aif.ru counter
Сергей Грачёв 164

Александр Миндадзе: «Патриотизм - это вера в человека»

Преодолевая ощущение беды, люди обретают счастье. Недавно режиссёр и сценарист Александр Миндадзе закончил съёмки фильма «В...

Действие этой картины разворачивается в печально известном городе Припять в день чернобыльской катастрофы. До сих пор никто в мире не снял фильм об этой чудовищной техногенной катастрофе. «АиФ» попытался выяснить, почему сейчас, 20 лет спустя, за трагедию Чернобыля взялся Миндадзе

«Нельзя научиться беде»

А.М.: - Почему я решил это сделать? Я вам не отвечу, поскольку сам не знаю. Идеи всегда приходят странным образом. Сразу оговорюсь: я снимал не фильм-катастрофу (оставим этот жанр американцам), а психологическую, атмосферную метафору того, что случилось в ту апрельскую субботу 1986 года и что вполне в общем смысле соотносится с сегодняшним днём.

По сюжету никто о катастрофе пока не знает, за исключением главного героя. Он понимает, что размах трагедии сопоставим со взрывом 20 ядерных бомб, и бросается спасать девушку, друзей. Но в итоге ничего у него не выходит, потому что жизнь, от которой он бежит, становится парадоксально ещё более притягательной и яркой.

«АиФ»: Как вы считаете, чернобыльская трагедия человечество чему-то научила?

А.М.:- Очень хочется верить и надеяться, что в смысле повышения технической безопасности, надёжности реакторов этот страшный урок пошёл на пользу. Научил ли чему-то ещё? Не знаю… Нельзя научиться беде. В какой-то степени атмосфера опасности сопровождает нас ежедневно. Угроза терроризма, например, как и радиация, невидима, но она висит в воздухе. Но, с другой стороны, преодолевая ощущение беды, люди обретают своё счастье, учатся ценить каждый день жизни. В этом, в общем, один из смыслов моей новой картины.

 Техногенные катастрофы напоминают нам о болезнях общества. Так или иначе, но причины этих трагедий - в человеческой безалаберности, халатности, коррумпированности. К катастрофам ведёт целый комплекс проблем. Технический фактор всегда напрямую связан с фактором человеческим, то есть с тем, что внутри самого человека.

«АиФ»: - А что бы вы назвали главной катастрофой нашего времени - кризис, терроризм, неопределённость, коррупцию?..

А.М.: - Если говорить в самом широком смысле, обобщая вышесказанное, дело, наверное, в

переходе от одной формации к другой, в том шве времени, который пролёг сквозь экономику и души людей. Этот перелом мы до сих пор очень болезненно переживаем и будем переживать ещё не один год. Но это вполне нормальный процесс. Не бывает так, что человек болел-болел, умирал-умирал, а потом в один прекрасный день соскочил с постели счастливым и здоровым. Чтобы выздороветь огромной стране,  нужно очень много времени.

«АиФ»: - В одном из интервью вы сказали: «Я убеждённый космополит». Что вы имели в виду, называя себя им?

А.М.: - Не уверен, что я когда-либо говорил эти слова, тем более насчёт своей убеждённости. Чем дольше живу, тем меньше в чём-то убеждён до конца. А если и говорил, то разве что в контексте рассуждений об искусстве. Для меня нет в искусстве тем, людей, которых я разделял бы по национальному признаку. Я родился, вырос и живу в Москве. Всю жизнь писал о тех людях, которых встречал. Ментально я москвич. Родина, национальность - это не запись в паспорте. Это то, что у тебя в душе. Это воздух, которым ты дышишь, двор, в котором ты вырос.

Патриотизм для меня - это не крики у телевизора, а вера в человека, кого ты ежедневно встречаешь и о ком рассказываешь в своих фильмах. Это внутренние принципы, незыблемая шкала ценностей, и её не размыть быстротекущему и изменчивому времени.

Кино не умрёт!

«АиФ»: - Одни говорят, что наш кинематограф медленно, но верно погибает, другие утверждают, что умереть кино не может ни при каких обстоятельствах. Что вы думаете на этот счёт?

А.М.: - Я уверен: летальный исход нашему кино не грозит. Другой вопрос - насколько тяжёлым будет его общее самочувствие. Реформы, которые сейчас проводятся, пока оценивать сложно. Надо посмотреть, как они будут работать на практике.

«АиФ»: - А вам как рядовому зрителю каких фильмов сегодня не хватает?

А.М.: - Мне сложно быть рядовым зрителем, хотя я стараюсь. Но вообще как человеку, воспитанному на прежнем кино, мне сегодня крайне не хватает в фильмах  содержания, когда за первым смыслом открывается второй, третий, четвёртый. Не хватает новизны, парадоксального, неординарного взгляда на привычные вещи. Да, сегодня общий уровень российского кино внешне приблизился к западным образцам. Но у меня часто остаётся ощущение, что это старательно выполненные упражнения. Смотришь и аплодируешь чистописанию авторов, но чтобы ты вдруг заволновался  и, провалившись с головой в фильм, забыв о технической части, стал как раз простым зрителем, - такое случается редко.

Досье

Александр Миндадзе родился в 1949 г. В 1971 г. окончил сценарный факультет ВГИКа. С конца 70-х годов сотрудничает с режиссёром Вадимом Абдрашитовым. Лауреат множества кинопремий, среди которых «Ника», «Золотой орёл», «Золотой Овен» и другие. Автор сценариев таких фильмов, как «Плюмбум, или Опасная игра», «Остановился поезд», «Магнитные бури», «Космос как предчувствие», и др. В 2007 г. впервые в качестве режиссёра снял фильм «Отрыв» по собственному сценарию.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем запомнился режиссёр Франко Дзеффирелли?
  2. Кого подозревают в убийстве чемпиона России по сноуборду Дмитрия Кольцова?
  3. Можно ли замораживать молоко?


Самое интересное в регионах