aif.ru counter
Сергей Грачёв 179

Сергей Соловьёв: «Россия - между совестью и кАССой»

«Эпоха чистого искусства кончилась. Началась коммерция… Поставить под угрозу будущее России может только её внутреннее состояние,...

Сергей Соловьёв готовится представить на суд зрителей сразу две картины:

«Асса-2» и фильм, на создание которого у него ушло более 10 лет, «Анна Каренина» с Татьяной Друбич, Александром Домогаровым, Александром Абдуловым и Олегом Янковским в главных ролях. Фильмы выйдут почти одновременно, и это неслучайно. Режиссёр называет их дилогией. По замыслу автора одна картина логично перетекает в другую.

- Сергей Александрович, вы как-то сказали, что Анна Каренина - это человек с гипертрофированной совестью, каких сегодня не осталось. В чём же тогда для нас заключена актуальность романа Толстого, если в центре его - герой с утраченными сегодня качествами?

- Мы живём в ужасающе бессовестные времена. При этом вместе с совестью успешно теряем и Бога внутри себя. Но в то же время в генах каждого из нас всё ещё живёт память о важнейших человеческих качествах. Именно к этой генетической памяти русских людей и хочется обращаться. В том числе и снимая кино. У Эренбурга есть такие строчки: «Есть надоедливая в мире повесть - как плачет человеческая совесть...» По сути таковой надоедливой «повестью о совести» является «Анна Каренина». Из этого романа, в частности, складывается понимание того, зачем нас судьба закинула в те обстоятельства и условия, в которых мы сейчас находимся. Только ради того, чтобы разобраться на уровне человеческой правды хотя бы с этим мотивом произведения, имеет смысл вновь обращаться к экранизации Толстого.

Радость фарцовщика

- Вы утверждаете, что современное общество живёт без совести и без Бога. Чем это может быть чревато для будущих поколений?

- Без совести жить можно, так же как без руки или без ноги. Вмиг катастрофы не случится. Но в будущем, причём ближайшем, такое существование может привести к тому, что мы все станем частью огромного общества духовных инвалидов, если хотите. Сейчас кричат о потере многополярного мира. Но, по-моему, куда более страшна утрата многополярности человека. А ведь именно это сегодня и происходит. В какой-то момент вдруг выяснилось, что единственное мерило всех ценностей - это деньги. Да, во времена рынка производство калош куда более значимо и выгодно, чем всё остальное. Но делать из этого великую философию огромного общества - это же маразм!

Я прекрасно помню коммунистическую эпоху, тяжелейшее, жуткое ощущение от неё. Но во времена красного флага у людей была пусть демагогическая, но какая-то светлая цель, которая по своей идее и структуре была близка к христианской. Недаром итальянский коммунист Пьер Паоло Пазолини снял коммунистическую притчу о Христе - «Евангелие от Матфея». А что можно снять про идеи и стремления нынешней эпохи? Фильм-оду «Радость фарцовщиков»? Может быть, мировой финансовый кризис грянул неспроста. Может быть, именно он заставит человечество пересмотреть сложившуюся шкалу ценностей.

- Вот вы всё о грустном, а ведь кроме всевозможных испытаний этот год принёс России и хорошие новости. Например, серию спортивных побед, которые в один миг объединили страну. Разве хотя бы это не даёт вам поводов для оптимизма?

- Спортивные победы меня хоть и радуют, но они точно не являются поводом для тотального оптимизма в отношении будущего страны. Конечно, замечательно, что спорт время от времени возвращает нас к уважению национального сознания. Но как факт российской истории все эти наши победы и крики «Россия, вперёд!» - всё-таки «фальшак». Сегодня мячик катится в одну сторону, а завтра - в другую. Сегодня шайба в воротах противников, а завтра - в наших. Всё это мелочи в масштабах истории.

Философия одурения

- В своё время ваш фильм «Асса» провозгласили гимном перестройки, символом нового поколения. А каких гимнов и символов, по-вашему, не хватает сегодня?

- Насчет «Ассы» мне недавно одна умная девушка сказала: «Нам всем казалось, что ваша картина - это символ начала новой эпохи. Но мы глубоко ошибались… «Асса» в действительности стала финалом. Финалом эпохи и честного искусства. Дальше началась коммерция…»

А что касается символов и гимнов чему или кому-либо, то я не уверен, что они вообще нужны сегодня. Мы уже достаточно хватили всей этой пафосно-пропагандистской галиматьи в советские годы.

Был такой замечательный русский писатель Борис Можаев, который писал деревенскую прозу. Когда однажды мне посчастливилось с ним встретиться, я очень хотел расспросить его о многих, как мне тогда казалось, важнейших вещах: каково, например, его мнение о кукурузной программе Хрущева. Я спрашивал-спрашивал, а Борис Андреевич слушал и смотрел на меня, как на законченного придурка. «Всё это пена, - сказал он. - И эта пена быстро сойдёт, о ней забудут. Всё настоящее - под пеной». Сегодня, на мой взгляд, количество пены в разы увеличилось.

- Многие неравнодушные люди говорят о том, что будущее России ставит под угрозу наше же телевидение. Вы согласны?

- Мне тоже не всегда интересно то, что там показывают. На экране то и дело какие-то ворюги, истории из жизни каких-то моральных уродов или тошнотворно-гламурных псевдозвёзд. При этом совершенно нет нормальных, обыкновенных людей. Хотя бы теоретически представить то, что кой-какой народ кое-где у нас всё-таки существует, я могу, пожалуй, лишь по передаче «Играй, гармонь». Я вглядываюсь в этих поющих людей, иногда вдруг улыбающихся даже железными зубами, и вижу в них действительно что-то человеческое, вижу в них каких-то своих родственников.

Угрожает ли ТВ будущему нашей страны? Возможно, поскольку оно напрямую задействовано в «оболванивании масс». Поставить под угрозу будущее России может только её внутреннее состояние, которое, увы, сегодня крайне плачевно. Наступила эпоха Большой жратвы, сменившая Великий голод. А Большая жратва разрушительна, если у общества замутнён духовно-нравственный стержень. Рядом с нами находятся люди, которые пытаются этот стержень восстановить, но их мало кто слышит. Вот жил Солженицын, пытался объяснять, как нам «обустроить Россию». Но ведь в той же Госдуме на него смотрели как на идиота. Никто же не интересовался, что и когда говорил Солженицын. А ведь он был действительно грандиозным мотором духовной жизни России.

У нас немало умных и всё понимающих людей, способных приносить в общество идеи, как ему жить по совести, по разуму и по любви. Мы должны научиться их слышать. Однажды Александра Блока спросили: «Что-то вы в последнее время стали мало писать. Россия беспокоится. Может быть, вам что-то мешает работать?» Поэт на это совершенно серьёзно ответил: «Да, мне мешает Лев Толстой». Так вот, когда нам всем начнёт мешать жить и работать Толстой, Россия наконец начнёт морально выздоравливать. Может быть, за этим и следовало «Каренину» снимать…

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему нельзя выбрасывать чек из банкомата?
  2. Кто взял на себя ответственность за взрывы на Шри-Ланке?
  3. Когда Зеленский вступит в должность президента?


Самое интересное в регионах