким типам. Не знаю — может, напрасно я туда зашел, а с другой стороны — хорошо: хожу свободно и вовсе я их не чураюсь, да и дел у меня с ними нет, я сам по себе, они — тоже. А пообщаться — интересно. Они люди талантливые и не оголтелые» (о диссидентской тусовке тут же стало известно в Москве. Директору театра Н.Дупаку было сделано внушение за плохую воспитательную работу. Для самого Высоцкого никаких видимых последствий эта история не имела, запрещений или даже ограничений заграничных поездок не последовало).
  4. Леонид г. Тим
    |
    08:19
    01.11.2018
    -1
    +
    -
    Виктор: Ясно,что Галич и Высоцкий не из одного ряда,но результат их творчества один и тот же-Все (Все) потуги Их в конечном счёте оказались в пустую-напрасно музыка играла-шаман напрасно в бубен бил.
    • Леонид г. Тим
      |
      08:22
      01.11.2018
      0
      +
      -
      Леонид г. Тим: Для общественного пространства в пустую-в личном плане конечно имя для истории оставили.
    • Виктор
      |
      08:44
      01.11.2018
      0
      +
      -
      Леонид г. Тим: В связи со статьёй, хотелось бы узнать о творчестве Галича и его результате в Вашем представлении.
      • Леонид г. Тим
        |
        08:39
        02.11.2018
        0
        +
        -
        Виктор: Так я же написал-в пустую его творчество для жизни страны и формирования народного самоосознания,как и творчество Высоцкого. Вообще я довольно равнодушен к так называемой бардовской песне,а уж если она есть продукт воздействия наркосодержащих препаратов, так и брезгую такой "культурой".
        • Виктор
          |
          11:14
          02.11.2018
          0
          +
          -
          Леонид г. Тим: Это Ваше представление о творчестве Галича? Спасибо.Вопросов нет.
        • Виктор
          |
          11:16
          02.11.2018
          0
          +
          -
          Привлёк внимание абзац, который поясняет, откуда взялось в названии статьи выражение «в культурной упаковке». «Недавно один из публицистов, руссуждая о новых формах инакомыслия в России, привёл слова уругвайского писателя Эдуардо Галеано: «Мы живём в мире, где похороны важнее покойника, где свадьба важнее любви, где внешность важнее ума. Мы живём в культуре упаковки, презирающей содержимое». Лучше не скажешь». Боюсь выглядеть невежественным, но мне ничего не говорит имя Эдуардо Галеано. Нашёл того публициста, который использовал цитату Эдуардо Галеано, но у него она служит эпиграфом к его рассуждениям, то есть предваряет то, что хочет сказать автор. Мне кажется, это большая разница: цитата в эпиграфе или в канве рассуждений. Хотя такие метаморфозы, часто используемый приём нашим автором. Публицист рассуждает о «внедрении мирного инакомыслия в современной России». Может это «новые формы инакомыслия» для нашего автора. Но неназванный публицист известен в кругах правозащитников, и, к тому же, является советником председателя оппозиционной партии и выполняет экспертную работу для этой партии с 1995 года. Примечательна сама цитата Эдуардо Галеано. Не разделяю восхищения: «Лучше не скажешь». О чём лучше не скажешь? О жизни в Латинской Америке или вообще о жизни? О «культуре упаковки, презирающей содержимое»? Наш автор и тут переиначивает, «в какой культурной упаковке». Если Галич становиться частью этой «культурной упаковки», где «содержимым» является общество, то ни тот ли это сюжет про «убить дракона»? Как же быть с «культурой упаковки, презирающей содержимое»? Надеюсь, это не относится к тем, кого наш автор причисляет к «культурной упаковке» и нашего общества, как содержимого этой «упаковки».
  5. Любовь Яковлева[vkontakte]
    |
    13:03
    31.10.2018
    5
    +
    -
    Правду в официальных СМИ, на центральных каналах ТВ, на театральных сценах искать не нужно: все изолгались. На них же процветает антикультура. Но правда есть в интернете, на ютубовских каналах. Им пока не перекрыли кислород.
  6. Леонид г. Тим
    |
    08:12
    01.11.2018
    0
    +
    -
    Любовь Яковлева[vkontakte]:За талантливое враньё теперь ордена и прочие пряники дают.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем опасен фиктивный брак?
  2. Чем рискует покупатель, оплачивая счет напрямую на карту продавца?
  3. Кто такой Сантьяго Солари, ставший главным тренером «Реала»?


Самое интересное в регионах