Юлия Шигарева 9 558

Денис Мацуев: «Музыкальные школы без инструментов - это постыдное явление»

Денис Мацуев - о том, почему нам пора кричать

Денис Мацуев. Фото: www.russianlook.com

«Музыка Чайковского, Рахманинова, Прокофьева может накормить страну так, что нефтянка покажется ерундой!», - уверен музыкант.

На прошлой неделе Владимир Путин собрал в Кремле Совет по культуре и искусству при Президенте РФ. Столь представительное собрание в последний раз собиралось 5 лет назад. Сказано там было много, но услышал ли деятелей культуры президент? Об этом «АиФ» спросил пианиста Дениса Мацуева.

Д.М.: - Не только услышал - уже сделаны первые конкретные шаги. На совете я говорил о том, что сегодня профессиональное образование пытаются подогнать под новые общие стандарты. По ним музыке, балету, пению ребёнка предлагают начинать учить с 13 лет, чего нельзя делать ни в коем случае: в таком возрасте начинать учиться музыке или балету бессмысленно! Так мы на корню убьём всю уникальную систему детского музыкального образования, которой Запад всегда завидовал и благодаря которой у нас каждый год появляются сотни новых искорок - слово «звезда» я не люблю.

И уже на следующий день министр культуры приехал в знаменитую ЦМШ - Центральную музыкальную школу, чтобы разобраться с этими новыми стандартами. К счастью, всё оказалось не так печально и спецшколы никто трогать не будет.

Растим конкурентов

«АиФ»: - Денис, вы член Совета по культуре при президенте, недавно возглавили Общественный совет при Министерстве культуры. Плюс фонд «Новые имена», который занимается поиском и поддержкой юных талантов. У вас на инструмент-то время остаётся?

Д.М.: - Я сразу сказал: если почувствую, что вся эта общественная работа будет влиять на качество исполнения - техническое, душевное, то сразу отойду от всех этих дел. Потому что, если бы не было успеха здесь (кивает на инструмент), не последовало бы приглашений ни в советы, ни на фестивали. Это всё появляется после того, как ты чего-то добился в профессии. Да, я на это положил огромное количество лет, объездил больше сотни российских городов - если быть точным, 110. В некоторых бывал по 20-30 раз. Это же не просто так! Никакая реклама, никакой пиар в нашем цехе не работают - к сожалению или к счастью. Как однажды сказал про меня маэстро Юрий Темирканов, «у Мацуева весь пиар в его пальцах». (Стучит по крышке рояля.) Тьфу-тьфу-тьфу, пока все мои проекты - и советы, и фестивали, и фонд «Новые имена», и Фонд Рахманинова - только придают мне драйва. После всего этого ещё сильнее хочется бежать к инструменту и учить новый репертуар. Я заряжаюсь от этого.

Понимаете, совет - это орган, который помогает чиновникам разобраться, в каком состоянии находится сейчас наша культура. Я из своих 180 концертов в год около 50 играю в России. Не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в провинции. Поэтому прекрасно осознаю те тенденции, те катастрофы, которые неизбежно на нас обрушатся, если срочно не взяться за дело.

«АиФ»: - И где хуже всего?

Д.М.: - То, о чём я говорил на Совете по культуре, - если сейчас не исправить положение, в котором оказались наши музыкальные школы, «Кирдык Петрович» в этой области наступит очень скоро. Потому что зарплата в
5 тысяч рублей для преподавателя - это не то что оскорбление, это издевательство! Прав был Валерий Гергиев, который сказал на совете, что музыкальные школы без инструментов - это постыдное явление. И школы без уроков музыки - это постыдное явление. О каком сохранении великих традиций российской исполнительской школы мы можем говорить, если учителя из школ Иркутска, Благовещенска, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре уезжают преподавать в Китай? Воспитывая, между прочим, наших конкурентов...

Когда мы видим, как на олимпиадах побеждают фигуристы, которых готовили российские тренеры, нам становится обидно, начинаются громкие разговоры о потере престижа в спорте. Но то же самое происходит и в музыке - на международных конкурсах сегодня побеждают китайцы, японцы, корейцы, которых воспитывали русские педагоги.

Да дело даже не в музыкальных школах - проблема гораздо шире. У нас ведь изначальный подход к культуре неправильный - как к чему-то несерьёзному, второстепенному. Я внимательно изучил нацпроекты - среди них не было ни одного, связанного с культурой! Да и закон о культуре зреет в недрах разных ведомств уже лет 20. А ведь он для государства не менее важен, чем бюджет! В нём должно быть чёткое разделение того, что такое массовая культура и что такое высокая культура. У нас никогда этого не было! Более того, в эти 20 постперестроечных лет в обществе происходила преступная, на мой взгляд, вещь - массированная атака попсы. Плавно, незаметно в сознание народа внедрялось, что у нас именно это ценно - безголосые певцы и певички, отупляющие мотивчики. Хотя ещё академик Лихачёв говорил, что культурой должно быть пропитано всё и все - от медсестры до президента. А культура наша, если не ошибаюсь, с 1978 года финансируется по остаточному прин­ципу. Спасибо, есть решение правительства в следующем году выделить на неё дополнительно 4 млрд рублей, до этого речь всегда шла только о сокращениях!

«АиФ»: - А на Западе на культуру средства как выделяют?

Д.М.: - Это совсем другая история. В Америке, скажем, нет ни одного государственного оркестра - всё держится на меценатах и спонсорах. Закон о меценатстве нам нужен как воздух. Как воздух! А он тоже зреет лет 20.

«АиФ»: - Закон зреет. А меценаты, готовые вкладываться в наши оркестры, музеи созрели?

Д.М.: - Конечно! Просто сейчас они действуют по указке сверху. А есть и те, кто хотел бы помочь искренне, без всяких понуканий. Но почему-то в умы некоторых чиновников или людей, наделённых правом принимать законы, закрадывается сомнение: человек не может хотеть добровольно расстаться со своими день­гами - значит, в его поступке какой-то подвох, элемент какого-то шулерства. И государство при этом культуру нормально не финансирует. Финансирование культуры - вообще отдельный разговор.

Источник фото: russianlook.com

Лечение музыкой

«АиФ»: - Вот-вот, приходите вы, предположим, к министру финансов и говорите: «Давайте на культуру нормальные деньги выделим». А он вам: «Мне их придётся тогда у нефтянки откусить. Но нефть - это возможность заплатить пенсии и зарплаты. А ваши Танеев с Чайковским - они кого накормят?»

Д.М.: - О! Я найду что ему ответить! Танеев с Чайковским накормят так, что та же нефтянка покажется ерундой. И нефтяники совсем под другим ракурсом на свои вышки посмотрят. Мы все прекрасно понимаем, что высокая культура - это основа существования любого государства. Отношение к культуре как к развлекаловке должно меняться. И оно меняется! Мои коллеги подтвердят: за последние годы мы переживаем бум классической музыки. Потому что люди потихонечку разбираются, где настоящее, а где - так, подделка, когда тебе включают фонограмму и обманывают, не стесняясь. Я тут приехал в Одессу на гастроли и увидел потрясающую афишу. По украинским законам на афише у любого исполнителя нужно указывать, будет ли живой звук. И вот я читаю афишу: «Денис Мацуев. Москва. Рояль. Живой звук». А снизу кто-то написал от руки: «Приедет сам». После чего я понял, что в этом городе всё в порядке. (Смеётся.)

Но если серьёзно, то народ начал понимать, что классическая музыка обладает даром излечивать. На концертах публика отключается от всех негативных моментов, бешеного ритма жизни, политических проблем, депрессий - даже от болезней! Почему я так бьюсь за музыкальные школы? Да, далеко не все выпускники в будущем станут выдающимися исполнителями. Но у ребёнка, который занимается музыкой, начинает активно работать другое полушарие. Мы таким образом воспитываем гармоничные личности, которые сформированы классической музыкой, а не попсой.

«АиФ»: - В спорте мы уже столкнулись с тем, что на смену именитым, но возрастным спортсменам почти никто и не пришёл…

Д.М.: - А вы знаете, что у нас в музыке есть такая смена, которой спорт может обзавидоваться? На наших «Новых именах» каждый год вспыхивают потрясающие личности. В любом городе - Челябинске, Перми, Оренбурге, Иркутске...

Я вам скажу другое: нас восхищают «Барселона», «Реал», «Манчестер Юнайтед». Да, это мегакоманды, мы все молимся на них. А у нас? Темирканов, Гергиев, Спиваков, Башмет, Плетнёв, Федосеев - это и есть «Барселона» и «Реал», вместе взятые. Просто понимают это и способны оценить немногие. Да, когда на олимпиадах всё покатилось вниз, чиновники зашевелились, деньги стали вкладывать, чтобы спорт из ямы вытолкать. А в культуру средства не вкладывались с 1978 года, её всё больше добивают, а мы продолжаем работать и поражать мир талантами. Парадокс, но это именно так и происходит.

«АиФ»: - Живучие вы, однако, музыканты!

Д.М.: - Мы-то? Живучие! Мы ещё всем за культуру пасть порвём, как говорил Леонов в «Джентль­менах удачи»! (Смеётся.)

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (9)
  1. Смолянка
    |
    13:08
    03.10.2012
    0
    +
    -
    зато дополнительно 20 млрд Кавказу дадут.
  2. вологжанка
    |
    13:49
    03.10.2012
    0
    +
    -
    Денис,какой Вы молодец! Вы гордость России.
  3. Раньше на концертах арии из опер великих западных композиторов исполнялись на РУССКОМ языке, были прекрасные переводы и не было проблем. У меня есть большие диски с операми "Риголетто", "Кармен" и пласинка с исполнением Обуховой две арии Долилы на РУССКОМ языке! Почему сегодня певец, зачастую "народный", в столице России, в коцертном зале им. Чайковского поет те же ари на иностранном языке? Решите эту проблему в своем общественном совете и количество любителей классической музыки удвоится.
  4. Аргута
    |
    00:52
    06.10.2012
    0
    +
    -
    ///Раньше на концертах арии из опер великих западных композиторов исполнялись на РУССКОМ языке, были прекрасные переводы и не было проблем./// Приди ко мне, любовь моя, приди моя отрада. О как я буду рада женой твоею быть. Мои мечты - одна лишь ты. Ангел мой, вновь я твой. Есть, правда, и качественные переводы, но часто всё-таки предпочитаешь слушать на языке оригинала, тем более, что он более гармонично ложится на музыку. Так что с исполнением на русском языке не всё так просто. Всё-таки в опере главное - музыка...
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда водители будут обязаны надевать светоотражающие жилеты?
  2. Как будет выглядеть форма олимпийской сборной РФ по хоккею?
  3. Зачем сторонники Саакашвили штурмовали Октябрьский дворец в Киеве?




Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах


Новое на AIF.ru