00:05 11/08/2010 Николай Зятьков 8 131

Олег Табаков: «Это в морали русского человека - заботиться о тех, кто слабее»

17 августа знаменитый актёр отметит

Накануне юбилея Олег Табаков побывал в гостях у главного редактора «АиФ» Николая Зятькова. Речь за чашкой чая шла и о театре, и о болевых точках нашей жизни. И о том, что быть настоящим хозяином - это тоже искусство.

Самая главная награда

«AиФ»: - Олег Павлович, объясните, что случилось с вашими коллегами по творческому цеху? Почему они, раньше считавшие за честь быть в оппозиции к власти, теперь чуть ли не в очередь выстраиваются - за орденами, званиями, премиями?

Олег Табаков: - Знаете, а ведь и я тоже мечтаю, чтобы Владимир Владимирович Путин выделил время на личную встречу со мной (смеётся). Чтобы я мог ему объяснить, как это необходимо сегодня - построить филиал для Художественного театра. Это ведь крайне важно для молодых актёров: чтобы они выходили на одну сцену с людьми, умеющими играть хорошо. Вот как я в молодости играл на сцене «Современника» с Олегом Николаевичем Ефремовым, Женей Евстигнеевым, Галей Волчек. Развитие молодого актёра в этом случае чрезвычайно ускоряется.

Но пока премьер очень занят. На самом деле! Говорю это не снисходительно, а с уважением: он очень много работает. Тогда решил попытать счастья на приёме по случаю вручения Госпремий в области культуры. Медленно я перемещался к шатру, где стояли лауреаты и премьер. И вдруг увидел, как одновременно человек 10-15 протягивают руки к телу Владимира Владимировича. И так мне муторно стало от происходящего, что я раздумал подходить к Путину…

Я не считаю это проявлением моих оппозиционных настроений - просто достоинство надо сохранять. Да и потом… Мне в профессии довольно рано всё доставалось - иногда даже быстрее, чем я того заслуживал. И поскольку сегодня мне на самом деле ничего не надо, то, может быть, это и позволяет мне соблюдать дистанцию.

«AиФ»: - Но я всегда считал, что у интеллигенции кроме первичных чувств - поесть, прославиться и т. п. - есть ещё нечто такое в голове ли, в сердце, что заставляло её выходить на площадь, поднимая голос и за крестьян, и за другие сословия.

О. Т.: - Я не теоретик - я эмпирик, поэтому скажу так: главной проблемой нашего бытия должно стать не выстраивание взаимоотношений с властью, а последовательная, шаг за шагом, работа по улучшению уровня жизни людей, за которых ты отвечаешь.

Могу сказать, что у меня на этом пути есть успехи. Скромные достаточно, но всё равно это важно и зримо. Например, в «Табакерке» - театре на ул. Чаплыгина - последние 5 лет 100%-ная посещаемость, причём не только в подвале, что естественно - там зал маленький, но и на больших сценах, которые театр арендует. Если вы заметили, я нарочно говорю не о высоких материях. Нет, сначала надо заполнить зрительный зал. Потому что театр - это не просто культурная институция. Это театрально-зрелищное предприятие. И зрителю битком набитый зал дарит больше, чем обычную, готовность удивиться прекрасному. Да и у актёра, который к переполненному залу выходит, пульс чаще становится.

В ответе за всё

«AиФ»: - Полные залы-то по-разному собирают. Можно поставить спектакль с мощной актёрской игрой, шикарными декорациями. А можно позвать двух-трёх раскрученных телевидением персон - и аншлаг обеспечен! Где эта граница? Вы ведь тоже таких артистов из кино к себе в театр пригласили. И этим навлекли на себя много критики.

О. Т.: - Какая же это критика? Я как-то был на дне рождения у одного богатого человека, и он мне говорит: «Олег Павлович, да что ж это такое! Ты где ни увидишь что-то замечательное, сразу к себе тащишь!..» Ну дак Кот Матроскин, понимаете, тоже всё к себе в хозяйство тащит! (Смеётся.) Нет, это не жадность. Это по-другому называется - хозяйственность. Так вот я - хозяин. И вообще всем лучшим русским крестьянам, ремесленникам, предпринимателям это свойственно - быть ответственным за всё происходящее.

Это в морали русского человека - заботиться о тех, кто слабее. Моя бабушка - её мама, кстати, была крепостной - рассказывала, как в деревне, где они жили, процентов 20 были алкоголики. А сход деревенский посылал учиться не только детей из крепких семей, но и тех детей, чьи родители пили по-чёрному. Потому что деревенский голова отвечал за всех.

«AиФ»: - И куда делся этот класс хозяев сейчас? Потому что складывается ощущение, что нынешним хозяевам жизни слово «ответственность» незнакомо.

О. Т.: - Ну а что вы хотели получить в стране, где 70 с лишним лет любая инициатива последовательно уничтожалась? Как уничтожили, к примеру, Александра Чаянова, блестящего писателя и учёного, занимавшегося экономикой крестьянства. Это называлось - не высовываться. Вернее, высовываться, когда тебе велят. А не велят - так встань в строй!

Но могу сказать и то, что сегодняшние богатые люди помогают театрам - в том числе и моим. Эти традиции, к счастью, не меняются. Понимаете, дело-то в чём - если ты достигаешь определённых успехов, но ни о ком при этом не заботишься, скудеет душа твоя. И скудеет результат того, чем ты занимаешься. Это метафизическое понятие - «совесть», его же выращивать надо: в семье, начиная с самого детства. Меня, к примеру, бабушка научила говорить «спасибо». А это одна из очень важных привычек.

«AиФ»: - Да, вы - хозяин. Но вы же и режиссёр, и актёр высочайшего уровня. И накануне юбилея какие мысли вас будоражат - если заглянуть чуть дальше от гримёрок, ремонта, гонораров?

О. Т.: - Самое главное - я в этом году набрал первый курс в театральном колледже, открытия которого долго добивался. Это не оригинальная идея. Существовало в России Императорское Тенишевское училище. После него девица Ермолова дебютировала в возрасте 16 лет, а девица Яблочкина - в 15 лет.

И у нашего колледжа цель - помочь российским молодым талантам становиться на ноги по возможности раньше. Это важное обстоятельство! Тот же Серёжа Безруков благодаря возможности учиться и выходить на сцену в «Табакерке» выиграл у матери-природы года 2-3.

При помощи московских властей мне удалось отмести малейшие признаки коммерциализации этого учебного заведения. 24 учащихся уже набраны, они будут там жить, учиться, есть, спать. В их рабочем регламенте я предусмотрел чтение с 21.30 до 22.30. А потом буду проводить с ними собеседования, чтобы выяснить, что впитала их душа. Наряду с этим обязательно запишу «Скучную историю» Чехова на радио. Думаю, что было бы уместно вновь поставить на сцене МХТ роман «Анна Каренина».

Конечно, я горд успехами своих актёров. Думаю, что наша труппа - одна из самых привлекательных в столице. Привлекательная прежде всего для молодых людей. Более трети зрительного зала Художественного театра - это люди до 30 лет.

«AиФ»: - Олег Павлович!  Откуда такая творческая неуёмность?

О. Т.: - Откуда? Генетика, наверное. Это от отца. Он ведь почти всю войну прошёл. А ещё был невероятно любвеобилен и из-за многочисленных браков вынужден был уйти с работы из медицинского института в какую-то артель, типа «Химреактивсбыт». Но и там не успокоился - что-то изобретал, совершенствовал. Как-то в Англии, в Шеффилде, я ставил спектакль «Ревизор». И меня под конец повезли на экскурсию на гордость этого города - серебряное производство. Долго показывали лаборатории, изделия. Вдруг я вижу: там стоит аппарат для разлива реактивов. Это был аппарат, который придумал мой отец! А ещё он был влюблён в Чехова, мог цитировать его наизусть страницами. Он был биохимиком, окончил медицинский факультет - а на фронте писал жене и двоим своим сыновьям стихи. Когда попал в окружение на Кавказе, целую тетрадку стихов исписал.

...Так что много у меня планов, много… Ещё один дом построить - не только для «зелени» этой талантливой, но и для стариков. Потому что с жильём сейчас туго. Мои-то жилищные проблемы решены, но и о других надо думать. Ведь актёры - они же дети! А о детях настоящий хозяин всегда должен заботиться!

Досье

Олег Табаков, актёр, режиссёр, худрук МХТ им. Чехова (с 2000 г.), основатель и худрук Театра п/р О. Табакова (с 1987 г.), лауреат Госпремий СССР и РФ. Родился в Саратове в 1935 г. в семье врачей. По окончании Школы-студии МХАТ с 1957 по 1983 гг. - ведущий актёр театра «Современник». В 1983 г. по приглашению О. Ефремова переходит во МХАТ им. Чехова. Женат. Отец четверых детей.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (8)
  1. Mess-Mend
    |
    14:19
    11.08.2010
    0
    +
    -
    Талантлив до необычайности! Поздравляем! Но уж больно скользкий как человек!
  2. Мила
    |
    04:29
    12.08.2010
    0
    +
    -
    VVV - к чему столько эмоций и ненависти? По мне так это слово можно отнести к Боярскому, который занимается описанным Вами процессом, но при этом вопиющий ноль. В шляпе. А Табаков все-таки старая школа. Он не талант, он Мастер. Слава Богу, что не собирает сухари по подворотням, как это к несчастью делает большинство русских пожилых актеров и актрис.
  3. Stas
    |
    07:33
    12.08.2010
    0
    +
    -
    Табаков стал действительно крепким хозяйственником , у которого в хозяйстве воруют миллионами, а ему как с гуся вода...А кот Матроскин слушает да ест..))
  4. Мнение
    |
    15:45
    12.08.2010
    0
    +
    -
    Stas / 12.08 07:33: Табаков стал действительно крепким хозяйственником , у которого в хозяйстве воруют миллионами... ******************************* ...А сам , вроде бы как, ни причем. Не ворует? У крепких хозяйственников не воруют.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что нужно делать на Ореховый Спас?
  2. Что представляет собой новая атомная подлодка ВМС США «Иллинойс»?
  3. Кто такой Сергей Миронов и за что его задержали в Армении?

Роспотребнадзор предлагает наказывать за отказ от вакцинации, вы согласны?