Татьяна Уланова 0 1625

Алексей Рыбников: наш человек хочет, чтобы в театре ему душу вывернули

Автор множества суперхитов и легендарной музыки к картинам и спектаклям — в эксклюзивном интервью АиФ.ru.

Алексей Рыбников, 1996 г.
Алексей Рыбников, 1996 г. © / Владимир Федоренко / РИА Новости

Рок-опера «Юнона» и «Авось», фильмы «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Тот самый Мюнхгаузен», «Остров сокровищ», «Вам и не снилось», «Звезда»... Нет, даже все суперизвестные произведения Алексея Рыбникова назвать не получится. Сам композитор, когда количество картин перевалило за сотню, считать их просто перестал. Зачем тратить время, которое можно использовать с большей пользой? Например, написать музыку еще к 100 фильмам.

«Мелодия должна крутиться в голове»

Татьяна Уланова, АиФ.ru: — Многие картины, к которым вы писали музыку, становились мегапопулярными не только из-за крепкой режиссуры и талантливых актеров, но и благодаря вашим хитам. В «Приключениях Буратино» — «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда», «Кто доброй сказкой входит в дом»...

Алексей Рыбников: — Да-да... Стоит сыграть хотя бы вступление, даже малыши встают и хлопают в ладоши.

— Часто композиторы на вопрос о секретах написания популярной мелодии отвечают: «Что вы! Я и предположить не мог, что песня станет популярной». А у вас бывает предчувствие: «Да, вот это произведение, пожалуй, получилось»?

— Для начала нужно сыграть родным, близким, знакомым...

— Но они же все вас любят!..

— Никакой любви! Просто так комплименты раздавать никто не станет, и, поверьте, иногда бывают очень острые замечания. Ну, вот сыграл, спел... На время надо все забыть. А если утром проснешься и поймешь, что музыка сама пришла к тебе... и не только к тебе, но и ко всем, кому сыграл, значит, действительно получилось. Мелодия должна постоянно крутиться в голове...

— И всегда это срабатывает: крутится — значит, будет хитом?

— А все, что не крутилось, я выбросил. Эти варианты никому не известны. Обычно сразу чувствуется, будет запоминаться или нет.

«Ты меня на рассвете разбудишь» — слишком просто?

— С «Юноной» и «Авось» было именно так?

— Неожиданность была только с романсом, который запомнился больше других, — «Ты меня на рассвете разбудишь». На него я надежд не возлагал. Мелодия казалась слишком простой. А композитору всегда хочется чего-то интересненького, с изюминкой, чего не было у других... Это бывает необходимо, но иногда народу нужно что-то очень и очень простое.

— Обидно, когда говорят, что визитная карточка Рыбникова — «Юнона» и «Авось»?

— Видите ли, у меня ведь немало мелодий из кинофильмов, которые уже и 35, и 40 лет любят люди разного возраста. Потом, что же, Моцарт должен был обижаться, потому что написал «тара-дАм-тарадАм-тараДарам»? Бетховен страдал бы из-за «та-да-да-дАм, па-па-па-пАм»? Да и моего учителя Арама Хачатуряна многие знают только по «Танцу с саблями»...

— У вас есть объяснение, почему именно спектакль «Юнона» и «Авось» вот уже 36 лет идет с аншлагами?

— Это был крик души. Там серьезная, глубокая основа. Причем с публикой не заигрывали. И не было никакой, как сейчас говорят, ориентации на рынок.

— Тогда об этом, наверное, не думали? Это сейчас успех произведения во многом зависит от рекламы?

— Что вы! И тогда думали! Многие советские хиты, которые исполняются сегодня, были написаны именно в конце 1970-х — начале 1980-х. Но, если честно, я был уверен, что ни одна из мелодий «Юноны» и «Авось» не станет хитом в общепринятом понимании этого слова. Религиозные музыка и тема, ария Богородицы, сложные стихи с контрфорсами Вознесенского... Много было наворочено всего...

Четыре года назад Театр Алексея Рыбникова представил авторскую версию рок-оперы «Юнона» и «Авось» на международном фестивале оперного искусства в Венгрии. А знаменитая фирма «Мелодия» вручила композитору «платиновый» диск за два миллиона проданных экземпляров «Юноны» и «Авось». Сегодня в Москве можно увидеть эту версию. А также послушать концертный вариант «Юноны» и «Авось».

— Начало ХХI века ознаменовалось в Москве манией мюзиклов. Но ни одному из них не суждено было жить долго. Может, все потуги напрасны — мюзикл просто не русский жанр?

— Направда! Неудобно приводить в пример себя, однако, музыкальный спектакль «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» шел 19 лет. Не говоря уже о «Юноне» и «Авось». Если же вспомнить мюзиклы последних лет, то я часто ловил себя на том, что равнодушно наблюдаю за происходящим на сцене. Нет хорошей музыкальной драматургии, ярких запоминающихся мелодий со стихами. Чувствуешь себя обманутым: вроде красиво, вроде танцевали, пели, а уходишь пустой! Катарсиса нет! Наш человек хочет в театре потрясений, чтобы ему всю душу вывернули наизнанку. Сам я плохой зритель: либо постановка заряжает меня своей энергией на целую неделю, либо отнимает мою энергию, и тогда я неделю хожу больной. Но создавать свои популярные мюзиклы все-таки надо.

«Адский это труд — писать мелкие ноты»

— Иногда вы возвращаетесь к старым вещам. Например, к балету «Кот в сапогах», написанному в 10 лет.

— Скорее, это балетные сцены, из которых можно было бы сделать одноактный балет. Но поставить его сегодня — значит много чего дописать. А мне не хочется. На одном из моих юбилеев «Кот в сапогах» был представлен в том виде, в каком я написал его более 60 лет назад. Надо было подводить итоги, вспомнить, с чего все начиналось...

— И как сейчас умудренный опытом композитор оценивает свой детский опус?

— Слушать можно, музыка не раздражает слух и даже выдержала стены Большого зала Консерватории (это очень опасная площадка, можно испытать огромное разочарование). Но я нервничал из-за всех своих произведений, которые на том концерте прозвучали впервые. К счастью, если судить по реакции зала, все прошло хорошо.

— На самом деле «Кот в сапогах» ведь не первое ваше произведение. Первое было в 7 лет...

— Ну да, не мог же я сразу балет написать. Года три сочинял всякие мелкие произведения.

Алексей Рыбников за фортепиано, 1983 г.
Алексей Рыбников за фортепиано, 1983 г. Фото: РИА Новости/ Борис Ушмайкин

— Получается, вы занимаетесь этим 65 лет. Сколько же тонн бумаги исписали?

— Много, очень много. Все хранится, в том числе «Кот в сапогах» — в оригинальном карандашном варианте в нотной тетрадке... Адский это, конечно, труд — писать мелкие ноты. Но пока хватает сил и усидчивости.

— А как же компьютеры, всякая аппаратура — вон у вас ее сколько?

— На компьютере создаю модель звучания симфонического оркестра, много раз слушаю. Когда все устраивает, пишу от руки партитуру (нотного стана еще никто не отменял!). Затем отдаю людям — они набирают на компьютере... Да, главное забыл! В самом начале все это нужно сочинить в голове.

— Ну невозможно же держать в голове всю симфонию!

— Всю — невозможно. Хотя, нет... Если будешь держать мелкими эпизодами, целое развалится. Так что всю форму приходится держать в голове.

— Это какую же голову надо иметь!

— О да! Поэтому приходится потом проверять — что удержал, записывать...

«Чтобы билетерша прослезилась»

— Вы не раз говорили, что стремитесь писать симфоническую музыку для всех...

— Чтобы она была интересна всем! Неправда, что есть музыка для специальных слушателей. Уверяю вас, все композиторы, даже самые авангардные, мечтают, чтобы билетерша и уборщица услышали и прослезились...

— Они, может, и мечтают. Но, простите, все-таки Шнитке (не то, что он писал для кино, а настоящие симфонии) и Губайдулину способны воспринимать лишь подготовленные уши. И, если провести аналогию с книгами, труды философов — тоже чтение не для всех.

— Нет, нет, вы ошибаетесь. Симфоническая музыка, и достаточно сложная, звучит сейчас во всех голливудских фильмах — в погонях, драках, битвах. Там ее пишет целая когорта специалистов, порой звучит просто махровый симфонизм, и эта музыка сегодня — самая коммерческая. Да, был период, когда классика оплакивала распад мира. Но это был ХХ век, что вы хотите — фашизм, коммунизм, миллионы погибших... Концлагеря, печки, в которых жгли людей... Трагедии... Пепелище... Естественно, музыка как тонкое искусство среагировала на это распадом музыкальной ткани. Культивирование распада, если так можно сказать, задело многих композиторов и увлекло за собой. Но в ХХI веке музыка снова должна стать созидательной и дающей энергию.

— У вас много киномузыки, но вы не называете ее музыкой на заказ, потому что пишете так, как считаете нужным. Почему же в свое время отказались сочинить оперу о Павле Корчагине? Ведь и о нем можно было высказать свое мнение?

— Ну как это можно? Хм!.. Если не вдохновляет сюжет... Я должен сопереживать герою, даже сам как будто стать им. Павкой Корчагиным я стать никак не мог! Сейчас, кстати, серьезный кризис тем. Мне не с кем себя соотносить. Важно, чтобы тема меня задела, чтобы я был одержим идеей перевоплотиться в героя, прожить полнокровно его жизнь...

«Производителем моих дисков буду я сам»

— В фильмах «Заяц над бездной» и «Дело о мертвых душах» это получилось?

— Мысленно переселиться в параллельный мир в «Зайце» было любопытно. В Бессарабии балканская, молдавская, цыганская музыкальные культуры причудливо переплетены, музыка объективно получилась интересной. С миром Гоголя я никогда прежде не сталкивался. Оказалось, Лунгин очень тонко в него проник. Я вдруг почувствовал Николая Васильевича (все-таки в произведениях Гоголя главный герой — он сам), и писал быстро, легко.

— Вы уже выпустили несколько альбомов музыки, написанной к фильмам. Но количество ваших картин давно перевалило за сотню. Значит, будет продолжение?

— Обязательно. Будут песни и музыка к картинам, созданным в последние годы.

Фото: www.globallookpress.com

— Вообще-то композитору сегодня выгодно издавать свои диски?

— Ох!.. Если только он сам их издает. Если кто-то другой — совсем невыгодно.

— Но вы-то — сами?

— Да, у меня есть студия... Хотя приучить издателей к мысли, что теперь производителем моих дисков буду я сам, было очень трудно. Им это совершенно не понравилось. Я бы даже сказал, категорически. Но для меня пути назад уже нет.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Центр Луганска захватили неизвестные. Кто они?
  2. При каких условиях «Спартак» пройдет в плей-офф Лиги чемпионов?
  3. О каком новом виде мошенничества со СНИЛС предупредил Пенсионный фонд?


Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах

Новое на AIF.ru